При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
К вопросу о (лже)скромности Итак, мы празднуем Шавуот – праздник дарования Торы. Более 3300 лет тому назад наши предки стояли под горой Синай, своими ушами слышали «десять заповедей» и получили Учение, определившие моральный уровень, судьбу и характер еврейского народа на многие века. Но чем же особенна гора Синай, что именно там евреи удостоились принять Тору? Надо признаться, что ни гигантскими масштабами, ни уникальным месторасположением, ни удивительной привлекательностью она не отличалась. Гора как гора. Но перефразируя Евтушенко, можно смело сказать, что она была интересна «самой неинтересностью своей». Мы уже помним, что Моше рабейну, руководитель еврейского народа, не отличался особым ораторским даром. Более того, он был заикой. Невозможно даже представить себе, чтобы заика был способен ввести огромную «наивную» публику (а одних лишь мужчин, учавствоваших в Синайском откровении, было более 600000) в религиозный экстаз. Таким образом, нельзя упрекнуть еврейский народ в том, что избрав путь Торы, путь, ведущий нас сквозь века, мы руководствовались не ее глубоким содержанием, а всего-навсего красотой той формы, в которой она была подана. Точно так же нельзя сослаться на поразительную обстановку и исключительные условия как повод для принятия Торы. Наоборот! Насколько потрясающим должен быть смысл Учения, добровольно и беспрекословно принятого «жестоковыйным», упрямым еврейским народом, невзирая на всю видимую неказистость ее изложения! И еще одно. Какое, по-вашему, качество Тора считает краеугольным камнем самосовершенствования, другими словами всей цели жизни? Не гибкость ума (ибо есть что-то, что уму неподвластно), ни мягкость сердца (ибо есть ситуации, в которых необходимо проявлять суровость и твердость), а... скромность. В еврейской традиции неказистая гора Синай стала вековым символом скромности. Но если именно скромность, «невозвышенность» так ценнится в иудаизме, и именно в заслугу своей «невыпячемости» гора Синай была выбрана местом дарования Торы, то почему бы не препочесть ей какую-нибудь долину или низину? Мы часто путаем скромность с ложной приниженностью. Нет, никоим образом Тора не приветствует втаптывание себя в грязь. Человек ни на минуту не должен забывать о великом Б-жественном источнике своей души и гордиться этим – одно это уже делает его «горой». Скромность по-еврейски – это безупречная самооценка, четкое осознание своего места в жизни. Ни больше, ни меньше. Гора Синай. Недельная глава «Насо» («определи число») Сегодняшняя недельная глава – самая длинная в Торе. Помимо окончания подсчета Левитов, в ней содержатся 18 заповедей и подробное описания церемонии ежедневных пожертвований глав еврейских колен по случаю открытия переносного Храма. Самая длинная глава. Еще бы! Около трети главы занимает подробнейшее описание даров 12 руководителей еврейского народа. В первый день - глава колена Йеуды, Нахшон сын Аминадава, во второй – Нетанэль сын Цуара, глава колена Иссахара и т.д. всего двеннадцать раз с полным перечнем подарков. И все это перечисляется в Торе, в которой порой самые сложнейшие детали законов обозначены лишь легким намеком! И ладно бы, каждый принес особое жертвоприношение, а то ведь все двеннадцат принесли одно и то же – серебряный сосуд, серебряный кубок, золотую ложку и одинаковое количество жертвенных животных! На самом деле именно здесь, в этих простых повторениях одного и того же Тора дает нам глубочайший урок. Сегодня достаточно трудно найти по-настоящему убежденного атеиста. Практически каждый верит в Некую Глобальную, Высшую Силу, Творца Вселенной и т.п. (В принципе, в данном случае Имя не играет серьезной роли). Но вот во что, нам труднее поверить, так это в то, что этому Творцу и Царю Вселенной есть хоть какое-то минимальное дело до того, что происходит с конкретными Йосей из Рамат-Гана или Мусей из Биробиждана. И достаточно часто именно это заблуждение мешает многим из нас по-настоящему приблизиться к миру Торы и соблюдать ее заповеди. Ведь если и так тысячи евреев изо дня в день соблюдают Тору, то какая разница присоединится ли к ним еще один еврей (то бишь, я)? Ответ на этот вопрос как раз и скрывается в вышеуказанном месте нашей недельной главы. Изо дня в день главы колена приносили одни и те же подарки Храму, тем не менее Тора, в которой каждое слово, каждая буква и даже каждая черточка – на все золота, в которой важнейшие законы и заповеди упомянуты лишь в телеграфно-сжатой форме и подробно разбираются уже в ее Устной Части, не устает подробным образом повторяться о подарках каждого из глав колен. Хотя, казалось бы, почему бы не написать, что в первый день Нахшон бен Аминадав принес...(тут следовал бы полный перечень его приподношений Храму), во второй день то же самое сделал Нетанель бен Цуар, а в последующие дни – остальные главы колен (тут уже желательно упомянуть их поименно)? Но в том то и дело, что в глазах Всевышнего каждый подарок, каждое действие каждого еврея уникально и драгоценно само по себе не зависимо от того, что тот же самый подарок, то же самое действие уже не раз и не два было и будет сделано другим евреем! Приподношение главы колена Нафтали Ахира, сына Эйнана, в последний, двеннадцатый день было столь же важно и принято Творцом с той же любовью как и приподношение Нахшона, сына Аминадава – в первый. И именно поэтому Тора не убавляет даже букву в описании совершенно одинаковых подарков всех глав колен. Как утверждает еврейская традиция, трое участвуют в процессе зачатия ребенка – отец, мать и...