Шавуот. К вопросу о скромности
Итак, на следующей неделе мы празднуем Шавуот – праздник дарования Торы. Более 3300 лет тому назад наши предки стояли под горой Синай, своими ушами слышали «десять заповедей» и получили Учение, определившие моральный уровень, судьбу и характер еврейского народа на многие века.
Но чем же особенна гора Синай, что именно там евреи удостоились принять Тору? Надо признаться, что ни гигантскими масштабами, ни уникальным месторасположением, ни удивительной привлекательностью она не отличалась. Гора как гора. Но перефразируя Евтушенко, можно смело сказать, что она была интересна «самой неинтересностью своей».
Мы уже помним, что Моше рабейну, руководитель еврейского народа, не отличался особым ораторским даром. Более того, он был заикой. Невозможно даже представить себе, чтобы заика был способен ввести огромную «наивную» публику (а одних лишь мужчин, учавствоваших в Синайском откровении, было более 600000) в религиозный экстаз. Таким образом, нельзя упрекнуть еврейский народ в том, что избрав путь Торы, путь, ведущий нас сквозь века, мы руководствовались не ее глубоким содержанием, а всего-навсего красотой той формы,
в которой она была подана. Точно так же нельзя сослаться на поразительную обстановку и исключительные условия как повод для принятия Торы. Наоборот! Насколько потрясающим должен быть смысл Учения, добровольно и беспрекословно принятого «жестоковыйным», упрямым еврейским народом, невзирая на всю видимую неказистость ее изложения!
И еще одно. Какое, по-вашему, качество Тора считает краеугольным камнем самосовершенствования, другими словами всей цели жизни? Не гибкость ума (ибо есть что-то, что уму неподвластно), ни мягкость сердца (ибо есть ситуации, в которых необходимо проявлять суровость и твердость), а... скромность. В еврейской традиции неказистая гора Синай стала вековым символом скромности. Но если именно скромность, «невозвышенность» так ценнится в иудаизме, и именно в заслугу своей «невыпячемости» гора Синай была выбрана местом
дарования Торы, то почему бы не препочесть ей какую-нибудь долину или низину?
Как ни странно, чрезмерное самомнение, самоуверенность, напыщенность - это не что иное, как защитная реакция человека с глубоко скрываемой заниженной самооценкой, и наоборот. А мы часто путаем скромность с ложной приниженностью. Нет, никоим образом Тора не приветствует втаптывание себя в грязь. Человек ни на минуту не должен забывать о великом Б-жественном источнике своей души и гордиться этим – одно это уже делает его «горой». Скромность по-еврейски – это безупречная самооценка, четкое осознание своего места
в жизни. Ни больше, ни меньше. Гора Синай.
Недельная глава – Бамидбар («В пустыне»)
Глава Бамидбар открывает одноименную четвертую книгу Пятикнижия. В ней описывается перепись евреев и порядок их расположени в походе и на стоянках.
Как уже было сказано, большая часть нынешней главы посвященна исчислению евреев. Казалось бы, простой факт и к чему, обычно скупая на слова, Тора уделяет этому событию практически целую недельную главу?
Но в том-то и дело, что в повседневных ситуацих еврейский закон, мягко говоря, никак не приветствует пересчет евреев. Тем не менее, в нашей главе и еще в нескольких местах Торы такая одноразовая «перепись населения» является прямым указанием Творца. (Правда, пересчет шел не поголовный, а по количеству полушекелей, которые каждый еврей принес Моше). И этот пример – не единственный. Так, Торой запрещено носить одежды из смеси шерсти и льна. Настолько, что даже одна льняная нить на шерстянной кофте или одна шерстянная
нить на льняной блузке делают эти вещи непригодными для ношения евреями. Тем не менее, нити некоторых одежд первосвященника, сшитые точно по указу Творца, являлись сплетением шерсти и льна.
