Он подошел ко мне в автобусе с растерянно-жалким видом: «Простите, пожалуйста!»
«Да, да, пожалуйста! Что Вы хотели?»
«Простите меня, пожалуйста!- повторил он еще более жалобным тоном: Я хочу, чтобы Вы меня простили» .
«Да, но за что?!» последовал мой недоуменный вопрос. Ведь трудно было представить себе, что этот грустный человек, слегка навеселе, мог действительно осознавать коллективную ответственность всех евреев. Вряд ли был он знаком с известной притчей о том, что все мы, евреи, плывем к нашей конечной цели на одном корабле, и даже если ты заплатил за свою каюту звонкой монетой, это не дает тебе права сверлить ее дно, подвергая угрозе весь корабль. И, наверняка, не за свое «просверленное дно» просил он у меня прощения.
«Понимаете, я поссорился с женой. Я еду с ней мириться, но...»
И мне стало понятно, что этот бедный человек совсем не уверен в том, что жена сумеет его простить. А между тем его жгло страстное желание быть прощенным. Увы! Он не понимал, что точно также как человек, обуреваемый жаждой, стремится напиться из любого источника, но выбери он вместо пресной воды, соленые воды моря, и это не только не утолит, но лишь еще сильнее разожжет его жажду, так и незаслуженное прощение из неверного источника приведет лишь к подобному результату...
Текущий еврейский месяц Элуль, предшествующий суровому Дню Суда – Еврейского Нового Года, Рош-Ашана, как раз и предназначен для воплощения в жизнь этого, присущего в той или иной степени каждому, желания - жажды заслужить прощение. В этот месяц евреи сильнее, чем когда-либо стремятся заслужить прощение, прощение у Творца, прощение друг у друга. И хотя раскаяние доступно каждому круглый год, нет более благоприятного для этого времени, чем месяц Элуль и последующие Десять Дней Расскаяния.
В этом месяце евреи (кто с начала месяца, кто лишь в последнюю неделю Элуля) читают по ночам специальные молитвы – слихот (прощения). Но все это не было бы так полезно, если бы при этом мы не помнили бы важного урока попытки напиться соленой водой и не подкрепляли бы свои просьбы о прощении конкретными действиями, наглядно доказывающими, что мы-таки делаем все, что в наших силах, чтобы добиться ЗАСЛУЖЕННОГО прощения!
Недельная глава «Ки теце» («Как выйдешь»)
Знаете ли вы, какая недельная глава наиболее насыщена количеством заповедей? Да-да, именно в главе «Ки теце», которую мы читаем на этой неделе, содержатся 74 из 613 заповедей Торы. Она продолжает нас знакомить с законами войны по-еврейски, различными положениями брака, огромным числом заповедей милосердия, а заканчивается особой заповедью помнить о вечной войне с Амалеком.
Для многих любая религия является синонимом фатализма: все и так заранее предопределено свыше, а значит нет смысла во всех наших стараниях. Такие мысли чаще всего приводят или к параллизирующей пассивности, или к озлобленной вседозволенности (ведь всегда можно будет скинуть свои злодеяния на счет того, кто якобы руководит мной как марионеткой). Что же говорит по этому поводу иудаизм? Посмотрим сегодняшнюю недельную главу.
«Когда будешь строить новый дом, сделай ограждение на твоей крыше, чтобы не пролилась кровь в твоем доме, если упадет с нее падающий.» (Дварим 22:8) Итак, будучи религией парадокса, иудаизму как всегда успешно удается «объять необъятное» и связать на первый взгляд совершенно противоречивые вещи: с одной стороны – «упадет с нее падающий» ( т.е., как объясняет Талмуд, тот, которому суждено упасть), а с другой – «сделай ограждение». Но, позвольте, ведь если человеку и так суждено упасть, то к чему делать ограждение?
Но в том-то и дело, что даже если что-то предопределено в общих чертах, это никоим образом не освобождает меня от моих личных обязанностей!
Да, если мне не достался IQ супер-гения, я никогда не стану вторым Эйштейном, но зато в пределах своих способностей, я могу развить их ровно настолько, насколько пожелаю. И недаром вздыхал знаменитый праведник рав Зюся, что если на неподкупном небесном суде его спросят, почему он не был Моше-рабейну, он найдет, что ответить, но вот если ему зададут вопрос, почему он не был настоящим равом Зюсей (другими словами, почему он не реализовал свой потенциал на все сто процентов), то он просто не знает, что и ответить.