сам Б-г. А как известно каждой «а идише маме», в еврейских многодетных семьях не десять-двенадцать детей, а «один-единственный Изенька, один-единственный Мошенька, одна-единственная Раечка, одна-единственная Хаечка» и т.д. Все мы – единственные сыновья Творца Вселенной, а потому каждый из нас – уникален в Его глазах и действие каждого из нас, пусть повторяющееся изо дня в день, пусть повторяющее действия сотен и тысяч других единственных сыновей (и, разумеется, дочерей) расценивается в Его глазах на вес золота. Давайте же помнить об этом! Жемчужины еврейского комментария Итак, уникальное событие – дарование Торы на горе Синай. Какие же необыкновенные знания получили наши предки в тот день? В чем он, секрет вечности учения вечного народа? Любителей «крутой» мистики здесь вновь ожидает разочарование. Вот те десять речений (в неточном переводе - «десять заповедей»), которые услышали около 3 миллионов евреев на горе Синай. Не выделяясь из числа других заповедей с алахической точки зрения, в более широком аспекте они, тем не менее, являются квинтессенцией всего сказаного в Торе и именно из них вытекают все 613 заповедей. Итак, перечислим эти «речения»: - Я - Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из Страны Египетской, из дома рабства. - Да не будет у тебя других богов, кроме Меня… - Не упоминай имени Г-спода, Б-га твоего, понапрасну. - Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней работай, а в седьмой - суббота Г-споду.' Не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни рабы твои, ни скот твой, ни странник во вратах твоих… - Почитай отца своего и мать свою… - Не убивай. -Не прелюбодействуй. - Не кради. -Не лжесвидетельствуй. - Не желай …ничего чужого Комментатор Торы Рамбан (раби Моше бен Нахман, всемирно известный под именем Нахманид) замечает, что все эти заповеди написаны в единственном лице (Б-г твой, да не будет у тебя, помни и т.д.), хотя обращены не к индивиду, а к целому народу. И поясняет: этим предостерегает Тора каждого еврея о наказании за пренебрежение заповедями (и соответствено о награде за их выполнение), и таким образом Б-г обращается с предупреждением к каждому лично, чтобы не думали, что стоит идти за большинством и, греша вместе со всеми, каждый спасется в отдельности. В небесном суде такие отговорки не действуют. По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе , касается каждого из нас лично».Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами. Женский уголок. Если попросить стандартного еврея не задумываясь поделиться с нами первыми пришедшими в голову ассоциациями еврейских праздников, в 9 из 10 случаев мы можем быть уверены, что эти ассоциации относятся к кулинарной области. Яблоки в меду и медовый пирог на Рош-ашана, «уши Амана» на Пурим, маца на Песах и, конечно же творожные блинчики на ближайший Шавуот. Даже первая ассоциация с Йом-Кипуром наверняка будет связана не с молитвой Коль-Нидрей или со слезной мольбой о том, чтобы наше расскаяние, благотворительность и молитвы смягчили бы наш суровый приговор, а с тем, что в этот день мы вынуждены более чем на сутки отказаться от пищи! Не слишком ли буквально повлияла на нас фраза из Теилим (Псалмов) – «Твоя Тора - в моих внутренностях!», забывая о первой части вышепроцитированного стиха – «Твою волю, Б-же, я страстно пожелал выполнить» (Теилим 40:9)? Еврейская религия одна из первых открыла для себя принцип, что путь к сердцу (причем, не только мужчины) лежит через желудок. Достаточно вспомнить законы кашрута, достаточно строго регламентирующие рацион еврея и задолго до американского психолога Ивлина Канна считавшиеся с правилом «скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» (а потому исключающие принятия в пищу любых хищных животных и птиц). Эта человеческая слабость с одной стороны является одним из лучших намеков на то, что не мешало бы нам приуменьшить нашу гордыню. Но с другой стороны, как бы то ни было, именно эти человеческие «мелочи жизни» позволяют нам (не мытьем, так катаньем) проникнуть-таки в сердце. И чем слаще будет мед, в который мы макаем яблоко в Рош-ашана, тем слаще будут наши воспоминания об этом Святейшем дне еврейского года. И чем приятней на вкус будут наши блинчики, тем, быть может, приятней на душе станет нам от воспоминаний о чудесном празднике Дарования Торы и, быть может, тем сильнее станет наше желание выполнять Ее заповеди всем своим нутром! А вот и наш рецепт традиционных блинчиков: Взбейте 2 яйца со столовой ложкой сахара и 1\4 ч.л. соли. Постепенно добавьте 2.5 стакана молока и 5 ст.л. муки. Перемешайте. Добавьте ст.л. растительного масла без запаха и еще раз перемешайте. Выпекайте блины на сковородке. Разотрите 250 г творога с 2 ст.л. сметаны, яйцом и сахаром по вкусу. Можете добавить изюм, курагу или цукаты. Внутрь каждого блинчика положите по чайной ложке начинке, заверните конвертиком и обжарьте с обеих сторон. Над кем смеемся? Над собой смеемся! - Мендель! Кажется, в твоей забегаловке я хватил лишнего. Принеси-ка мне чего-нибудь отрезвляющего. - Пожалуйста, счет. Маленький Моня вертится вокруг сосредоточенного отца: - Папа, папа! А как работает мозг? - Отстань, сынок, у меня в голове другие вещи. |
В избранное | ||