Это была любовь с первого взгляда. Он – юный красавец-миллионер. Она – простая, скромна, еврейская девушка из глубинки. Не знаем, какому именно свату пришла в голову идея их познакомить, но он был или отъявленным простаком, или явным пророком. Как бы то ни было, браки совершаются на небесах, и вскоре была назначена свадьба. А пока жених захотел сделать своей очаровательной невесте небольшой сюрприз ко дню ее рождения и послал ей, вырасшей на форшмаке и курином бульоне (вольном эквиваленте русским «щам да каше»),
бутылку лучшего шампанского (разумеется, кошерного) и банку красной икры (того же свойства).
Прошло немало времени. На долю пары сказочно-влюбленных, как и на долю каждой обычной семейной пары, выпало немало испытаний действительностью. Но их любовь, взаимопонимание и, главное, полная самоотдача и обоюдная готовность на самопожертвование ради спутника жизни не только в делах жизни и смерти, но и во всевозможных мелочах помогли им выдержать все эти испытания с честью. И вот однажды, двадцать лет спустя, уже не столь юный, но все так же молодой душой супруг, вручая избраннице своего сердца очередной,
драгоценный подарок, вспомнил свой первый, скромный сюрприз и спросил. «Дорогая! Скажи мне сегодня честно, что ты подумала тогда о моем подарке, отведав его содержимое?»
«Честно?» засмущалась все так же очаровательная супруга «Мне понадобилось много душевных сил, чтобы не разорвать нашу помолвку! Как он смеет, подумала я! Хоть я и провинциалка, но разве это повод для того, чтобы посылать мне прогорклый лимонад и скисшее брусничное варенье?!»
Как говорится, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Так какой же урок извлечем мы из «Золушки по-еврейски»? Любовь и отношения между женихом и невестой, а впоследствии, между мужем и женой являются одной из самых ярких и распространенных аллегорий взаимоотношений Б-га и еврейского народа. Достаточно вспомнить хотя бы «Песнь Песней», охарактеризованную еврейскими мудрецами «Святой Святых» святых еврейских текстов. О, как жаль, что порой мы своими собственными руками отталкиваем от себя Б-жественные
дары и благословения, не разглядев нашим «провинциальным» взглядом в заповедях Торы путь к высшему наслаждению, а видя в них всего лишь надоедливые ограничения, отравляющие нашу жизнь, делая ее «кислой» и «прогорклой»...
Недельная глава «Ръэ» - «Смотри»
В нашей недельной главе – 54 из 613 заповедей. В их числе – законы кашрута, еврейских праздников, поддержки неимущих слоев населения и другие.
Для начала давайте перечислим хотя бы некоторые из сегодняшних 54 заповедей.
«Каждый год отделяй одну десятую часть всего твоего урожая.»
«Вот закон шмиты (седьмого года) – аннулируй все долги, которые бывают между евреями»
«Если будет у тебя нищий, один из твоих братьев...не ожесточай свое сердце и не сжимай свою руку перед твоим бедным братом, а расскрой ему свою руку и дай ему взаймы по его потребностям, то, чего ему не хватает»
«Три раза в год пусть все твои мужчины являются перед лицом Всевышнего Б-га, в место, которое Он выберет - в праздник мацы, в праздник Шавуот и в праздник Суккот»
«Ну что ж, превосходные советы для идеального общества, к сожалению, не применимые в современном обществе, где человек человеку волк» воскликнет часть наших читателей и…ошибется. Речь идет отнюдь не о полезных советах, а о заповедях Торы, обязанность исполнения которых лежит на нас вне рамок места и времени. «Так что же Тора хочет, чтобы мы были кроткими овечками, отданными на съедение волкам?»- задается справедливый вопрос. Овечкаии? Что ж, одно из типичнейших сравнений нашего народа в еврейских источниках
– именно с этим домашним животным.
В частности приводится следующая притча.
Овечка в слезах обратилась ко Всевышнему: «Б-же! Я такая беззащитная! Дай мне средство спастись от хищников, постоянно охотящихся на меня!»
Тогда предложил ей Б-г на выбор острые клыки, когти, ядовитое жало или ветвистые рога. « Чтоб я нечаянно кого-нибудь забодала, укусила или ранила?! Уж лучше мне остаться беззащитной!» решительно ответила овечка. Тогда Б-г наделил овечку тончайшей шерстью и этим сделал ее нужной человеку, взявшему овечку под свою опеку.
