Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Встать! Суд идет!
Недельная глава «Ницавим» всегда выпадает на субботу перед еврейским Новым Годом. И это не удивительно. Ведь ее начало: «Вы все стоите перед Б-гом вашим» совершенно точно передает ситуацию строгого и неподкупного суда, вершашегося над каждым из нас лично, над нами в качестве народа в целом и над всеми народами земли в глобальном масштабе, втечении этих двух трепетных дней Рош-Ашана. В этот день все мы стоим перед судом Всевышнего.
Но, как мы уже неоднократно повторяли, у Торы – 70 лиц и каждый комментатор видит в ней что-то свое. Но прежде чем понять следующее толкование наших мудрецов, надо уяснить себе, что означает слово «ницавим». В стандартных переводах оно переводится как «стоите», но на самом деле это гораздо больше, чем просто стоять. «Ницавим» это «стоять постойке смирно, вытянувшись по струнке, стоять стойко и непоколебимо, не отклоняясь в сторону ни на милиметр». Это воистину наилучшим образом отражает то состояние, с которым
подсудимые реагируют на короткую фразу, столь актуальную в Рош-Ашана: «Встать! Суд идет!»
И вот о такой «духовной постойке» и говорят наши мудрецы в следующем комментарии: даже, когда рушится весь мир, «вы (евреи) стоите». Величайшие империи возникают и разрушаются, идеи и теории выдвигаются и падают, вскружают голову и уходят в давно забытое прошлое веяния моды, а «вы стоите». Вас изгоняют из родных домов, сжигают на кострах инквизиций, загоняют в газовые камеры и травят в сталинских лагерях, а «вы стоите». Вас унижали и уничтожали, вас пытались сравнять с землей и стереть с ее лица, а «вы стоите»,
«Так трудно встать здесь на твердую почву; евреи и все, что с ними связано, так сбивает с толку, задает столько загадок. Изгонять их бесполезно, раз их снова приходится призывать обратно, даже самое простое средство – истребление их - вопроса не решало. Загдака продолжала мучит и задним числом; да и сами они внезапно всплывали на поверхность там, где их меньше всего можно было ожидать,» так говорит устами «положительного, трезвого, деловитого» Иоганна-Даниэля Гарпрехта Фейхтвангер в романе «Еврей Зюсс».
А ведь ключ к загадке – в данном обещании Торы. В том, перед Кем вы стоите, и (что особо важно) в том, Кто стоит за вами! И хотя немалое количество (а именно – 613) заповедей обязывают каждого еврея стоять за них перед судом, именно они дают ту неведомую, необъяснимую, невероятную силу еврейскому народу в целом, и каждому еврею в частности выстоять в веках.


Недельные главы «Ницавим» («Стоите») и «Вайелех» («Пошел»)

Две спаренные главы «Ницавим» и «Вайелех», которые мы читаем в синагогах перед Рош-Ашана, передают речь Моше-рабейну евреям в последний день своей жизни. Евреи заново закрепляют свой союз со Всевышним на все поколения, а Моше-рабейну передает свои полномочия соему ученику и преемнику Йеошуа бен Нуну.

Одной из заключительных тем речи Моше-рабейну, как нельзя более подходящей ко времени, предшествующему грозному дню суда, Рош-Ашана, еврейскому Новому Году, когда по выражению наших учителей «даже рыба трепещет в воде», является тема раскаяния.
Говоря о еврейском раскаянии мы не имеем в виду поведение, подобное Ивану Грозному из трагедии Толстого:

И о а н н
(стоя на коленях)
Вы, верные рабы мои и слуги!
Меж вами нет ни одного, кого б
Не оскорбил я делом или словом...

Ш у й с к и й
Помилуй, государь! Тебе ль у нас
Прощения просить?
...

И о а н н
Молчи,холоп!
Я каяться и унижаться властен
Пред кем хочу! Молчи и слушай: каюсь -
Моим грехам несть меры ни числа!
Душою скотен - разумом растлен и.т.д.

