При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Пять и десять. Многие совершенно убеждены в том, что в современном мире практически невозможно жить по Торе. Что касается «горстки» религиозных евреев (по «непонятной» причине, слава Б-гу растущей день ото дня), то скорей всего мы имеем дело либо с лицемерными ханжами («Ведь если мы не в силах выполнять заповеди Творца, то, как же кто-то может претендовать на то, что они-таки на это способны? Они явно только притворяются!»), либо с совершенными аскетами. Смеем вас убедить, что большинство из нас, евреев, для которых заповеди Торы – главные жизненные ориентиры, почему-то не относимся ни к одной из этих групп. Мы честно стараемся выполнять все по-максимуму, живя при этом полноценной, счастливой, ничуть неущербной жизнью. А все же мнимые сочуствия по поводу лишения удовольствия приводят на ум очередной анекдот. Новый учитель, придя в класс, обнаружил, что одного мальчика дразнят Мойше-дурачок. На перемене он спросил ребят, почему они его так обзывают. - Но убедитесь сами! Если дать ему большую монету в пять шекелей и маленькую в десять, он выберет пять, потому что думает, что она больше. Разве он не дурачок после этого? Вот, смотрите... Парень достает две монеты и предлагает Мойше выбрать. Тот, как всегда, выбирает пять. Учитель с удивлением спрашивает: - Почему же ты выбрал монету в пять шекелей, а не в десять? - Посмотрите, она же больше, господин учитель! После уроков учитель подошел к Мойше. - Неужели ты не понимаешь, что пять шекелей больше только по размерам? - Конечно, понимаю, господин учитель. - Так почему же ты выбираешь пять? - Потому что, если я выберу десять, они перестанут давать мне деньги! На первый взгляд отказ от многих удовольствий, вроде наслаждения бужениной, устрицами, субботними поездками на пляж и адюльтерами, в пользу Закона Торы кажется туповатым выбором между монетами в пять и десять шекелей. Конечно, традиции у нас многовековые, но разве можно сравнить их размер с размером удовольствий, получаемых путем отрыва от них? Вот только забываем мы на время, что есть Тот, Кто предоставляет нам эти самые удовольствия, и Кто в любую минуту может прекратить кредит наслаждения? Здесь не причем физические наказания (хотя почему-то согласно израильской статистике большинство автокатастроф выпадают именно на шабаты и их число достигает пика в период между семнадцатым таммузом и девятым авом). Но возьмите «десять шекелей» вразрез с разрешенными Торой «пятью», расслабьтесь по полной программе, и вдруг, откуда не возьмись, появляется пресыщение, все наслаждения вдруг теряют свою первозданную прелесть, исчезает тот неповторимый букет ароматов, сопутствующий удовольствиям жизни на «пять» разрешенных Торой шекелей. Не верите? Попробуйте путь Торы и верните себе настоящий вкус наслажденья даже самыми обыдеными вещами! Недельная глава – «Хаей-Сара» («Жизнь Сары») В текущей недельной главе мы узнаем о кончине Сары, о подытоживании ее жизни, о покупки Авраамом за бешеные деньги место погребения для нее (а в будущем и для себя, и для других праотцов с их женами) в Хевроне и о поиске достойной невесты для Ицхака. В нашей недельной главе мы, наконец, касаемся одной из самых важных и самых острых тем – частичного ответа на вопрос «что такое любовь». Одно то, что любовь стоит в центре краеугольной заповеди иудаизма «возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра 19:18) не позволяет нам отмахнуться от всякой возможности определить его конкретными словами, ссылаясь на то, что любовь это нечто настолько высокое и недосягаемое, что «не в сказке сказать, не пером описать». Итак, что же такое любовь? Во-первых, мы думаем, вам будет любопытно и небесполезно узнать, что на иврите глагол «любить» («аhав») напрямую связан с глаголом «давать» («йаhав»). Ибо согласно иудаизму, не