Странные вопросы иногда приходят к нам в редакцию. Вот, например: «Как Вы относитесь к следующему анекдоту.
Наводнение, эвакуация. Один человек усердно молится. Подъезжает машина: «Садись к нам!»
Он – «Спасибо, не надо! Меня Б-г спасет!»
Подплывает спасательная лодка: "Давай к нам!".
Он - "Премного Благодарен, но меня – Б-г спасет". Вода уже доходит до уровня крыши. Подлетает вертолет: «Спасайся! Это – твой последний шанс!»
Он - "Не стоит беспокойства! Меня Б-г спасет".
И...утонул.
На том свете он с обидой в голосе спрашивает Б-га: "Как же так! Я всю жизнь в Тебя верил, а Ты меня не спас?»
"Да? Интересно, а кто посылал тебе машину, лодку и даже вертолет?"»
Что ж, анекдот – замечательный! Пожалуй, трудно найти более подходящего примера для описания еврейского мировозрения. И дело не только в том, что «беречь свою жизнь» - одна из важнейших заповедей иудаизма наряду с запретом полагаться на чудо. И не только в том, что поговорка «на Б-га надейся, а сам не плошай» совершенно четко отражает еврейский баланс между верой в сердце и нашими повседневными поступками. Ведь недаром, как мы уже неоднократно повторяли, иудаизм – это прежде всего религия действия.
Но дело в том, что этот простенький анекдот, нередко используемый атеистами в свою пользу, касается самой сути еврейского мировоззрения. В Талмуде говорится, что если человек учит Тору и вдруг отрывается и оглядывается вокруг с возгласами «Как прекрасна эта нива!», все его учение ничего не стоит! В другом месте говорится, что даже если человек выполнял все заповеди, но при этом не был связан с Торой – он лишается всех заслуг. Не спешите возмущаться по поводу замкнутости Торы и отрыва ортодоксов от красот природы
и всех прелестей жизни! Давайте лучше вникнем в суть сказанного. «Б-гу – Б-жье, а кейсарю – кейсарю» - подход не просто нееврейский, а попросту анти-еврейский. Единый Б-г не находится где-то там, на облачках, а заполняет своей сущностью каждую клеточку, каждый атом всей вселенной. Поэтому, если человек учит Тору, но при этом красота мира является для него не частью общей гармоничной картины Учения (а как мы говорили, еврей может и должен учиться везде, всегда, у всего и у всех), если все прекрасное на практике
не является для него продолжением прекрасной теории, если Тора – сама по себе, нива – сама по себе, заповеди – сами по себе, и осознание красоты означает для него «отрыв» от Торы, а не ее составную часть, то ему еще очень далеко до того, что мы называем «изучением Торы». Научиться видеть проявление Б-жественной сущности в каждой бытовой мелочи, в машине, лодке или вертолете, разглядеть наличие Образа и Подобия Творца в каждом человеке – вот то, к чему мы стремимся, вот то, чему нас учит еврейская религия!
Недельная глава «Толдот» («Родословная»)
Эта недельная глава описывает рождение, детские годы и юность двух близнецов-антиподов, Яакова и Эйсава.
Один из многочисленных эпизодов, вызывающих бурную критику – сцена продажи Эйсавом первородства своему младшему брату Яакову. И хотя продажным лицом однозначно является Эйсав, ушаты грязи, как правило, достаются Яакову, который якобы воспользовался лютым голодом несчастного брата, чтобы выманить его первородство за порцию чечевичной похлебки.
И опять-таки давайте разберемся поглубже. Во-первых, откуда это пришел Эйсав и с чего бы это он так проголодался? Во-вторых, с чего это вдруг Яакову взбрело в голову кулинарничать? И в-третьих, самое главное: что именно продал Эйсав Яакову – ведь если он физически родился первым, то как задним числом можно продать этот факт?
Вот, что говорит по этому поводу еврейская традиция. В тот самый день произошло много трагических событий. Во-первых, пятнадцатилетний Эйсав, до тех пор благодаря своему благоговению перед отцом сдерживал себя в руках, не давая выхода своей неуемной натуре, не выдержал и совершил одно за другим, не много, не мало как пять тяжелейших преступления, в числе которых изнасилование девушки-невесты и убийство. Понятно, что после всего этого Эйсав с непривычки почувствовал некую усталость.
Кроме того, именно в этот день скончался Авраам. По еврейским законам траура ближайшие родственники в первую неделю после кончины отца, матери, мужа, жены или детей не готовят себе пищу сами. Поэтому-то Яаков и взял на себя труд сварить похлебку для отца. И не случайно главным ингредиентом этого блюда была чечевица. Именно ее подавали в ту эпоху во время траура, видя в ее совершенно круглой форме символ круговорота жизни и смерти.
