Вот уже приближается, наверное, самый святой день еврейского календаря – Йом Кипур (День Искупления). В этот день большинство евреев (среди них и те, кот в повседневной, будничной жизни достаточно далеки от еврейства) соблюдают строгий пост. Между тем в самой Торе помимо заповеди поститься 10 тишрея (в этом году - с вечера среды до выхода звезд в четверг), в книге Ваикра заповедано, между прочим, поститься и 9 тишрея. Что? Поститься более двух суток? Где это видано, где это слыхано?! Это просто невыносимо!
Совершенно верно. Мудрецы Торы с вами согласны. Дело в том, что предпраздничная трапеза накануне самого Йом-Кипура «защитывается» нам как дополнительный день поста! Вот это уже совсем непонятно. Как это еда сама по себе может считаться постом?
Представьте себе, что у нас нет ни малейшей потребности в пище. Кроме того, нам не нужно ни пить, ни умываться. Да и супружеская близость нас нисколько не интересует. Всю свою жизнь мы бы проводили в пламенной молитве. Кем бы мы были? Правильно, ангелами! Безгрешными, бесплотными, чисто духовными существами.
Но в том то и дело, что мы не ангелы. У каждого из нас – свои материальные, физическиесвои потребности. В душе каждого из нас бушуют свои страсти. У каждого из нас свои вредные привычки, свои недостатки, свои пороки, в конце концов. Для того, чтобы выдержать 25 часов поста, нам необходимо хорошенько подготовиться и значительно подкрепиться.
Да мы не ангелы, мы люди! И тем не менее, мы готовы на целый день стать им подобными. И даже более того! Мы готовы стать выше их – ведь у нас есть свобода выбора, у нас есть свои человеческие слабости, над которыми мы способны возвыситься, и мы сознательно выбираем этот путь возвышения! И именно поэтому нам, людям, несмотря на свою приземленность, готовым уподобиться ангелам, сам материальный акт еды защитывается как высшая заслуга, неменьшая, чем сам пост в Йом-Кипур. И точно так же искреннее раскаяние и бесповоротное
исправление превращают все промахи прошлого в заслуги!
Милосердие и суд
Так как в этот раз Йом Кипур выпадает на шабат, недельную главу в этот день в синагогах не читают. Что ж, значит у нас есть еще немного места поразмышлять о сущности этого дня.
В детстве мы мало что слышали об иудаизме. А те минимальные познания в еврейских традициях ограничивались, по большей частью, еврейскими праздниками. О глубине этих познаний можно иметь представление хотя бы на основе следующего эпизода : «самый еврейский бутерброд» из мацы с ветчиной на «пасху» являлся для нас не кощунственным анекдотом с антисемитским душком, а самой что ни на есть реальной прозой жизни.
И одним из самых ярких, впечатляющих и грозных еврейских воспоминаний детства был страшный и неведомый Судный День, в который более старшее поколение «даже зубы чистили так, чтобы не проглотить ни капли воды!» (для справки: по еврейскому закону чистить зубы в Йом-Кипур запрещено со всей строгостью остальных запретов, включая все работы, запрещенные в шабат, а также воздержания от еды, питья, умывания выше кончиков пальцев, интимных отношений и ношения кожаной обуви). Со временем, уже разобравшись, что к чему
в еврейской жизни, нас не раз удивлял тот факт, что настоящий, грозный, Судный День, т.е. день неподкупного Б-жественного Суда – Рош-Ашана, называется просто «еврейский, новый год», а Йом-Кипур, день последнего шанса на амнистию, самый святой и по сути своей милосерднейший день в году – переводится, как Судный День и прочно ассоциируется с грозным судом. Неужели отказ на сутки от пищи является для нас трагедией такого масштаба, что автоматически связывается в нашем мозгу с чем-то самым ужасающим и устрашающим
на свете? Или духовная нечистота в наше время дошла до такого уровня, что само понятие исключительной святости нас подсознательно пугает?