бывает любви без взаимного альтруистического желания «дать» (а не только эгоистичного «взять»), не бывает любви без самоотдачи. Причем наши мудрецы сделали парадоксальнейший вывод: зачастую мы не столько даем тем, кого мы любим, сколько любим тех, кому мы даем. Чем больше мы вкладываем, «отрываем от себя» ради кого-то другого, тем ближе и ближе становится он нам. Еще бы! Ведь теперь он обладает частью (той самой, «оторванной») нас самих, и естественно любя себя, мы любим и его. Но ошибаются те, кто из этого сделает вывод, что «любить» - всего лишь синоним слова «дать». Один великий еврейский мудрец и праведник однажды признался, что ответ на волнующий нас вопрос – что такое любовь – он нашел в разговоре ... двух пьяниц.-Вань! Ты меня любишь? - Конечно! - Тогда скажи-ка, чего мне не хватает? - Ну, Степка, ты загнул! Откуда же мне знать?!- Ну вот, видишь, как ты врешь! Как же ты можешь говорить, что ты меня любишь, если даже не знаешь, чего мне не хватает?! Любовь по-еврейски – это прежде всего способность понять. Да, мы считаем, что понять – это не только на половину простить, но и на сто процентов любить. Не так уж и легко понять разумом логику поступков другого человека. Но «любить» означает не только понять умом, а прежде всего понять сердцем. Именно такое взаимопонимание, наука оценивать чувства другого, его возможную реакцию на те или иные слова или поступки, радоваться его счастью, понимать, что ему не достает для полного душевного благополучия и ощущать его боль как свою и есть то самое чувство, которое евреи называют любовью. Но и это еще не все. Хороший психолог вполне способен нас понять. Особенно если мы сулим ему за это приличный гонорар. Но это совсем не означает, что он нас любит. Любить – значит понимать другого даже за счет самого себя! Любить - это значит понимать, как другому болит нога, даже если при этом он ей наступает на твои мозоли! Говорят, что джентельмен – это тот, кто назовет кошку «кошкой», даже споткнувшись об нее в темноте. Любовь по-еврейски значит понять любимого человека (разумеется, со всеми вытекающими последствиями), даже когда в период общей душевной темноты и смятенья вы, споткнувшись, столкнулись лбами. Но причем здесь недельная глава? Итак, Ицхак в силу приобретенной им святости (о понятии святости в иудаизме смотрите наши прошлые статьи) не имеет права покидать пределы Святой Земли, но здесь, к сожалению, нет подходящей кандидатуры для достойного супружества. Тогда его отец Авраам посылает вернейшего слугу Элиэзера на свою историческую родину с целью найти там подходящую партию для любимого сына. И вот, Элиэзер доходит до цели, но как среди всей толпы прекраснейших девушек найти ту единственную, подходящую для Ицхака? И Элиэзер находит достойное испытание – он стоит у колодца и решает для себя, что та, кто на просьбу подать ему немного воды, добровольно предложит напоить и весь караван его верблюдов, и достойна стать женой Ицхака. И действительно, именно таким образом находится его суженная Ривка. Но давайте разберемся поглубже. Что именно пытался проверить Элиэзере этим негласным испытанием? Чтобы это понять, давайте попробуем встать на место Ривки. Хрупкая, молодая девушка подходит к колодцу. Тут же стоит сильный мужчина в самом расцвете сил и просит у нее «всего лишь немного воды». «С чего бы это? Ведь он стоит прямо у колодца? Почему бы ему не взять воды самому? Вроде бы, руки от этого не отсохнут! Но если он просит, значит ему это действительно необходимо! Значит, есть какие-то препятствия зачерпнуть самому воды! Кто знает, может он только внешне так крепок, а на деле болен ревматизмом или чем-нибудь еще? Но, одну минуточку, он ведь не один. Да, он просит только для себя, но ведь если он не может взять воды даже для себя, то, как же он сможет напоить свой караван? Значит, хоть он и