При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Песах – мысли в догонку Подготовка к Песаха в еврейском доме - это целое событие, поглащающее всех его членов на целый месяц, а то и более. Но если к внешней стороне праздника мы заранее столь тщательно готовимся, то не стоит ли заранее позаботиться и о его духовной стороне? Наша редакция попытается хотя бы частично взять на себя эту заботу. Итак, начнем, пожалуй. Центральной частью первой, праздничной ночи Песах – Седера (в переводе – «проядок») – безусловно является чтение Пасхальной Агады: четко сформулированного нашими мудрецами рассказа о выходе евреев из Египта. В полную противоположность общепринятому правилу «начали за здравие, а кончили за упокой» (или в более современном пересказе «хотели как лучше, а получилось как всегда»), текст Агады построен по принципу «начинается с плохого, а кончается плохим». В этом – суть еврейского подхода ко всему происходящему. Недаром еврейский день начинается с...вечера, как сказано «И был вечер, и было утро – один день». Мы твердо верим, что все неустойки, неудачи и несчастья в конце концов станут достояние прошлого и являются лишь прелюдией к свету, виднеющемуся в конце туннеля каждому, кто действительно хочет его видеть. Все хорошее в празднике Песах – очевидно: что может быть лучше долгожданного выхода на свободу (о том, что такое свобода по-еврейски мы поговорим в наших следующих рассылках)? Но что-же это за плохое, с которого начинается наша Агада? С описания ужасов египетского рабства? Нет! Еще раньше! Намного раньше - «Вначале наши предки были идолопоклонниками... «Так говорил Г-сподь, Б-г Израиля: по ту сторону реки (Евфрат) жили отцы ваши издревле, Терах, отец Авраама и отец Нахора, и служили другим богам»». Не кажется ли вам странным упрек наших предков в идолопоклонстве и вообще упоминания Тераха и Нахора в данной ситуации – в час когда мы празднуем фактически становление еврейского народа? Где еще мы слышали, чтобы афишировались истоки еврейской истории до первого еврея Авраама? И причем здесь Нахор? Многие из нас заблуждаются, считая Песах не более чем днем национального рождения, а его ритуалы, как и все связанное с еврейской религией – не более, чем исторической традицией. Наверное, так было всегда, но на сегодняшний день данная тенденция заблуждения чувствуется особенно остро. Вот именно против этого с самого начала и выступает Пасхальная Агада. Вы считаете сегодняшний праздник всего лишь данью прошлых традиций? С чего бы это? Если уж вспоминать о корнях, то ваши предки вообще были идолопоклонниками и родной брат нашего праотца Авраама так на всю жизнь и продолжил «традицию отцов», а уж кто решил, что «мы пойдем другим путем», так это сам Авраам! Так что разговоры о традициях здесь неуместны. Точно также как неуместны мнения о том, что целью Пасхального Седера является исключительно воспитание будущих поколений. Как сказано, даже если на Седере не присутствуют дети, ведущий Седер обязан проводить его по всем правилам для остальных окружающих. Если же еврей находится в полном одиночестве, он все равно обязан провести Пасхальный Седер по всем канонам для...самого себя! Мы празднуем Песах не как дань дряхлому прошлому, а потому что и сегодня, и завтра, и «в каждом поколении человек обязан ощущать, как будто бы он сам вышел из Египта». Мы соблюдаем Тору не как бремя, взваленное на наши плечи (и головы) нашими предками, а потому что это – наша жизнь! Недельная глава «Шмини» («Восьмой») На этот раз недельную главу фактически можно разделить на три центральных эпизода: торжественное открытие службы в переходном Храме, гибель двух сыновей Аарона на глазах у всех присутствующих и основные положения о кашруте. Итак, как уже было упомянуто в кратком описании нашей недельной главы, одним из ключевых моментов главы «Шмини» является трагическая смерть Надава и Авиу, двух сыновей Аарона, прямо в разгар праздничной церемонии открытия Храма. Тора неоднократно обращается к этому событию, что в очередной раз подчеркивает его важность. Что же все-таки произошло? Процитируем текст Торы: «И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок и взяли в них огонь и положили на него благовония и принесли в жертву Б-гу чужой огонь, который Он им не заповедовал. И вышел от Б-га огонь и пожрал их и погибли они перед Б-гом» . Еврейские источники утверждают, что Надав и Авиу были людьми праведными. Но их грех заключался в том, что из самых искренних и чистых побуждений, желая по-своему разумению усовершенствовать служение в Храме, они взяли на себя ответственность дополнить точнейшие инструкции самого Творца, данные Моше-рабэйну. Конечно, в отличие от современных реформистов, их поведение было продиктовано не попыткой идти на поводу будничных слабостей, под отговоркой «неактульности» вечных законов, а возвышенными религиозными чувствами. Они не хотели ничего убавлять, а всего лишь добавить что-то свое оригинальное. Тем не менее, Тора свидетельствует, что даже такого рода «улучшения и усовершенствования», идущие в разрез с буквой закона, представляют собой «чужой огонь», не заповеданный Б-гом. Тем более, когда это происходит на виду у всех в самом сердце Храма. Тогда и публичное наказание с небес последовало незамедлительно… Но неужели законы Торы трехтысячелетней давности актуальны и по сей день? Ну там «не убей» или «не прелюбодействуй» - еще куда ни шло, но взять хотя бы все те же законы кашрута или, допустим, обрезания – не пора ли им стать достоянием далекого прошлого? На эту тему