Эйсав не мог не понимать всех этих тонкостей, широко распространенных в ту эпоху, но в данную минуту, после своего абсолютного падения, это его совершенно не волнует. Главное – поесть! Тут Яаков не мог сдержаться: разве так подобает вести себя первенцу, на котором лежит ответственность личного примера, ответственность будущей службы в Храме, где за каждую неподобающую выходку человек лишался жизни? На что Эйсав саркастически предлагает поменяться с Яаковом ролями, предоставив последнему взять на себя все заботы
о личном примере, службе в Храме, повышенной ответственности и всех других вытекающих из этого последствий, оставив себе право безнаказанного наслаждения всеми прелестями этого «бренного» мира.
Сделка сработала мгновенно. Недаром после нее, мы склонны осуждать не абсолютно испорченного, продажного Эйсава, а именно Яакова, чье поведение в данном случае по нашим меркам не соответсвует самым высшим стандартам морали и справедливости. И не случайно от потомков Яакова всегда ожидается какое-то исключительное поведение, и то, что сходит с рук потомкам Эйсава, не прощается потомкам Яакова. Ведь именно это право быть эталоном морали и духовности для всех окружающих, оправдывая поговорку «пионер – всем пример»,
и приобрел Яаков у Эйсава взамен тарелки супа!
Но не пожалел ли Эйсав, наевшись и очнувшись, о своем поспешном решении? Вот, что пишит Тора по этому поводу: «Яаков дал Эйсвау хлеба и чечевичную похлебку, и он поел и попил, встал и пошел и презрел Эйсав первородство.» (Берешит 25:34) Эйсав не действовал исключительно в минутном порыве под влиянием голода. У него было достаточно времени переосмыслить содеянное. Он успел и поесть, и попить, и встать, и походить, но все эти вполне осознанные, внешние действия ничуть не изменили его внутреннего отношение к
проданному первородству. Все также не скрывает Эйсав своего презрения к первородству, как и в минуту продажи. Желудок уже наполнился, но мысли и сердце остались неизмены...
Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах.
Монолог Эйсава.
«Мы все уходим в неизвестность:
И праведник, и грешник, и злодей.
А пресловутые «мораль, стыд, совесть, честность» –
Не более, чем сказка для детей.
Не признаю отсроченных я чеков,
Рассрочек и кредиток типа «виз».
Пусть кредо Якова «Всегда будь человеком!»,
«Здесь и сейчас!» отныне мой девиз.
Продать тебе свое мне первородство?
Чудак ты, брат! Хоть даром забирай!
Ответственность тебе пусть достается,
Мне же – земной, сиюминутный рай.
Как посмотрю в глаза своим потомкам?
Какой в грядущем я оставлю след?
Подай-ка чечевичную похлебку!
До остального мне и дела нет!»
Женский уголок.
Рабби Шнеур-Залман, основатель движения ХаБад, как-то заявил: «Еврей должен шагать в ногу со временем». И пояснил: «в ногу с недельной главой Торы». Давайте сегодня попытаемся реализовать этот принцип и у нас на... кухне. Тем более, что блюда из чечевицы со временем утратили свое изначальное, траурное значение, не утратив при этом своей питательной ценности. Итак, предлагаем вашему вниманию блюда из чечевицы.
Мадждара – рис с чечевицей.
Отварите 2 стакана риса в стакане воды в течение 10 мин. Обжарьте две луковицы. Прокипятите 2 ст.л. соевого соуса с солью, пару зубчиками чеснока и 50 г маргарина. Смешайте полуготовый рис с двумя стаканами чечевицы и жареным луком. Залейте соусом. Посыпьте мелко-нарезанным укропом. Печь в духовке на среднем огне втечении получаса под крышкой и еще полчаса – без.
Чечевичная похлебка.
Обжарьте две мелконарезанные луковицы и 4 зубчика чеснока. Добавьте кг мяса, нарезанного кубиками. Обжарьте 5 мин. и добавьте 2 стакана чечевицы, 2 помидора, 2 моркови, баночку томат-пюре, соль и перец. Залейте водой и варите 3 часа на медленном огне.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Рабиновича послали в загранкомандировку в кап-страну. Оттуда он прислал телеграмму: "Я выбрал свободу". Созвали партсобрание, чтобы заклеймить Рабиновича и сделать оргвыводы. Вдруг в середине собрания входит... сам Рабинович! Немая сцена.
- Мне было интересно, - поясняет Рабинович, - как вы поймете мою телеграмму!
- Розочка, доченька! Послушай моего совета: не выходи замуж за этого парня! Он ведь сирота, да к тому же хромой!
- Но мне не нужен ни богач, ни красавец.
- Ты-то ладно. Но я совсем не о том. Пожалей лучше парня! Ему и так досталось от жизни.
Leilui nishmatam shel Moshe ben Berka ve-Yaakov ben Boris tnzv”h