Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Золушка по-еврейски.

Это была любовь с первого взгляда. Он – юный красавец-миллионер. Она – простая, скромна, еврейская девушка из глубинки. Не знаем, какому именно свату пришла в голову идея их познакомить, но он был или отъявленным простаком, или явным пророком. Как бы то ни было, браки совершаются на небесах, и вскоре была назначена свадьба. А пока жених захотел сделать своей очаровательной невесте небольшой сюрприз ко дню ее рождения и послал ей, вырасшей на форшмаке и курином бульоне (вольном эквиваленте русским «щам да каше»),
бутылку лучшего шампанского (разумеется, кошерного) и банку красной икры (того же свойства).
Прошло немало времени. На долю пары сказочно-влюбленных, как и на долю каждой обычной семейной пары, выпало немало испытаний действительностью. Но их любовь, взаимопонимание и, главное, полная самоотдача и обоюдная готовность на самопожертвование ради спутника жизни не только в делах жизни и смерти, но и во всевозможных мелочах помогли им выдержать все эти испытания с честью. И вот однажды, двадцать лет спустя, уже не столь юный, но все так же молодой душой супруг, вручая избраннице своего сердца очередной,
драгоценный подарок, вспомнил свой первый, скромный сюрприз и спросил. «Дорогая! Скажи мне сегодня честно, что ты подумала тогда о моем подарке, отведав его содержимое?»
«Честно?» засмущалась все так же очаровательная супруга «Мне понадобилось много душевных сил, чтобы не разорвать нашу помолвку! Как он смеет, подумала я! Хоть я и провинциалка, но разве это повод для того, чтобы посылать мне прогорклый лимонад и скисшее брусничное варенье?!»
Как говорится, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Так какой же урок извлечем мы из «Золушки по-еврейски»? Любовь и отношения между женихом и невестой, а впоследствии, между мужем и женой являются одной из самых ярких и распространенных аллегорий взаимоотношений Б-га и еврейского народа. Достаточно вспомнить хотя бы «Песнь Песней», охарактеризованную еврейскими мудрецами «Святой Святых» святых еврейских текстов. О, как жаль, что порой мы своими собственными руками отталкиваем от себя Б-жественные
дары и благословения, не разглядев нашим «провинциальным» взглядом в заповедях Торы путь к высшему наслаждению, а видя в них всего лишь надоедливые ограничения, отравляющие нашу жизнь, делая ее «кислой» и «прогорклой»...

Недельная глава «Насо» («определи число»)

Сегодняшняя недельная глава – самая длинная в Торе. Помимо окончания подсчета Левитов, в ней содержатся 18 заповедей и подробное описания церемонии ежедневных пожертвований глав еврейских колен по случаю открытия переносного Храма.

Самая длинная глава. Еще бы! Около трети главы занимает подробнейшее описание даров 12 руководителей еврейского народа. В первый день - глава колена Йеуды, Нахшон сын Аминадава, во второй – Нетанэль сын Цуара, глава колена Иссахара и т.д. всего двеннадцать раз с полным перечнем подарков. И все это перечисляется в Торе, в которой порой самые сложнейшие детали законов обозначены лишь легким намеком! И ладно бы, каждый принес особое жертвоприношение, а то ведь все двеннадцат принесли одно и то же – серебряный
сосуд, серебряный кубок, золотую ложку и одинаковое количество жертвенных животных!
На самом деле именно здесь, в этих простых повторениях одного и того же Тора дает нам глубочайший урок. Сегодня достаточно трудно найти по-настоящему убежденного атеиста. Практически каждый верит в Некую Глобальную, Высшую Силу, Творца Вселенной и т.п. (В принципе, в данном случае Имя не играет серьезной роли). Но вот во что, нам труднее поверить, так это в то, что этому Творцу и Царю Вселенной есть хоть какое-то минимальное дело до того, что происходит с конкретными Йосей из Рамат-Гана или Мусей из Биробиждана.
И достаточно часто именно это заблуждение мешает многим из нас по-настоящему приблизиться к миру Торы и соблюдать ее заповеди. Ведь если и так тысячи евреев изо дня в день соблюдают Тору, то какая разница присоединится ли к ним еще один еврей (то бишь, я)?
Ответ на этот вопрос как раз и скрывается в вышеуказанном месте нашей недельной главы. Изо дня в день главы колена приносили одни и те же подарки Храму, тем не менее Тора, в которой каждое слово, каждая буква и даже каждая черточка – на все золота, в которой важнейшие законы и заповеди упомянуты лишь в телеграфно-сжатой форме и подробно разбираются уже в ее Устной Части, не устает подробным образом повторяться о подарках каждого из глав колен. Хотя, казалось бы, почему бы не написать, что в первый день Нахшон
бен Аминадав принес...(тут следовал бы полный перечень его приподношений Храму), во второй день то же самое сделал Нетанель бен Цуар, а в последующие дни – остальные главы колен (тут уже желательно упомянуть их поименно)? Но в том то и дело, что в глазах Всевышнего каждый подарок, каждое действие каждого еврея уникально и драгоценно само по себе не зависимо от того, что тот же самый подарок, то же самое действие уже не раз и не два было и будет сделано другим евреем! Приподношение главы колена Нафтали Ахира,
сына Эйнана, в последний, двеннадцатый день было столь же важно и принято Творцом с той же любовью как и приподношение Нахшона, сына Аминадава – в первый. И именно поэтому Тора не убавляет даже букву в описании совершенно одинаковых подарков всех глав колен.
Как утверждает еврейская традиция, трое участвуют в процессе зачатия ребенка – отец, мать и...сам Б-г. А как известно каждой «а идише маме», в еврейских многодетных семьях не десять-двенадцать детей, а «один-единственный Изенька, один-единственный Мошенька, одна-единственная Раечка, одна-единственная Хаечка» и т.д. Все мы – единственные сыновья Творца Вселенной, а потому каждый из нас – уникален в Его глазах и действие каждого из нас, пусть повторяющееся изо дня в день, пусть повторяющее действия сотен и тысяч
других единственных сыновей (и, разумеется, дочерей) расценивается в Его глазах на вес золота. Давайте же помнить об этом!