Но как бы то ни было, эта путаница в определниях явно дает нам повод задуматься над тем, насколько понятия суда и милосердия порою перепутаны в нашем понимании. Как часто «горькие пилюли» из милосердия посланые нам с небес для нашего же духовного выздоровления кажутся нам не более чем суровым наказанием (если не сказать, просто «издевательством»!), в то время как мы «всей душой» стремимся к тому, что нам представляется «высшим блаженством», на деле являющимся почти что смертельным ядом! Как мы вздыхаем при одной
только мысли о «тяжком бремени» 613 заповедей, не понимая, что на самом деле они не только не выражают «суровость приговора», но по сути свое призваны стать высшим проявлением милосердия небес, необъяснимым образом позволяющим нам достичь-таки истинного счастья!
Счастливого вам праздника!
Женский уголок
Как мы уже говорили, обильная трапеза накануне Дня Искупления сама по себе считается величайшей заповедью равной самому строжайшему посту в сам Йом-Кипур.
Однажды знаменитый еврейский праведник и заступник всего еврейского народа, раби Леви-Ицхак из Бердичева, войдя в синагогу с началом службы Йом-Кипура, начал пристально вглядываться в лица присутствующих. Наконец, он воздел руки к небу со словами:
Владыка мира! Посмотри, как непохож Твой народ на все остальные! Ты приказал поститься в День Искупления и приказал побольше есть в кaнyн этого дня. Да если бы дpyгиe народы получили такой наказ, многие из них давно бы были уже навеселе. Твой же нapoд соблюдает слова Твои, и хотя все они ели и пили, все они с трепетом явились в синагогу трезвыми и серьезными, и нет ни одного пьяного среди них. Так прости же ты их!
Так на каком же меню остановить свой выбор по случаю такой важной и нужной трапезы?
Традиционным блюдом кануна Йом-Кипур является куриный бульон с пельменями по-еврейски (именуемыми «креплах»). А кроме того, для тех, кто не представляет себе праздничную трапезу также и без рыбы, учитывая тот факт, что саму рыбу употреблять перед постом не рекомендуется, так как рыбные блюда могут вызвать чрезмерную жажду, мы предлагаем вам также рецепт псевдо-рыбных котлет. Приятного вам аппетита и легкого поста!
Бульон с креплах
Сварите обычный бульон из половины тушки небольшой курицы с добавлением лука, моркови, кореньев, зелени, соли и мясных костей по вашему собственному вкусу и усмотрению. Перемелите куринное мясо с яйцом, маленькой жареной луковицей и перцем. Положите по чайной ложечки фарша на квадратики теста из стакана муки, яйца, соли и четверти стакана воды. (Длина стороны каждого квадратика – 5-7см). Сложите квадратики пополам (в виде треугольников) и хорошенько залепите углы и края. Опустите креплах в кипящий бульон, подождите,
пока они всплывут, и поварите еще минут 15.
Псевдо-рыбные котлетки
Обжарьте 2 луковицы. Добавьте 6 стаканов воды, кружочки 2 морковей, пол-ч.л. соли, ч.л. сахара и щепотку перца. Вскипятите и варите 10 мин. Приготовьте фарш из 1 кг куриных грудок, 2 луковиц, 2 куска булки, вымоченных и отжатых, 2 ст.л. растительного масла, 3 яйца, соли и перца. Слепите котлетки и варите в отваре на медленом огне 40 мин.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Поссорились как-то Сема с Мойше и целый год не разговаривали друг с другом. Но накануне праздника Йом Кипур они решили все-таки простить друг другу все обиды. Под конец Мойше пожал Семе руку и сказал: И желаю тебе всего того, что ты желаешь мне!
- Как?! Ты опять начинаешь?! – возмутился Сема
Престарелый еврей наставляет молодого собрата.
-Представь, что тебе предложили на выбор два мешка - один с умом, а другой с деньгами. Ты какой бы взял?
- Конечно с деньгами!
- А вот я бы на твоем месте взял мешок с умом...
- (смущенно) Ну, каждый, наверно, берет то, чего ему не хватает!