Как же это возможно? Неужели Тора сама себе противоречит? Никак нет! Напротив, именно здесь, в мнимом противоречии скрыт глубочайший смысл – смысл должного отношения к заповедям Торы. Как правило, для того, чтобы начать соблюдать заповеди Торы, мы требуем логических объяснений того, что мы, собственно говоря, собираемся исполнять. Итак, можно сказать, что шабат – дан для отдыха (а потому, почему бы не перенести его на воскресенье, а заодно позволить себе зажигать огонь и свет – ведь в наше время это не занимает
столько трудов, сколько занимало у наших «допотопных предков»), что кашрут – полезная диета, заодно являвшаяся в свое время мощнейшим и надежнейшим средством против ассимиляции (а потому, слегка устаревшая в нашу эпоху самых усовершенствованных диет и пика смешанных браков), что законы семейной чистоты – универсальное гигиеническое средство, чья эффективность в профилактике рака матки научно доказана (но вот сам институт миквы в наше время бассейнов, ванн и джакузи немного старомоден) и т.д. То есть на самые
веские и логические аргументы всегда найдутся «куда более» логические и модернизированные контръаргументы.
Мы также можем искать объяснение запрета смешивания шерсти со льном или пересчета евреев, но как только Тора сама в определенных местах требует от нас кардинально противоположных действий, все наши теории и объяснения мгновенно теряют всю «строго-подогнанную» под них почву. И лишь сам Творец и только лишь Он действительно знает, когда и при каких точно условиях нам следует выполнять ту или иную заповедь. И пока Всевышний не снимал с нас обязанность соблюдать шабат, кашрут, законы семейной чистоты и все остальные
заповеди, то все наши попытки оправдания, основанные на «логике», увы, несостоятельны.
Так что же, нам бросить все попытки тщательного анализа смысла заповедей и выполнять их исключительно по бездумной инерции? Опять-таки, никак нет! Необходимо всегда держать в памяти вечное кредо евреев – «Будем выполнять и осмыслять», которым сыновья Авраама, Ицхака и Якова без лишних вопросов встретили предложение Б-га принять Тору. Осмыслять каждую заповедь, каждое слово Торы, пытаться «во всем дойти до самой сути» - наша вечная задача. Но лишь после того, как мы бесповоротно принимаем на себя «будем выполнять»!
Жемчужины еврейского комментария
«…сосчитайте 50 дней и приблизте (преподнесите) новое подношение Б-гу» (Ваикра 23:16)
Так говорит Тора о приближающемся празднике Шавуот. Комментатор Кли Якар замечает, что в самой Торе нигде не упоминается прямым текстом общеизвестные значения праздников Шавуот –День Дарования Торы - И Рош-Ашана - День Суда. И это, конечно, не случайно.
Дело в том, что совсем необязательно дожидаться Шавуота, чтобы принять на себя Тору. Каждый день Она может и должна стать для нас «новым подношением», каждый миг она может нас заново приблизить к Источнику. И точно также еврей не должен чувствовать, что суд за его проступки ожидает его только в Рош-Ашана, а тогда-то и настанет подходящий момент для исправления. Нет! Каждый день, каждый миг мы как бы стоим перед судом и точно так же каждую секунду у нас есть неповторимый шанс исправить себя.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.
Женский уголок
Что касается кулинарной стороны ближайшего праздника Шавуот, то даже невозможно представить ее без творожных пирогов. У каждой домохозяйки со стажем конечно же есть свой уникальный рецепт творожника. И все-таки мы рискнем предложить вам еще один.
На кусочки бисквита толщиной 1-1.5 см положите творожную массу, приготовленную из 500 г взбитых сливок, смешанных с 250 г мягкого творога, сбитого со стаканом сахара и 14 г кошерного желатина, разведенного в кипятке (можно порошкового фруктового желе). Покройте творог консервированными фруктами. Остудите 3 часа в холодильнике. Взбейте белки с сахарной пудрой. Залейте ими торт. Поставьте торт в сильно разогретую духовку на 2-3 минуты и подавайте.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Срулик забегает в кабинет психотерапевта. На голове – остатки супа, с ушей свисает капуста, на костюме - следы от разбитых яиц, спина - вся белая от муки.
Психотерапетв (давясь от смеха):
- Ну-ну. На что жалуетесь?
- В данный момент - на душевное состояние моей супруги!
Шлема обращается к продавщице в цветочном магазине:
- Подберите мне, пожалуйста, сто роз для моей дражещей супруги.
- Ничего себе! Что же вы такого натворили?!