Жемчужины еврейского комментария
Итак, уникальное событие – дарование Торы на горе Синай. Какие же необыкновенные знания получили наши предки в тот день? В чем он, секрет вечности учения вечного народа? Любителей «крутой» мистики здесь вновь ожидает разочарование. Вот те десять речений (в неточном переводе - «десять заповедей»), которые услышали около 3 миллионов евреев на горе Синай. Не выделяясь из числа других заповедей с алахической точки зрения, в более широком аспекте они, тем не менее, являются квинтессенцией всего сказаного в Торе
и именно из них вытекают все 613 заповедей. Итак, перечислим эти «речения»:
- Я - Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из Страны Египетской, из дома рабства.
- Да не будет у тебя других богов, кроме Меня…
- Не упоминай имени Г-спода, Б-га твоего, по¬напрасну.
- Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней работай, а в седьмой - суббота Г-споду.' Не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни рабы твои, ни скот твой, ни странник во вратах твоих…
- Почитай отца своего и мать свою…
- Не убивай.
-Не прелюбодействуй.
- Не кради.
-Не лжесвидетельствуй.
- Не желай …ничего чужого
Комментатор Торы Рамбан (раби Моше бен Нахман, всемирно известный под именем Нахманид) замечает, что все эти заповеди написаны в единственном лице (Б-г твой, да не будет у тебя, помни и т.д.), хотя обращены не к индивиду, а к целому народу. И поясняет: этим предостерегает Тора каждого еврея о наказании за пренебрежение заповедями (и соответствено о награде за их выполнение), и таким образом Б-г обращается с предупреждением к каждому лично, чтобы не думали, что стоит идти за большинством и, греша вместе со
всеми, каждый спасется в отдельности. В небесном суде такие отговорки не действуют.

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе , касается каждого из нас лично».Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Женский уголок.

Если попросить стандартного еврея не задумываясь поделиться с нами первыми пришедшими в голову ассоциациями еврейских праздников, в 9 из 10 случаев мы можем быть уверены, что эти ассоциации относятся к кулинарной области. Яблоки в меду и медовый пирог на Рош-ашана, «уши Амана» на Пурим, маца на Песах и, конечно же творожные блинчики на ближайший Шавуот. Даже первая ассоциация с Йом-Кипуром наверняка будет связана не с молитвой Коль-Нидрей или со слезной мольбой о том, чтобы наше расскаяние, благотворительность
и молитвы смягчили бы наш суровый приговор, а с тем, что в этот день мы вынуждены более чем на сутки отказаться от пищи! Не слишком ли буквально повлияла на нас фраза из Теилим (Псалмов) – «Твоя Тора - в моих внутренностях!», забывая о первой части вышепроцитированного стиха – «Твою волю, Б-же, я страстно пожелал выполнить» (Теилим 40:9)?
Еврейская религия одна из первых открыла для себя принцип, что путь к сердцу (причем, не только мужчины) лежит через желудок. Достаточно вспомнить законы кашрута, достаточно строго регламентирующие рацион еврея и задолго до американского психолога Ивлина Канна считавшиеся с правилом «скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» (а потому исключающие принятия в пищу любых хищных животных и птиц).
Эта человеческая слабость с одной стороны является одним из лучших намеков на то, что не мешало бы нам приуменьшить нашу гордыню. Но с другой стороны, как бы то ни было, именно эти человеческие «мелочи жизни» позволяют нам (не мытьем, так катаньем) проникнуть-таки в сердце. И чем слаще будет мед, в который мы макаем яблоко в Рош-ашана, тем слаще будут наши воспоминания об этом Святейшем дне еврейского года. И чем приятней на вкус будут наши блинчики, тем, быть может, приятней на душе станет нам от воспоминаний
о чудесном празднике Дарования Торы и, быть может, тем сильнее станет наше желание выполнять Ее заповеди всем своим нутром!

А вот и наш рецепт традиционных блинчиков:
Взбейте 2 яйца со столовой ложкой сахара и 1\4 ч.л. соли. Постепенно добавьте 2.5 стакана молока и 5 ст.л. муки. Перемешайте. Добавьте ст.л. растительного масла без запаха и еще раз перемешайте. Выпекайте блины на сковородке.
Разотрите 250 г творога с 2 ст.л. сметаны, яйцом и сахаром по вкусу. Можете добавить изюм, курагу или цукаты. Внутрь каждого блинчика положите по чайной ложке начинке, заверните конвертиком и обжарьте с обеих сторон.

С прошедшим вас праздником!

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Больной (с надеждой):
- Доктоp, я буду жить?
Вpач (вежливо):
- Вас интеpесует, есть ли жизнь после смеpти?

- Жене надо говорить только правду, и только с три короба...

Leilui nishmato shel Yaakov ben Boris tnzv”h

В избранное