стесняется затруднить меня своей просьбой, в воде нуждается не только сам хозяин, но и его бедные уставшие верблюды. А раз он почему-то обратился именно ко мне, то кому как не мне следует довести все дело до конца?» А теперь, попробуйте прикинуть в уме, сколько ведер пришлось Ривке наполнить, чтобы выполнить миссию, возложенную на себя по собственному желанию, с учетом того, сколько выпивает один средний верблюд после дальней дороги! И все это – толко вследствии собственных выводов из простейшего намека! Вот это тонкое понимание! Вот это – подлинное искусство любви! Вот эту-то способность, способность любить, любить истинно, «по-еврейски» и посчитал Элиэзер основополагающим качеством будущей жены Ицхака. И, как мы видим, он не ошибся! Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах. Любовь (знают все) – то не вздохи одни на скамейке, Не только прогулки чарующей лунной порой, Не пылкие клятвы «Твоя я, мой милый навеки!» И страстный ответ, мол, «до гроба, родная, я твой». --- Вот странник стоит. Он верблюдов привел к водопою, Но просит у девочки хрупкой воды он глоток. На вид он не слаб. Что ж, наверно, устал он душою, Раз стыд побороть унизительной просьбы он смог. А значит, откуда взять сил, напоить чтоб верблюдов? А значит, что это задача твоя! Не важно, какая награда за это прибудет, Но важно лишь то, что тебе жить иначе нельзя! --- Суметь разглядеть то, чего не хватает другому, В молчанье расслышать немого отчаянья вздох, Подбодрить улыбкой, сочувствовать каждому слову – Вот в чем настоящей любви несомненный залог! Женский уголок Сегодняшня недельная глава навевает на память известную восточную притчу о том, что замужество - это чудесный мираж: цветущий оазис в пустыне с дворцами, пальмами и верблюдом. Проходят годы и мираж начинает таять на глазах. Сначала исчезает дворец, потом пальмы, потом остается один верблюд. Как не печально это признавать, но слишком часто разочарования семейной жизни пропорциональны иллюзиям до нее. Наша праматерь Ривка начинала все наоборот. Сначала она встречает верблюдов, считая своим долгом их напоить. Затем хозяин этих самых верблюдов одаряет ее драгоценнейшими украшениями, а потом предлагает ей выйти замуж за Ицхака, праведника поколения, а заодно и законного наследника Авраама – одного из богатейших людей того времени. Но все это материальное богатство не входит ни в какие сравнения с тем бесценным, духовным богатством семейного счастья, заслуженного Ривкой. Постигнув уроки любви, преподанные нам Ривкой (см. статью о недельной главе), мы все имеем равные шансы превратить иллюзорный мираж в настоящее счастье! А не предложить ли нам несколько оригинальных рецептов напитков для наших родных и любимых? Банановый милк-шейк. Один банан положите на два часа в морозилку. Порежьте кусочками вместе с другим, свежим бананом. Добавьте в литр молока и взбивайте минуты три в блендере. Посыпьте тертым шоколадом. Мороженый банан предотвращает процесс расслоения напитка! Прянный чай Завариваем обычный чай. Добавляем по пол-палочки корицы, 2 гвоздики, апельсиновой дольки и 2 чайные ложек на порцию. Настаиваем 10 мин. подаем горячим. Надеемся, что тех, кто заказывал рецепт «кишки», ждет приятный сюрприз в следующем номере. Над кем смеемся? Над собой смеемся! Рабиновича пустили в туристическую поездку по странам народной демократии. Он присылает телеграммы: "Привет из свободной Болгарии. Рабинович". "Привет из свободной Румынии. Рабинович". "Привет из свободной Венгрии. Рабинович". "Привет из Австрии. Свободный Рабинович". * В Тель-Авиве открылся дорогой, эксклюзивный русский ресторан "Ностальгия". Кормят прескверно, пересаживают за другой столик, хамят, обсчитывают. Швейцар провожает уходящих словами: "Убирайся в свой Израиль, жидовская морда!" Leilui nishmato shel Yaakov ben Boris tnzv”h |
В избранное | ||