И неважно, что и как предопределено в глобальных событиях мирового масштаба, я лично обязан прилагать максимальные усилия для того, чтобы несмотря ни на что оставаться человеком, сохраняющим те самые Б-жественные «образ и подобие» так, как того требует Тора. Типичный пример – наказание египтян. Казалось бы, за что их наказывать, если в самой Торе черным по белому написано, как Творец говорит Аврааму, что евреям суждено быть порабощенными в Египте? Но в том-то и дело, что хотя в общих чертах, пророчество и существовало,
но кто сказал, что лично ты, Рамсес, или ты, Тутанхамон, или ты, Владимир Ильич должен быть тем, кто возьмет в своих руки кнут поработителя? И хотя Жаботинский в свое время гордо считал одним из признаков Израиля в качестве «нормального государства» наличиев нем своих преступников и девиц легкого поведения, весьма сомнительно, что кто-то станет грабителем исключительно из оснований, что по статистике в каждом городе должно быть N–ное количество бандитов.
Еврейский мудрец рабби Акива около 2000 лет тому назад резюмировал все вышесказанное одной единственной фразой: «Все (в глобальном плане) – предопределено, но (каждому лично) дана свобода воли.» Желаем каждому читателю использовать эту свободу по назначению! Шабат шалом!
Жемчужины еврейского комментария
«А ты устал и измучен, и (Амалек) не боялся Б-га» (Дварим )
Хэфэц-Хаим, известнейший еврейский мудрец и праведник, поднимает следующий вопрос: какую связь видит Тора между тем, что еврейский народ был «устал и измучен» и тем, что Амалек не боится Б-га?
И сам же отвечает на поставленный вопрос: нападая на еврейский народ, Амалек опирался на максимально точный с материальный точки зрения расчет – использование усталости и крайней потери мотивации еврейского народа. И лишь один весьма немаловажный фактор демонстративно проигнорировал Амалек – фактор существования Б-га в среде народа Израиля, Б-га, только что на глазах всего человечества выведшего еврейский народ из египетского рабства и свершившего чудо рассечения Красного Моря. Если бы не тонкий рациональный
расчет во всем остальном, поведение Амалека можно было бы оценить как продиктованое слепой иррациональной ненавистью к евреям. Но нет, Амалек намеренно подчеркнул – в моих рассчетах учитываются все малейшие детали, и только понятию Б-га в них места нет. Подчеркнул и… был разгромлен. По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами!
Женский уголок
По еврейскому закону, в мужские обязанности входит обеспечивать жену пищей и доставлять ей радости и наслаждения. Но и еврейские женщины не хотят оставаться в долгу и испокон веков доставляли наслаждение своим супругам и домочадцам своим бесподобным приготовлением пищи. К примеру, следующими блюдами.
Иерусалимский Кугель
Отварить пол-кило вермишели в несоленой воде. Смешать со ст.л. соли, ст.л. перца, 4 ст.л. сахара и 4 яйцами,
. Стакан сахара растопить в 0.75 стакана кипящего растительного масла до темно-коричневого цвета. Смешать с вермишелью. Печь час в смазанной форме в духовке с умеренно-слабой температурой.
Золотые рыбки.
Приготовить фарш из 1 кг рыбного филе, 2 луковиц, 1 ст.л. кетчупа, перца и соли. Сформировать в виде рыбок и запекать 40 мин. в средненагретой духовке.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Лазарь, ты не мог бы одолжить мне на пару недель три тысячи долларов?
- Сколько-сколько? Да такую сумму я не одолжу и родному брату!
- Ну, кто лучше тебя знает твоих родственников...
Группа международных туристов совершала круиз по арабским странам. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется пара вооруженных террористов с криками: «Смерть неверным!». Вдруг вперед выходит щупленький израильтянин и слезно молит: Перед смертью выполните мое последнее желанье, ударьте меня кулаком в лицо!
- С удовольствием! - ухмыляется один из террористов и бьет израильтянина. Тот сплевывает кровь и говорит:
- А теперь, пожалуйста, в живот.
Террористы с неменьшим злорадство выполняют и эту просьбу. Израильтянин падает, встает и просит:
- А теперь - самое последнее желание: бейте меня ногами.
Террористы сваливают его на землю и принимаются топтать. И тут, неожиданно для всех, израильтянин выхватывает откуда-то пистолета и двумя выстрелами убивает террористов. Остальные туристы, потрясенные, помогают ему подняться, благодарят за чудесное спасение и в недоумении спрашивают:
-Скажите, пожалуйста, а почему Вы не прикончили этих террористов с самого начала и просили их так страшно избивать вас?
-Как почему? Для того, чтобы вы не посчитали меня агрессором!