Так и еврейскому народу досталось лучшее «оружие» - заповеди Торы – и хотя мы лишены «когтей» и «клыков», соблюдая их, мы заслуживаем вечную опеку самого Творца!
А чтобы не быть голословными, приведем два исторических факта: несмотря на то, что и войны, и засухи не были редкостью в Иудейском государстве, ни разу не вспыхнула война во время трех праздников – Песах, Шавуот и Суккот, обязывающих всех мужчин покинуть свои дома, чтобы прийти в Иерусалимский Храм, и ни разу начало засухи не совпадало с годом шмиты! Не символично ли, что в наши дни, как только соблюдение даже святого Йом-Кипура стало формальностью (а ведь сказано, что постящемуся в Йом-Кипур с намерением назавтра
продолжать грешить как прежде, грехи не прощаются), в тот же день (кстати, в шабат) разразилась война?
Жемчужины еврейского комментария
«Смотри, Я даю вам сегодня благословление и проклятие» - именно этими словами и начинается сегодняшняя недельная глава. Это предложение смущает многих комментаторов своим неожиданным переходом от единственного числа («Смотри») ко множественному («вам»). И каждый из них пытается объяснить это грамматическое несоответствие по-своему. Вот что говорит по этому поводу комментарий Кли-якар (в дословном
переводе – «Драгоценный сосуд»).
Наши мудрецы рекомендуют нас особо тщательно взвешивать каждый наш поступок. Перед каждым своим действием нам стоит подумать о том, как оно отразится ни больше, ни меньше, как на судьбе всего мира! Еще бы!
Представим себе, что ежесекундно весь наш мир стоит перед судом, в котором его дальнейшая судьба зависит от соотношения добра и зла, происходящих в нем. И, увы, нередко этот почти ровный баланс решается в ту или иную пользу только засчет одного единственного поступка. И как знать, не твой ли тот самый поступок перевесил чашу весов?
Так каждое наше доброе дело не только способно хоть как-то исправить действительность, но и попросту дает оправдание существованию всего человечества! И точно также любой наш проступок(не дай Б-г!) может привести к такому резонансу, что все наше существование будет поставлено под угрозу.
Вот об этой огромной личной ответственности, объясняет Кли-якар, как раз и идет речь в начальной фразе недельной главы «Ръэ», взывающей к каждому: «Смотри! От тебя лично во многом зависит, что будет с вами всеми! В твоих руках и потенциал благословения, и возможность проклятия не только для тебя одного, но и для вас всех!»
Женский уголок
Итак, любовь между мужем и женой настолько превозносится иудаизмом, что даже для выражения обоюдных чувств между Б-гом и еврейским народом не нашлось более подходящего сравнения. Но говорится: «если муж и жена заслужили – среди них постоянно ощущается Б-жественное присутсвие, если нет – их пожирает огонь (ежедневных конфликтов)». Оглянитесь на свой дом, на его атмосферу, пересмотрите ваши отношения с мужем, с детьми, и, положа руку на сердце, решите, прятно ли будет Б-жественному присутсвию в такой обстановке?
Если да – приложите все усилия, чтоб сохранить его на всю жизнь, если же нет – в ваших руках его добиться! И хотя Святой Святых супружеского жилища по еврейской традиции является все-таки спальня, столовая тоже играет в нем немаловажную роль. Итак, просим вас всех к столу.
Форшмак
Пропускаем через мясорубку филе сельди, репчатый лук (сырой или жаренный – на ваш вкус), очищенное кислое яблоко, картофель, сваренный в мундире, и пару кусков белого хлеба без корки, предварительно замоченного и отжатого. Все слегка взбиваем. Оформляем массу в форме рыбы. Гарнируем яйцами, сваренными вкрутую.
Селедка под пикантной «шубой».
Первый слой – филе сельди. Второй – кольца репчатого лука. Третий – кубики соленых огурцов. Четвертый – кислое яблоко, тертое на крупной терке. Обильно поливаем последний слой лимонным соком. Смешиваем майонез, горчицу, ст.л. сахара и ч.л. соли. Поливаем сверху.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
ГАИ останавливает машину. За рулем – Сруль
- Вы превысили скорость.
- Какой же русский не любит быстрой езды?
- Ваши права.
- Какие права у бедного еврея?
Молитва бедного еврея:
- Б-же! Дай мне, пожалуйста, миллион и я обещаю раздать половину другим нуждающимся!
Проходит неделя без изменений. Новая молитва бедного еврея:
- Б-же! Если Ты мне не доверяешь, дай мне только пол-миллиона, а осталное раздай Сам!