Мы не имеем в виду также те случаи, когда человек бьет себя в грудь за прошлые грехи и прегрешенья, не сомневаясь при этом ни на минуту, что завтра все начнется по-прежнему. Мы говорим о том настоящем раскаянии, которое, согласно еврейским источникам есть наивысшая ступень святости.
Можно было бы сказать, что раскаяние по-еврейски – чувство настолько глубокое и сильное, что оно неизбежно приводит к действию. Но это - только полуправда. Как мы уже неоднократно повторяли, иудаизм – религия действия. Еврейское раскаяние – не позыв к действию, а некий процесс, чьей последней стадией и является то самое действие. А всего таких составных частей раскаяния – три.
Во-первых – ощущение стыда и сожаления за свой проступок на эмоциональном уровне и прекращение подобных действий (мыслей, бездействия – нужное подчеркнуть в уме) на данный момент. Общепринятое определение раскаяния, пожалуй, этим и ограничивается. Иудаизм же видит в этом только начало.
Этап второй - осознание и осмышление совершеного. На этом этапе человек анализирует свой проступок в глобальном плане. Существует особая часть молитвы, несколько раз встречающаяся в литургии Рош-Ашана и Йом-Кипур, в которой мы во множественном числе признаемся в перечне грехов по алфавитному порядку языка иврит. Называется она «видуй» и часто переводится как «исповедь», хотя ее единственным сходным элементом с исповедью в христианском понимании является проговаривание вслух. Казалось бы, какой смысл повторять
хором «мы были виноваты, предавали, воровали и т.д.», если на деле мы не совершали ничего подобного? Но во-первых, эта молитва произносится всем еврейским народом вместе и как бы объединяет наши общие грехи (подробнее о коллективной ответственности читайте в рубрике «жемчужины еврейского комментария). А кроме того, она дает возможность каждому понять как его мелкая прегрешность на деле может отражать величайший грех – как отказ от веры предков «пахнет» предательством, как трата чужого времени – кражей и т.п.
Поэтому-то обязательной частью этого второго «мыслительного» этапа раскаяния является и цитирования вслух молитвы «видуй»
И, наконец, последний этап, как мы уже говорили – этап действия! Кульминацией раскаяния является принятие бесповоротного решения не возвращаться впредь к проступкам прошлого и максимальные старания воплощения этого решения в жизнь.
Так что, вперед! К действию!


Жемчужины еврейского комментария

«Скрытые (грехи человека - удел) Всевышнего, а явные – навечно нам и нашим потомкам, исполнять слова этого Учения» (Дварим 29:28)

Комментатор Раши видит в этом утверждении нашей недельной главы «Ницавим» в нем ответ на острейший и наболевший вопрос – проблема коллективной ответственности. Все хорошо в своем контексте. «Один за всех и все за одного» - прекрасный лозунг, но только не тогда, когда речь идет о наказании. Да, все евреи братья, но как я могу отвечать за проступки другого еврея?
В случае тайных, скрытых грехов наших братьев, успокаивает Раши, нам вовсе нечего беспокоиться. Это «сугубо-личные» отношения самого человека и Всевышнего. Один лишь Б-г знает об этих проступках, и одного лишь виновника он рано или поздно подвергнет наказанию. Не нам об этом беспокоиться. За них мы не в ответе.
Другое дело, когда речь идет об открытых преступлениях против законов Торы, происходящих на наших глазах. Если же в данном случае у нас есть возможность вмешаться, объяснить, предупредить об опасности, которой угрожают подобные поступки самому человеку и всему обществу, и каким-либо образом исправить последствия этого явного проступка, а мы все равно остаемся равнодушны к явным прегрешениям наших братьев, вот тогда-то мы, как будто, становимся его немыми соучастниками, и тем самым заслуживаем и свою часть наказания.
Здесь невозможно пройти мимо следующей притчи величайшего каббалиста, раби Шимона бар Йохая. Несколько человек отправились в морское путешествие. Каждый заранее заплатил за свою каюту. Вдруг корабль дал течь. Оказалось, что один из несовсем психически-трезвых пассажиров упорно сверлил дно у себя в каюте. Когда же остальные пассажиры попытались остановить своего товарища, то его ссылки на то, что это его «личная, честно оплаченная каюта, и не у кого нет права вмешиваться» мало чем помогли.
Не благодаря ли своей уникальной сплоченности еврейский народ выжил в веках, пережив все мировые цивилизации? Так давайте же помнить: все мы «в одной лодке»!
По выражению праведника нашего времени, раввина Ицхака Зильбера, «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.


