Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Шабат шалом!


Тайна огня
Итак, дни, соединяющие два еврейских праздника – Песаха и Шавуот, называются днями счета Омера и считаются полутраурными. Вчастности, в память об эпидемии, за этот короткий период унесшей жизни 24 000(!) еврейских мудрецов, учеников знаменитого раби Акивы. Но евреи – народ неунывающий. И вот посередине этих полутраурных дней наступает 33-й день счета Омера (т.наз Лаг баОмер), полупраздничный. В этот день - день памяти величайшего каббалиста раби Шимона бар Йохая, автора основопологающего труда еврейской мистики,
книги Зоар - справляются самые веселые еврейские свадьбы, устраивают детские шествия и соревнования по стрельбе из лука, собираются вместе у горящих костров.
Праздник огня. А ведь огонь, как известно, дело нешуточное, и даже опасное. Достаточно одной маленькой спички, чтобы вспыхнул гигантский пожар. Какая невероятная разрушительная сила!
Древнее деление всей существующей материи на четыре основных элемента – воду, воздух, землю и огонь – людям современным, знакомым с таблицей Менделеева и строением атома, по меньшей мере, кажется наивным, пригодным разве что для любительской астрологии. А между прочим, эти четыре элемента совершенно точно и четко определяют четыре единственно возможных состояний материи: твердое (земля), жидкое (вода), газообразное (воздух) и, наконец, ионическое (огонь). Из всех них, именно четвертое является самым редким,
самым причудливым, можно сказать самым «нематериальным».
В еврейской традиции огонь – символ индивидуализма. Индивидуализма эгоистичного, индивидуализма бунтующего, и вместе с тем, всеми фибрами своей души стремящегося ввысь. Ввысь, пожирая порой своим пламенем все и вся вокруг. Включая себя...Как те ученики раби Акивы, проникшие в величайшие тайны бытия, но не готовые разделить свой почет друг с другом. Разрушительная сила огня...
Но вот наступает Лаг баомер и учит нас,
Что даже в самом злейшем зле
Зерно добра произрастает.
Ребенка в муках мать рождает,
И скрыт рассвет в полночной мгле.
Величайшая тайна! Тот же самый огонь, при его правильном использовании нас одаряет теплом и светом. Тот же самый всепожирающий огонь, символ исключительного индивидуализма, мы можем превратить в костер, объединяющий всех нас в радости вокруг себя. Какая сокрушительная сила! Сила единства!

Недельная глава «Кдошим» («Святые»)
Глава «Кдошим» призывает каждого еврея стать святым. (О понятии святости по-еврейски мы подробно писали в десятом выпуске нашей газеты - Ваикра.) А для того, чтобы добиться этого наша недельная глава перечисляет 51 из 613 заповедей, среди которых заповеди «полюби ближнего как самого себя», уважения мудрецов Торы и просто стариков, сельскохозяйственных забот о бедняках, запреты сплетен, любых форм идолопоклонства, обмана и др.

Как мы помним, «для того чтобы быть святым в еврейском понимании не нужно скрываться за семью замками в монастырях. Достаточно соблюдать еврейский образ жизни с его конкретными заповедями, несмотря на все объективные препятствия, соблазны и возможности их преступить, не взирая на косые взгляды окружающих…»
Но все-таки как трудно быть настоящим евреем! Возьмем хотя бы данную недельную главу. 51 заповедь! Подумать только: нам запрещено не только грабить и лжесвидетельствовать, но и элементарно «перемалывать косточки» знакомым или обращаться ко всяким гадалкам и астрологам. И хорошо еще, что насегодня мало у кого есть значительные сельскохозяйственные участки, а то ведь пришлось бы оставлять бедным несобранный урожай на краю поля и виноградника, не подбирать упавшие колоски и даже целые забытые снопы! Так ведь, оглянуться
не успеешь, как сам обеднеешь! Зачем же нам столько заповедей?! Нельзя ли устроить для себя какие-нибудь послабления и жить более-менее как все?
На эту тему вспоминается один забавный анекдот. Один водитель заехал по делам в далекий город в одной восточной республике. Подъезжая к светофору, он увидел милиционера. Тем не менее, мало кто обращал внимания на этого стража порядка. Более того, практически все машины ехали на красный свет. Не желая отставать от других и выглядеть белой вороной, наш водитель, как и все, поехал на красный свет. Когда же милиционер его остановил, он только развел руками: «За что? Я же ехал как все!» На что милиционер задал контрвопрос:
«А ты хоть правила движения знаешь?» Наш водитель утвердительно кивнул. «Так вот, а они – не знают!»
Наша жизнь нередко сравнивается с дорогой. Возьмем хотя бы такое выражение как «жизненный путь». Но что мы знаем о «правилах движения» на этом пути? Изо дня в день мы подвергаем себя риску «попасть в аварию». А ведь сам Творец мира торжественно вручил нашим предкам на горе Синай эти незыблемые «правила дорожного движения».
На трассе с оживленным движением мы вряд ли побежим наперерез мчащимся машинам, не дожидаясь зеленого света. Хотя признаемся, такие ожидания у каждого светофора отнимают у нас немало времени.
Не странно ли что при этом на гораздо более крутой и опасной дороге жизни мы под разными предлогами по нескольку раз в день нарушаем правила, не задумываясь о последствиях нашего поведения?
Неужели мы хотим ехать «как все» на красный свет, в то время как нам даны исключительные знания дорожных правил?
Да, конечно не просто выучить многочисленные «дорожные знаки», научиться «управлять машиной» при крутых поворотах и другим «водительским» тонкостям, а самое главное – применять их на дороге, но ведь что может быть дороже нашей жизни?
К сожалению, из-за алахического запрета писать несрочные вещи во все дни недели Песах, мы были лишены возможности вовремя ознакомить вас с содержанием прошлой недельной главы. На этой неделе мы восполняем этот пробел.

