Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Начать и кончить!

Подготовка к Песаха в еврейском доме - это целое событие, поглащающее всех его членов на целый месяц, а то и более. Но если к внешней стороне праздника мы заранее столь тщательно готовимся, то не стоит ли заранее позаботиться и о его духовной стороне? Наша редакция попытается хотя бы частично взять на себя эту заботу. Итак, начнем, пожалуй.
Центральной частью первой, праздничной ночи Песах – Седера (в переводе – «проядок») – безусловно является чтение Пасхальной Агады: четко сформулированного нашими мудрецами рассказа о выходе евреев из Египта. В полную противоположность общепринятому правилу «начали за здравие, а кончили за упокой» (или в более современном пересказе «хотели как лучше, а получилось как всегда»), текст Агады построен по принципу «начинается с плохого, а кончается плохим». В этом – суть еврейского подхода ко всему происходящему.
Недаром еврейский день начинается с...вечера, как сказано «И был вечер, и было утро – один день». Мы твердо верим, что все неустойки, неудачи и несчастья в конце концов станут достояние прошлого и являются лишь прелюдией к свету, виднеющемуся в конце туннеля каждому, кто действительно хочет его видеть.
Все хорошее в празднике Песах – очевидно: что может быть лучше долгожданного выхода на свободу (о том, что такое свобода по-еврейски мы поговорим в наших следующих рассылках)? Но что-же это за плохое, с которого начинается наша Агада? С описания ужасов египетского рабства? Нет! Еще раньше! Намного раньше - «Вначале наши предки были идолопоклонниками... «Так говорил Г-сподь, Б-г Израиля: по ту сторону реки (Евфрат) жили отцы ваши издревле, Терах, отец Авраама и отец Нахора, и служили другим богам»».
Не кажется ли вам странным упрек наших предков в идолопоклонстве и вообще упоминания Тераха и Нахора в данной ситуации – в час когда мы празднуем фактически становление еврейского народа? Где еще мы слышали, чтобы афишировались истоки еврейской истории до первого еврея Авраама? И причем здесь Нахор?
Многие из нас заблуждаются, считая Песах не более чем днем национального рождения, а его ритуалы, как и все связанное с еврейской религией – не более, чем исторической традицией. Наверное, так было всегда, но на сегодняшний день данная тенденция заблуждения чувствуется особенно остро.
Вот именно против этого с самого начала и выступает Пасхальная Агада. Вы считаете сегодняшний праздник всего лишь данью прошлых традиций? С чего бы это? Если уж вспоминать о корнях, то ваши предки вообще были идолопоклонниками и родной брат нашего праотца Авраама так на всю жизнь и продолжил «традицию отцов», а уж кто решил, что «мы пойдем другим путем», так это сам Авраам! Так что разговоры о традициях здесь неуместны. Точно также как неуместны мнения о том, что целью Пасхального Седера является исключительно
воспитание будущих поколений. Как сказано, даже если на Седере не присутствуют дети, ведущий Седер обязан проводить его по всем правилам для остальных окружающих. Если же еврей находится в полном одиночестве, он все равно обязан провести Пасхальный Седер по всем канонам для...самого себя!
Мы празднуем Песах не как дань дряхлому прошлому, а потому что и сегодня, и завтра, и «в каждом поколении человек обязан ощущать, как будто бы он сам вышел из Египта». Мы соблюдаем Тору не как бремя, взваленное на наши плечи (и головы) нашими предками, а потому что это – наша жизнь!

Недельная глава «Ки тазриа»
В этой недельной главе обсуждаются законы роженицы, заповедь обрезания и начинается объяснение признаков болезни цараат, порождаемой сугубо духовными причинами.



