Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


(Ковер)-самолет или миф о несуществующем аисте.

Начинать с анекдота у нас почти вошло в традицию. Так почему бы ее не продолжить? Итак, внимание – анекдот.
Учитель зоологии:
— Тема сегодняшнего занятия - аист...
Ученик:
— Господин учитель, не кажется ли вам, что мы уже слишком взрослые, чтобы верить в существование аиста?
Когда-то в далеком детстве мы увлекались сказками и мифами. Тогда мы еще верили в чудеса, в какие-то потусторонние силы, крылатые ангелы и страшные чудовища. Но прошли года. Мы поумнели. Нам успели открыть глаза на то, что человек – всего-навсего потомок обезьяны, что религия – опиум для народа, и что совершенно необязательно обходить стороной черную кошку. Все это – пустые суеверия! Достаточно лишь три раза плюнуть через левое (или правое?) плечо.
Мы уже повзрослели, чтобы верить в то, что детей нам приносит в дом аист. Мы уже повзрослели, чтобы верить в ковер-самолет и скатерть-самобранку. Но потеряв, неизвестно кем навязанную ему небывалую функцию, аист не прекратил своего существования. И существование современных самолетов, микроволновок и другой техники на грани фантастики не умаляет чуда тем, что они окружают нас не в сказочном сне, а на яву. Но, как говорится
«И в ожидании бессмысленых чудес,
Мы забываем, что вся жизнь – сплошное чудо.
За множеством деревьев видеть лес –
Задача не из легких, видно будет.»
В еврейских кругах широко известен случай о том, как к одному раввиному подошел еврей-насмешник, давно отошедший от веры отцов и доверительно сказал: «А Вы знаете, ребе? Я не верю в бога!»
- «А в какого бога ты не веришь?» поинтересовался раввин.
Насмешник опешил. «Как в какого? Известно какого! Обыкновенного!»
- «А!» многозначительно вздохнул раввин. «В такого и я не верю!»
Во что же мы ДА верим? Вот этой-то основной теме и посвящены рассылки «Взгляд в вечность»!



Недельная глава Торы - Ваишлах («Послал»)

Недельная глава Ваишлах рассказывает нам о встрече Яакова и Эйсава, о смерти и похоронах Рахели в Бейт-Лехеме и о рождении последнего родоначальника колен Израиля – Беньямина.

Не одна глава посвящена сложным взаимоотношениям двух братьев-близнецов, столь похожим и родным, и столь разным и чуждым – Яакова и Эйсава.
Начинается эта глава с возвращения Яакова на Родину и его опасений о встречи с грозным и мстительным братом после более двадцати лет разлуки. Его опасения были совсем не беспочвены. Эйсав направлялся на встречу к многодетной семье Яакова во главе 400 воинствено настроенных амбалов. Но, слава Б-гу, все заканчивается вполне благополучно. Молитвы Яакова о том, чтобы ему не пришлось ни убивать, ни быть убитым, были услышаны, и на момент встречи Эйсав неожиданно для самого себя проникся самыми, что ни на есть, братским
чувствами. «И побежал Эйсав ему навстречу, и обнял его, и пал ему на шею, и целовал его и плакали они».
Идилия, не так ли? Еврейская традиция утверждает – не так! Мы уже говорили, что в Торе нет ни одного лишнего слова, ни одной лишней буквы. Но скажем больше - в Торе нет ни одной лишней точки! А вот над словом «поцеловал» Тора как раз и расставляет непонятные точки. Непонятные – читателю несведующему. Ибо тот, кто знаком со знаками в Торе, знает, что если над тем или иным словом стоят точки, значит это слово не имеет своего буквального смысла, и, как будто, стоит не на своем месте.
Не поцеловать, говорит Мидраш, а укусить хотел Эйсава Яакова, бросаясь к нему на шею. Но не тут-то было! Случилось чудо – шея Яакова на миг превратилась в камень, и пытаясь укусить ее, Эйсав только лишился своих зубов! И плакали они – Эйсава от боли, а Яаков – от того, что несмотря на все свои радужные надежды, Эйсав оправдал самые тяжелые подозрения и остался тем самым Эйсавом, каким и был 30 лет тому назад.
Но если так оно и было, и слово «целовал» тут излишне, то зачем Тора все-таки употребляет его? Не лучше было бы сказать все прямым текстом, не ссылаясь лишний раз на нашу осведомленность в значках и мидрашах?
Все дело в том, что Тора – актуальна на все времена, и один из аспектов этой актуальности – умение извлечь из нее уроки на каждый день. Так, в жизни каждого из нас случаются встречи со своими «Эйсавами» и не всегда он бросается на нас «с огнем и мечем. И все-таки нам ни в коем случае не следует забывать о том, что за внешними улыбками и поцелуями Эйсава подчас скрываются животное желание укусить нас в лучшем случае в...шею.
Но почему именно шею Яакова выбирает Эйсав объектом своей злости? Четыре пары захоронены в Пещере Праотцев – Маарат А-Махпела: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Но и Эйсав удостоился частичного захоронения в том же святейшем месте: он был убит прямо на входе в пещеру и его голова закатилась внутрь. Из этого мы учим, что на уровне «головы» Эйсав не уступал Яакову. С точки зрения понимания разумом логики праведной жизни, философской концепции, мыслительного потенциала – между ним и Яаковом
практически не было разницы. Все разница начиналась...с шеи! С того места, где голова соединяется с туловищем, с того этапа, когда логичиские умозаключения переходят в действие, когда виртуальная идеология реализуется в конкретные поступки, когда теологические дискуссии переходят в соблюдение 613 заповедей. И вот в этом-то месте, Эйсав определенно уступал Яакову. Соображать по-еврейски он еще был способен, но вот жить по-еврейски – увольте!
И тут мы сталкиваемся с интереснейшим психологическим феноменом. Мы помним, что после продажной сделки с Яаковом Эйсав «презрел первородство». Эйсав, исходя из собственного опыта, что жить по-еврейски ему не под силу, сделал вывод, что жить по-еврейски вообще никому не под силу. (Кстати, то же самое утверждали его многочисленные потомки, называющие себя христианами.) «А раз так, то значит и Яаков, взявший на себя первородство со всеми прилагающимися к нему обязанностями, не более чем притворяется! Значит, у
нас с ним нет разницы ни на уровне «головы», ни на уровне «шеи». Хотите наглядных доказательств его лицемерия? Давайте я попробую нанести удар по «той самой шее» и...» И шея Яакова мгновенно превратилась в камень, как свидетельство свыше в прочности практики его убеждений. И единственное, чего добился Эйсав – нанести лишний удар самому себе!



Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах

«Эйсав сказал: у меня есть много, мой брат, пусть твое остается тебе.Но Яаков сказал...прими же мою благодарность...так как у меня есть все. И упросил он (Яаков) его и он (Эйсав) принял. И сказал: пойдем-ка, и я пойду с тобой рядом.» Берешит 33:9-12


Ваишлах – речь Якова.
Идти ты вместе предлагаешь
И счастье общее сулишь?
Эсав, меня ты плохо знаешь:
Я подорву лишь твой престиж!

Да, у тебя всего есть много,
Но значит, много и нет.
А мне мила моя дорога,
Мил утра тихого привет,

Мил натощак кусочек хлеба,
Родного дома скромный вид.
Меня не манит блеск победы,
И зависть сердца не щемит.

Да, у тебя всего, брат, много,
Но у меня есть - все. Прости!
Мне дорога моя дорога,
И нам с тобой не попути…




Женский уголок

Говоря о ближайшем празднике Хануки, люди обычно вспоминают о военной победе Маккавеев и о чуде с кувшином масла. Причиной знаменитого, победного восстания Хасмонеев (они же Хашмонаим, они же Маккабим, они же Маккавеи) без сомнения явлись абсурдные и жестокие требования эллинистов прекратить евреям жить по-еврейски. Но вот о том, что именно явилось той каплей, переполнившей чашу терпения евреев, мы склонны забывать. Забывают наши мужчины о том, что евреи уже были не в силах выдержать насильные попытки греков
накормить евреев свинными деликатесами. Забывают, увы, наши женщины, что в попытке защитить их скромность разыгралась война.
Для многих народов т. наз. «право первой брачной ночи» не являлось событием шокирующими и из ряда вон выходящим. Для представителей некоторых племен предоставить это право как можно более выдающему лидеру считалось особой привелегией, не говоря о нежелании самостоятельно ввязываться в «кровавый обряд». Да что там говорить о каких-то древних племенах! Достаточно вспомнить Бомарше!
Мы могли бы воскликнуть «о, времена, о, нравы!» Но, к сожалению, и сегодня немногие невесты считают должным предоставить это исключительное право своему единственному избраннику сердца в единственную и неповторимую брачную ночь. И все чаще и чаще на вопрос «как прошла ваша первая брачная ночь?» можно услышать равнодушный ответ «как обычно!»
Но как только сирийские наместники решили ввести этот «прогрессивный обычай» и в среду евреев, вот тут-то им пришлось признать, что они «перегнули палку» и ощутить на себе «ответный удар». Учить Тору, соблюдать шабат, освящать месяц и делать обрезание своим младенцем евреи худо-бедно могли позволить себе делать тайно, но что касается посягания на скромность еврейской женщины, на стержень еврейской семьи – тут не может быть и речи ни о чем другом, как о явном сопротивлении. Ведь единственная заповедь, в наказание
за пренебрежении которой Тора прямым текстом угрожает тем, что Всевышний (не дай Б-г) отвернется от своего народа - это закон о скромности.
Евреи победили. До сих пор в память об этой победе горят ханукальные свечи, и на все время их горения (где-то около получаса) еврейские женщины освобождены от повседневных трудов. Осталось только, чтобы и память о первопричинах не угасла с годами...

А чем еще порадовать наших близких в ближайший праздник?

Печеночные оладьи

Пол-кило откашерованной печени перемелите вместе с двумя яйцами, луковицей, специями и пол-стаканом манки. Сформируйте оладьи и жарьте в масле с обеих сторон.

Пончики без дрожжей.

Вскипятите стакан воды с пол-пачкой маргарина. Добавьте стакан муки и хорошенько вымесите. Добавляем по одному 4 яйца. После каждой добавки основательно все перемешиваем до полного растворения. Формируем пончики и обжариваем во фритюре.



Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Звонок в фирму по похуданию:
- Здраствуйте, это – Хая Каплан. Действительно ли аша фирма гарантирует значительное похудение за короткий срок? Видите ли, мой муж сделал мне чудесный подарок на день рождения, но, к сожалению, я не могу в него влезть...
- Мадам Каплан, мы Вам гарантируем, что не позже чем через 2 месяца Вы сможете щеголять в Вашем новом платье...
- При чем здесь платье?! Речь идет о Мерседесе!.


- Лева, куда ты так торопишься?
- К нотариусу, вот последний рубль остался, пойду хоть копию сниму...

Leilui nishmato shel Yaakov ben Boris tnzv”h

В избранное