Недельная глава «Ахарей мот» («После смерти») - краткое содержание.
Центральное место главы «Ахарей мот» (имеется в виду гибель Надава и Авиу, описанная в главе «Шмини») занимает описание службы Судного Дня – Йом-Кипура. Кроме того, в конце главы перечисляются запрещенные половые связи.

Жемчужины еврейского комментария
«(Аарон) возьмет двух козлов и поставит перед Б-гом у входа в Скинию Завета. Аарон возложит жребий на двух козлов: один жребий – Б-гу, один жребий – Азазелю. Аарон принесет козла, на которого выпал жребий «Б-гу», в искупительную жертву. А козел, на которого выпал жребий «Азазелю», будет стоять живым перед Б-гом чтобы искупить его и послать его Азазелю в пустыню»(Ваикра 16: 7-10)

Эти строки описывают одну из главных церемоний празднования Йом-Кипур в пустыне и в земле Израиля во время существования Храма. Необходимо учесть небольшие дополнения: оба козла абсолютно одинаковы и разница в их участи определялась только жребием. На долю козла «Б-гу» выпадало жертвоприношение с высшей степенью святости. Козел же «Азазелю» (так называемый, «козел отпущения») после завершения этой части церемонии выводился из Храма в гористую местность пустыни вокруг Иерусалима и… сбрасывался со скалы в пропасть.
Рав Шимшон-Рефаель Гирш так комментирует эти события Йои-Кипура: давайте немного пофантазируем и представим себе «ощущения» и «размышления» козла, предназначенного «Азазелю», если бы он только был способен мыслить по-человечески. Вероятно, он был необычайно счастлив, видя, что в отличие от его принесенного в жертву собрата, он остался в живых. В его голове наверняка пронеслись бы гордые мысли о разнице в его положении, живом и здоровом, и положении своего друга, пусть принесенного в жертву при самых святейших
обстоятельствах, но при этом потерявшего жизнь.
Можно представить также радостную реакцию козла, когда его выводили в пустыню, «на просторы свободного мира» из узко ограниченной территории Иерусалимского Храма. А апогеем гордости и счастья (возрастающих пропорционально жалости «несчастного товарища, неудостоившегося дожить до этого счастливого момента) в глазах этого козла безусловно казался бы миг поднятия на самую вершину скалы.
Но все его иллюзии моментально рассеивались в минуту ужасного конца, ради которого-то он и был поднят на самый верх…
Так и мы. Перед нами - две альтернативы, два жизненных пути. Один из них – путь, предлагаемый самим Творцом, бесспорно требующий некоторых жертв с нашей стороны, но ведущий, в конце концов, к нашему же благу. Второй же – путь «полной свободы» и жизни «в свое удовольствие», не признающий никаких узких рамок, путь весьма привлекатлеьный на первый взгляд, но с весьма непривлекательными последствиями..

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Женский уголок
Как мы уже говорили, существует особая заповедь почтить еврейские праздники вкусной едой и красивой одеждой. Во многих еврейских семьях эта заповедь одновременно является стимулом к очередному выражению обоюдных чувств: мужчины дарят своим любимым женам новые предметы гардероба. Это необязательно должны быть шикарные костюмы или дорогие украшения. Ведь главное – не цена, а само проявление знаков внимания. Со своей стороны женщины стараются обрадовать своих ненаглядных мужей их любимыми блюдами. И, конечно,
не остаются обделенными и дети. И так мы всей семьей дружно и весело справляем наши праздники.
Быть может, на Шавуот на стол наших читателей наряду с привычными и уже давно ставшими любимыми блюдами подадут и следующие горячие молочные кушанья.

Лазанья-лапшевник
Отварите 250 г лапши. Смешайте 100 г томатной пасты с солью, перцем и майораном (орегано) и двумя дольками чеснока. 500 г творога типа «коттедж» смешайте с яйцом и мелконарезанным зеленым луком. Слегка поперчите. В форму для выпечки уложите слоями лапшу-томатный соус-творожную массу (минимум 6 слоев). Запекайте в горячей духовке минут пятнадцать.

Фаршированные горячие помидоры
Из 10 спелых крупных помидоров удалите сердцевину, сохранив при этом их форму «чашечек». Обжарьте небольшую луковицу с содержимым маленькой банки нарезанных консервированных шампиньонов. Отварите четверть стакана риса. Смешайте жареные грибы, рис и сердцевину помидоров, посолите, поперчите и наполните этой начинкой помидорные «чашечки». Залейте сметаной и запекайте на смазанном противене 15 минут при температуре 225oС. Перед подачей украсьте веточками укропа или кинзы.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

После экскуpсии в деревню два гоpодских мальчика, восхищённые увиденным, возвpащаются домой.
Стаpший Моше говоpит матеpи:
- Мама - мы на феpме видели свинью, котоpая намного толще и жиpнее тебя!
Мать в истеpике, Младший Арончик тоже готов pасплакаться вместе с мамой, но пытается успокоить её:
- Не волнуйся, мама... Толще тебя нет ни одной свиньи на свете!

- Почему ты не веришь в Б-га?
- Как я могу верить в существование того, чего не видел своими глазами!
- А свой мозг ты своими глазами видел?

Leilui nishmato shel Yaakov ben Boris tnzv”h

В избранное