Сегодня мы бы хотели затронуть несколько важнейших тем. Во-первых, не задавались ли Вы вопросом, как определяется название той или иной недельной главы? К примеру, почему прошлая недельная глава называлась «Шмини», а сегодняшняя «Ки тазриа»? Обычно принято считать, что название каждой из 52 недельных глав Торы зависит от первого слова, с которого глава начинается. Однако это объяснение не совсем точное. Многие главы (в том числе и глава «Ки тазриа») начинаются с небольшого «предисловия» вроде «и говорил Б-г
Моше», но ни одна глава не называется «Говорил». Ну, это вполне понятно – так как подобные предисловия достаточно часты, чтобы избежать путаницы в названиях глав, в качестве названия берется первое «оригинальное» слово, обладающее значительным смыслом. Стоит заметить, что помимо «общих вступлений» пропускаются и слишком «общие» слова, лишенные конкретизированного смысла. Так, по идее, прошлая глава начинается со слова «йом» («день»), а сегодняшняя (сразу после «введения») – со слова «иша» («женщина»), но оба
эти понятия слишком обобщены и мудрецы предпочли дать главам названия «шмини» («восьмой») и «ки тазриа» («если зачнет»).
Как?! Одну минуточку! Тора прямым текстом говорит о зачатии? А где же пресловутая еврейская скромность?
Еврейская скромность навряд ли нуждается в адвокатах. Одним из трех базисных качеств евреев (и в частности еврейских невест) наряду с состраданием и готовностью реально помочь ближнему по праву считается скромность. Причем это понятие скромности распространяется на множество областей, в том числе скромность поведения, скромность речи и, безусловно, скромность в одежде (особенно женской).
Но насколько иудаизму и евреям свойственна скромность, настолько же им чуждо лицемерное ханжество. Мы не говорим своим детям, что нашли их в капусте или купили в магазине. В конце пасхальной Агады приводится полудетская считалка «один – кто знает?», в которой на каждое число от одного до тринадцати говорится определенное понятие еврейской жизни: один – Б-г на свете, две – скрижали завета, три – праотца (Авраам, Ицхак и Яаков)…восемь – дней до обрезания и т.д. Как Вы думаете, какое понятие связано в этой считалке
с числом девять? Совершенно верно! Девять - месяцев беременности.
Конечно, всему свои границы. И еврейские девушки не вникают во все тонкости и детали семейной жизни до того, как они окончательно решают выйти замуж.
Но в общем, называя определенные вещи своими именами, мы оберегаем наших детей в лучшем случае от анекдотичных ситуаций (когда после подробных маминых объяснений, что дети появляются в стакане с водой, оставленном на ночь рядом с кроватью, испуганный ребенок с криками «и это мой сын?!» прибегает к родителям с…пауком, свалившимся ночью в его стакан), а в худшем – от подглядывания в замочную скважину, матерного лексикона и «ореола» пошлости, к несчастью, так часто окутывающего святые таинства любви!

Жемчужины еврейского комментария

«А на восьмой день обрежут его крайнюю плоть» (Ваикра 12:3)
Обрезание (брит-мила) – важнейшая заповедь евреев! Это - первая заповедь даннная первому еврею (Аврааму)! И она упоминается вновь в этой недельной главе.

Книга «Сефер Ахинух» в общих чертах разбирает смысл и способ выполнения всех 613 заповедей. И вот что там говорится по поводу заповеди обрезания. Эта заповедь наглядно показывает, что для того чтобы быть настоящим представителем народа Всевышнего недостаточно лишь особых внутренних душевных качеств – необходимо их внешнее проявление, в том числе и постоянный отличительный знак прямо на теле.
Но почему же тогда Б-г не создал евреев изначально обрезанными, чтобы этим заведомо показать всем народам их обособленность?
Все дело в том, что выполнение этой заповеди самими людьми из плоти и крови намекает нам, что как «усовершенствование» тела, так и «совершенствование» души – находится в наших руках.

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Женский уголок

Итак, продолжаем составлять питательное и разнообразное меню на неделю Песах, позволяющее соблюдать все диетарные законы этого строгого праздника, не нарушая при этом заповедь «и радуйся в свой праздник». Как известно, иудаизм отнюдь не требует от нас полного отрешения от материальных благ, а, скорее наоборот, поощрает получение максимальных удовольствий во всех сферах нашей жизни (естественно, включая питание), но в рамках дозволенного законом. И поверьте, все эти законы на самом деле, служат лишь на благо
самому человеку.
Стандартным заменителем крупяных каш на завтрак, как правило, являются сытные яичные блюда. Однако совсем не обязательно повторять эпизод из фильма «Одиноким предостовляется общежитие» («на завтрак – яичница, в обед – яичница, на ужин – омлет»). Ведь можно, к примеру, испробовать хотя бы следующий рецепт «пестрой яичной запеканки».
А вместо мучных блинов и оладей мы предлагаем вам изысканные блинчики из картофельной муки. Кстати, нарезав их на тоненькие полоски, в ваших руках - чудесная пасхальная вермишель! А дальше – фантазируйте сами!

Пестрая яичная запеканка

В 6 взбитых яйца добавьте 100 г сметаны, смешанной со 100 г тертого сыра. Добавьте также нарезанные кубиками морковь, картофель, красный и зеленый перец, помидор, по пол-стакана укропа и петрушки (или любой другой зелени) и нашинкованную маленькую головку лука. Посолите, поперчите, обжарьте минут 5 на сливочном масле, закройте крышкой и тушите еще минут 40 на небольшом огне.

Картофельные блинчики

Приготовьте тесто из трех столовых ложек картофельной муки, двух взбитых яиц, двух стаканов воды и пол чайной ложки соли. Выкладывайте тонким слоем на хорошо смазанную маслом небольшую сковородку и прожарьте с обеих сторон. Готовые блинчики идеально сочетаются с любой начинкой – мясной, молочной (творожной, сметаной, брынзой), рыбной и даже фруктовой.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Антисемит обратился в бюро путешествий: «Я бы хотел провести отпуск там, где жаркий климат и нет евреев.»
Чиновние долго думал и сочуственно развел руками: «К сожалению, ничем не могу Вам помочь. Единственное место, где жарко и нет евреев – это ад!»
*
Учитель музыки говорит маленькому Осе:
- Предупреждаю, что если не будешь вести себя как следует, я скажу твоим
родителям, что у тебя есть талант!

В избранное