приведем следующую полушутливую притчу. Один богатый еврейский торговец должен был срочно поехать в другой город, чтобы успеть закрыть одну очень прибыльную сделку. Дело было морозной русской зимой лет двести тому назад. Торговец нанял извозчика (тоже еврея), предупредив, что им необходимо поторопиться и доехать в нужный город не позднее чем через три дня. Извозчик прикинул: расстояние не большое, при хорошей погоде можно добраться дня за полтора, а зимой, учитывая даже самые сильные метели – не больше чем за два дня. А заработок торговец предлагал изрядный. И к обоюдной радости они договорились. Вначале, несмотря на снег и встречный ветер, они ехали быстро. Так что уже к концу первого дня до города было рукой подать. Остановившись в придорожном еврейском трактире, извозчик решил расслабиться – за счет обещанного заработка изрядно пил, кутил и угощал всех остальных целые сутки, а на беспокойные взгляды торговца уверенно махал рукой: мол, ничего, успеем! Но они-таки не успели. В своем весьма нетрезвом состоянии извозчик сбился с дороги, а налетевшая вьюга совсем испортила дело. Когда дней через пять они, наконец, добрались до места назначения, ни о какой прибыльной сделке уже не могло быть и речи. Раздраженный торговец требовал у извозчика компенсации, на что извозчик, ссылаясь на тяжелые погодные условия, требовал в ответ плату не за три, а за все пять дней дороги. Оба еврея обратились в раввинский суд (тогда еще пользующийся непрекословным авторитетом), решившим дело на основании законов Торы отнюдь не в пользу извозчика. Тот нехотя смирился с решением, но про себя еще долго ворчал: «Конечно, дарование Торы происходило-то летом в пустыне! Происходи оно зимой в России ее законы явно были бы на моей стороне!» Несмотря на объективные трудности любой эпохи (всевозможные «вьюги» и «метели») у каждого еврея есть возможность идти путями Торы. И совсем не допустимо ссылаться на мнимую неактуальность Торы, когда основным препятствием к соблюдению заповедей является наше собственное поведение. Жемчужины еврейского комментария «И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок и взяли в них огонь и положили на него благовония и принесли в жертву Б-гу чужой огонь, который Он им не заповедовал. И вышел от Б-га огонь и пожрал их и погибли они перед Б-гом» (Ваикра 10:1-2) Вот как комментирует этот эпизод Барух Алеви Эпштейн в своем комментарии «Тора Тмима»: евреям было отлично известно, что главная цель Храма в целом и жертвоприношений в частности – искуплять грехи еврейского народа. Поэтому едва началась служба в Храме, евреи могли бы относиться к заповедям более поверхностно, не боясь нарушать всевозможные запреты - ведь искупление-то рядом! Но Б-г наглядно показал: ни сам Храм, ни богатейшие жертвоприношения не защищают тех, кто сознательно преступает законы Всевышнего. И только если человек согрешил ненароком, по забывчивости или по незнанию, его жертвоприношения и само существование Храма помогают ему искупить этот неумышленный грех. И хотя Надав и Авиу, в принципе, были праведниками, преднамеренно ослушавшись Творца, они были тотчас же наказаны и даже их нахождение внутри самого Храма не спасло их от заслуженной кары! По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами. Женский уголок Увы, как часто наши общие представления о разных аспектах жизни навеяны беспочвенными стереотипами. Одним из классических примеров таких невинных заблуждений является место женщины в рамках иудаизма. Только что мы отпраздновали Песах, праздник еврейской свободы. Еврейская традиция однозначно заявляет по этому поводу:«В заслугу праведных еврейских женщин евреи вышли из Египта, и в заслугу же еврейских праведниц мы заслужим будущего избавления». В то время как порабощенные представители «сильного пола», измученные тяжким рабством, постепенно свыкались со своей участью, еврейские женщины, не желая смиряться с рабским образом жизни, ни на минуту не теряли мотивацию и веру в скорое избавление и направляли все свои силы на сохранение еврейского духа семейного очага. И не случайно в отличие от всех других национальностей, принадлежность к еврейскому народу определяется не по отцу, а по матери. Ведь именно благодаря постоянству и верности своим корням наших дорогих женщин и существует еврейский народ. По просьбе дорогих женщин мы публикует рецепты нежных и слегка экстравагантных салатов. Салат Вальдорф На крупной терке натрите 8 кисловатых яблок или груш, сбрызните лимонным соком. Нарежьте кубиками 5 стеблей сельдерея. Добавьте 350 г орехов пекан (или грецких) и небольшую банку консервированных нарезанных ананасов. Посолите. Заправьте майонезом, разбавленным двумя-тремя ложками ананасового сока. Нежные баклажаны. 2 спелых баклажана нарежьте кружочками. Слегка посолите и оставьте на полчаса. Слейте темную жидкость, образовавшуюся от баклажан. Обжарьте с двух сторон на растительном масле. Готовые баклажаны положите на бумажное полотенце, чтоб удалить излишки жира. В том же масле пожарьте мелконарезанную луковицу. Порубите вместе баклажаны, лук и 2 зубчика чеснока. Соль и перец по вкусу Над кем смеемся? Над собой смеемся! - Не знаю, что и делать. Жизнь стала просто невыносимой. Все строго регламентировано. Каждая минута под контролем. Приказы идут один за другим! - Неужели, Шмуль, тебя призвали в армию? - Нет, я женился! * -Миша, почему ты все никак не можешь жениться? Неужели все женщины настолько привередливы? -Все? Да нет! Только моя мама! Leilui nishmato shel Yaakov ben Boris tnzv"h |
В избранное | ||