Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Восьмое чудо света.

Итак, мы уже рассуждали о сущности праздника Хануки. О том, что, по сути, мы справляем никак ни военную и даже не духовную победу евреев над греками, а эпизод чуда с кувшином масла для зажигания Храмового светильника (Меноры). Напоминаем, что масла, изначально хватавшего всего лишь на один день, в конце концов, хватило на все восемь дней, необходимых для приготовления новой порции масла. А теперь – немного логики. Если мы утверждаем, что в праздник Хануки мы отмечаем чудо с маслом, то почему же мы справляем
его все восемь дней? С одной стороны - на первый день масла и так хватало, а значит, никакого чуда и не было. Другими словами, праздник должен длиться только семь, а не восемь дней! А с другой, если масла чудесным образом хватило и на второй, и на третий, и на четвертый день, то почему бы не принять за должное то, что оно должно гореть и впредь? Другими словами, если чудо стало в порядке веще, то зачем вообще его праздновать как чудо?
Оглянемся вокруг! Круговорот воды в природе! Тепло и свет солнечных лучей, доходящих до Земли именно в той температуре и пропорции, чтобы одарять нас не своей уничтожающей, а оживляющей силой! Рождение ребенка и превращение этого крошечного создания сначала во все более и более независимого ребенка, затем в подростка, юношу, зрелого человека! И разве чудо теряет свою значимость, если оно повторяется изо дня в день и из года в год? Стоит только признать, что сама «естественная» природа – это небывалое чудо, как
небывалые чудеса начинают как бы «естественным образом» проявляться в природе. Осознание одного того, что тот факт, что нашелся-таки один кувшинчик с маслом – это тоже чудо, точно также как является чудом и сама победа горстки религиозных евреев-партизан над мощнейщей армией греко-сирийцев и точно также как является чудом сама способность какой-то-там жидкости, именуемой маслом, гореть и давать нам наслаждаться ее светом – вот он секрет праздника Хануки. Вот почему, все восемь дней мы справляем этот Праздник
Чуда. Чуда Света.

Недельная глава «Микец».

Недельная глава «Микец» продолжает знакомить нас с историей Йосефа. Фараону дважды снится вещий сон, которые не в силах разгадать ни один волхв и чародей. И тут один из вельмож фараона, вспоминает, как в бытность своего пребывания в тюрьме, Йосеф совершенно верно растолковал вещие сны его и его товарища по несчастью. Йосефа приводят к фараону и тому не только удается растолковать сон владыки, но и подсказать решение проблем грозящих катаклизм, о которых предсказывает сон. Оценив по достоинству еврейского юношу,
фараон делает его наместником всего Египта, т.е. ее фактическим ее полным правителем.


В редакцию поступил интересный вопрос. Если мы говорим, что вся еврейская жизнь должна идти в ногу со временем - в ногу с недельной главой Торы, то почему праздник Ханука всегда выпадает на недельные главы, связанные с историей Йосефа. Конечно же это не случайно.
Во-первых, мы видим, что точно также как Йосеф, чья история начиналась весьма трагично, в один момент чудом превратился из всеми позабытого заключенного по ложному доносу в представителя верховной власти сильнейшей мировой империи того времени. Точно так же в праздник Хануки несколько преданных вере отцов евреев чудным образом в один миг из преследуемых греками и осмеянными собственным прогрессивными братьями превращаются в национальных героев.
Но связь Хануки и Йосефа не замыкается на данной аналогии. Наша традиция учит, что для того, чтобы быть достойным даром пророчества любого уровня (включая возможность толкования снов) помимо обладания высочайшими личными качествами и Б-гобоязненностью человек должен быть... счастлив. Так Яаков был лишен этого дара все то время, что он был в трауре по потерянному Йосефу. Йосеф же, как мы видим, продолжает пророчествовать. Да еще как! Сны фараона, отгадать которые было не под силу величайшим колдунам, которым
так славился Египет, он как бы видит насквозь!
Но что дает человеку возможность чувствовать себя счастливым? Только уверенность в том, что в мире все происходит от Единого Источника, а значит - все к лучшему и иначе быть не может! И нет на свете такой ситуации, ради которой стоит поднимать панику. А вместо того, чтобы в разного рода переживаниях и депрессиях сживать себя со света, стоит стараться жить «по-максимуму» (по тому самому, которого требует от нас Тора), и вместо того, чтобы зацикливаться на проблемах, стоит искать решение. Именно этот взгляд на
жизнь дает возможность Йосефу не просто растолковать фараону страшнейшие предзнаменования его снов, но и предложить реальный выход из грозящей беды.
Именно этот взгляд на жизнь позволил Маккавеям, пусть на один день, но все-таки зажечь Храмовый Светильник. Они сделали от себя все возможное, а дальше – время покажет. Главное помнить, что «все к лучшему и иначе не может быть!» И они не ошиблись в расчетах. И время показало.Светильник горел весь тот день и еще целую неделю и его яркий свет – свет упования и уверенности в том, что «все – к лучшему» - освещает наш путь по сей день!


Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах

Толпа в восторге рукоплещет:
Взошел на трон свой фараон.
«Ну, что ж, Йосеф?» промолвил он.
«Что ж! Вещий он твой сон зловещий.

В роскошной неге утопая,
Забыл на время ты, что есть
На свете голод, боль и смерть,
Что жизнь - не оргия сплошная.

И лишь теперь кошмарный сон
Вмиг смог сознанье пробудить
И впредь надолго сна лишить.
Итак, внимай, что значит он:

Наступят семь лет изобилья,
Но знай, за ними сразу вслед
Наступят семь голодных лет
И тут беда расправит крылья.

Но даже в самом страшном зле
Зерно добра произрастает –
Ребенка в муках мать рождает,
И спит рассвет в полночной мгле.

И если действовать умело,
Пока есть времени запас,
Есть и спасти Египет шанс,
И выгоду извлечь из дела.»

Невольно фараон вздохнул:
«Ну, что ж, тебе и карты в руки.
И власть моя тому порукой!»
И - жезл Йосефу протянул.

Женский уголок

Итак, в честь чуда с маслом мы предпочитаем в Хануку блюда с изобилием масла. А так как чудо произошло именно с оливковым маслом (ведь именно им зажигали Храмовую Менору), то почему бы не воспользоваться именно им для приготовления следующих салатов, сочетающих в себе еще одну кулинарную традицию Хануки – традицию молочных блюд. Тем более, что и тут мы попали в самую точку – ведь именно соленым сыром накормила героиня праздника Йеудит греческого начальника Олоферна, чтобы вызвать у него жажду и напоить вином.
Последствия вы можете видеть на знаменитой, Эрмитажной картине Джорджоне «Юдифь» (хотя совершенно ясно, что образ Йеудит на ней совершенно не соответсвует истине, ибо художник не особенно вдавался в исторические подробности, вроде одеяния героини, на деле восставшей за сохранение скромности Еврейской Женщины).

Салат «по-гречески»

Рвем листовой салат на довольно крупные кусочки и застилаем им дно салатницы. Режем помидоры и огурцы на круглые дольки. Кладем на листовой салат. Следующий слой – тертая на крупной терке морковь и тонкие колечки лука. Поверх всего крошим брынзу. Украшаем маслинами и\или оливками, веточками укропа и\или петрушки. Щедрой рукой поливаем оливковым маслом.


Салат баклажанно-сырный.

Режем баклажан на маленькие кубики. Обжариваем в оливком масле. Режем сыр на кубики такой же величины. Смешиваем с баклажанами. Запраляем мелко-нарезанным чесноком, орегано, солью, перцем и лимонным соком. Даем настояться пару часов.



Над кем смеемся? Над собой смеемся!

В сумасшедшем доме - комиссия. В одной из палат мужчина жалуется:
- Сколько меня еще будут здесь держать? Я нормальный человек, а меня не выпускают уже полгода!
- А кто вы такой?
- Я мясник Рабинович из центрального гастронома...
Комиссия обращается к главврачу:
- Зачем вы мясника Рабиновича так долго держите?
- Да это инженер Иванов - у него тяжелая форма мании величия..


Осень 1917 г. На один из самых ответственных постов назначают интернациональный эпипаж, в составе: русский, татарин и еврей. Cтоят они на посту - скукота. Решили пока перекинуться в карты. Вошли в азарт. А тут как назло главком.
- Ну что, мужики, значиться в картишки режемся?
- Никак нет!
- Ах, нет?! Ну вот ты, скажем, русский?
- Так точно!
- Православный?
- Так точно!
- Ну так клянись на евангелии, что в карты не играл!
(нехотя)- Ну, клянусь.
- Так, ты - татарин?
- Так точно!
- Мусульманин?
- Так точно!
- Ну-ка клянись на коране, что в карты не играл!
(с большой неохотой) –Ну, клянусь.
- А, ты - еврей?
- Так точно!
- Ну-ка клянись Торой, что в карты не играл.
- Ничего не понимаю! Тот не играл, этот не играл, а я, что, сам с собой играл?

Leilui nishmato shel Yaakov ben Boris tnzv”h

В избранное