Женский уголок
Вы никогда не задумывались над вопросом, почему на Рош-Ашана евреи желают друг другу «Хорошего и сладкого года»? Ведь если год хороший, он автоматически сладкий, и наоборот.
Мы довольно часто путаем понятия «наслаждение» и «счастье». Можно съесть килограмм сладостей, получить колоссальное удовольствие, но при этом будущие походы к зубным врачам, диетологам и гастроэнтерологам являющиеся прямым следствием этого временного наслаждения, вряд ли доставят нам счастье.
С другой стороны, больному человеку самые горькие лекарства смогут возвратить потерянное здоровье и обрести новое счастье, но сами по себе они вряд ли доставят ему большое удовольствие.
В отличие от некоторых других религий, иудаизм не видит в наслаждениях ничего предосудительного, но лишь в том случае, если они не идут вразрез с понятием «счастья». Поэтому-то в наших традиционных, новогодниях поздравлениях мы не стесняемся желать друг другу «сладкого года», но только после того, как желаем друг другу года «хорошего».

А вот и традиционные рецепты к новогоднему столу:

Цимес
Нарежьте пол-кило моркови на тонкие кружочки. Растопите 2 столовые ложки маргарина и протушите в нем морковь около пяти минут. Добавьте 3\4 стакана воды, столовую ложку лимонного или апельсинового сока и 1\4 стакана меда и прокипятите. А теперь добавьте стакан нарезанных сухофруктов (я делаю смесь из равного количества изюма, чернослива и кураги) и тушить на самом маленьком огне 2 часа под крышкой, переодически проверяя наличие жидкости. Снимите крышку и проварите еще 15 минут.

Медовик
У 3 яиц отделите белки от желтков. Постоянно помешивая, добавьте к желткам четвертью стакана остуженного крепкого чая, 3\4 стакана меда и 4 ст.л. растительного масла. Отдельно приготовьте и смесь из 3 стаканов муки, по чайной ложечки разрыхлителя и лимонной цедры, щепотки соли и по пол-ложечки разных специй – гвоздики, корицы (обязательно), имбиря, ванильного сахара (по желанию). Постепенно добавьте эту
сыпучую смесь в смесь жидкую, осторожно перемешивая круговыми движениями. А теперь добавьте в тесто пол-стакана изюма (лично я предпочитаю четверть стакана белого, и четверть – темного, но, в принципе, это личное дело каждого). И, наконец, взбейте в твердую пену белки и точно так же, очень осторожно перемешивая, добавьте
к готовому тесту. Печь полтора часа при средней температуре в смазанной жиром форме для кекса. Подавать настоявшимся несколько дней в холодильнике.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Мойше встречает Моню:
- Послушай, ты мог бы дать другу взаймы сто рублей?
- Мог бы. Если у меня был друг.

Что еврейский ребенок думает о своей маме.
5 лет – Моя мама знает все!
10 лет – Неужели мама чего-то не знает?
15 лет – Да, все-таки мама многого не знает...
20 лет – Да что она вообще знает о жизни!!!
30 лет – Нужно было слушать маму!

Leilui nishmato shel Yaakov ben Boris tnzv”h

В избранное