Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность


Информационный Канал Subscribe.Ru

(Ковер)-самолет или миф о несуществующем аисте.

Начинать с анекдота у нас почти вошло в традицию. Так почему бы ее не продолжить?
Итак, внимание – анекдот.
Учитель зоологии:
— Тема сегодняшнего занятия - аист...
Ученик: 
— Господин учитель, не кажется ли вам, что мы уже слишком взрослые, чтобы верить
в существование аиста?
Когда-то в далеком детстве мы увлекались сказками и мифами. Тогда мы еще верили
в чудеса, в какие-то потусторонние силы, крылатые ангелы и страшные чудовища.
Но прошли года. Мы поумнели. Нам успели открыть глаза на то, что человек – всего-навсего
потомок обезьяны, что религия – опиум для народа, и что совершенно необязательно
обходить стороной черную кошку. Все это – пустые суеверия! Достаточно лишь три
раза плюнуть через левое (или правое?) плечо.
Мы уже повзрослели, чтобы верить в то, что детей нам приносит в дом аист. Мы
уже повзрослели, чтобы верить в ковер-самолет и скатерть-самобранку. Но потеряв,
неизвестно кем навязанную ему небывалую функцию, аист не прекратил своего существования.
 И существование современных самолетов, микроволновок и другой техники на грани
фантастики не умаляет чуда тем, что они окружают нас не в сказочном сне, а на
яву. Но, как говорится 
«И в ожидании бессмысленых чудес,
Мы забываем, что вся жизнь – сплошное чудо.
За множеством деревьев  видеть лес – 
Задача не из легких, видно будет.»
В еврейских кругах широко известен случай о том, как к одному раввиному подошел
еврей-насмешник, давно отошедший от веры отцов и доверительно сказал: «А Вы знаете,
ребе? Я не верю в бога!»
- «А в какого бога ты не веришь?» поинтересовался раввин.
Насмешник опешил. «Как в какого? Известно какого! Обыкновенного!»
 - «А!» многозначительно вздохнул раввин. «В такого и я не верю!»
Во что же мы ДА верим? Вот этой-то основной теме и посвящены рассылки «Взгляд
в вечность»!



Недельная глава Торы -  Ваишлах («Послал»)

Недельная глава Ваишлах рассказывает нам о встрече Яакова и Эйсава, о смерти
и похоронах Рахели в Бейт-Лехеме и о рождении последнего родоначальника колен
Израиля – Беньямина.

Не одна глава посвящена сложным взаимоотношениям двух братьев-близнецов, столь
похожим и родным, и столь разным и чуждым – Яакова и Эйсава.
Начинается эта глава с возвращения Яакова на Родину и его опасений о встречи
с грозным и мстительным братом после более двадцати лет разлуки. Его опасения
были совсем не беспочвены. Эйсав направлялся на встречу к многодетной семье Яакова
во главе 400 воинствено настроенных амбалов. Но, слава Б-гу, все заканчивается
вполне благополучно. Молитвы Яакова о том, чтобы ему не пришлось ни убивать,
ни быть убитым, были услышаны, и на момент встречи Эйсав неожиданно для самого
себя проникся самыми, что ни на есть, братским
чувствами. «И побежал Эйсав ему навстречу, и обнял его, и пал ему на шею, и целовал
его и плакали они».
Идилия, не так ли? Еврейская традиция утверждает – не так! Мы уже говорили, что
в Торе нет ни одного лишнего слова, ни одной лишней буквы. Но скажем больше -
 в Торе нет ни одной лишней точки! А вот над словом «поцеловал» Тора как раз
и расставляет непонятные точки. Непонятные – читателю несведующему. Ибо тот,
кто знаком со знаками в Торе, знает, что если над тем или иным словом стоят точки,
значит это слово не имеет своего буквального смысла,  и, как будто, стоит не
на своем месте. 
Не поцеловать, говорит Мидраш, а укусить хотел Эйсава Яакова, бросаясь к нему
на шею. Но не тут-то было! Случилось чудо – шея Яакова на миг превратилась в
камень, и пытаясь укусить ее, Эйсав только лишился своих зубов! И плакали они
– Эйсава от боли, а Яаков – от того, что несмотря на все свои радужные надежды,
Эйсав оправдал самые тяжелые подозрения и остался тем самым Эйсавом, каким и
был 30 лет тому назад.
Но если так оно и было, и слово «целовал» тут излишне, то зачем Тора все-таки
употребляет его? Не лучше было бы сказать все прямым текстом, не ссылаясь лишний
раз на нашу осведомленность в значках и мидрашах?
Все дело в том, что Тора – актуальна на все времена, и один из аспектов этой
актуальности – умение извлечь из нее уроки на каждый день. Так, в жизни каждого
из нас случаются встречи со своими «Эйсавами» и не всегда он бросается на нас
«с огнем и мечем. И все-таки нам ни в коем случае не следует забывать о том,
что за внешними улыбками и поцелуями Эйсава подчас скрываются животное желание
укусить нас в лучшем случае в...шею.
Но почему именно шею Яакова выбирает Эйсав объектом своей злости? Четыре пары
захоронены в Пещере Праотцев – Маарат А-Махпела:  Адам и Хава, Авраам и Сара,
Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Но и Эйсав удостоился частичного захоронения в том
же святейшем месте: он был убит прямо на входе в пещеру и его голова закатилась
внутрь. Из этого мы учим, что на уровне «головы» Эйсав не уступал Яакову. С точки
зрения понимания разумом логики праведной жизни, философской концепции, мыслительного
потенциала – между ним и Яаковом
практически не было разницы. Все разница начиналась...с шеи! С того места, где
голова соединяется с туловищем, с того этапа, когда логичиские умозаключения
переходят в действие, когда виртуальная идеология реализуется в конкретные поступки,
когда теологические дискуссии переходят в соблюдение 613 заповедей. И вот в этом-то
месте, Эйсав определенно уступал Яакову. Соображать по-еврейски он еще был способен,
но вот жить по-еврейски – увольте!
И тут мы сталкиваемся с интереснейшим психологическим феноменом. Мы помним, что
после продажной сделки с Яаковом Эйсав «презрел первородство». Эйсав, исходя
из собственного опыта, что жить по-еврейски ему не под силу, сделал вывод, что
жить по-еврейски вообще никому не под силу. (Кстати, то же самое утверждали его
многочисленные потомки, называющие себя христианами.) «А раз так, то значит и
Яаков, взявший на себя первородство со всеми прилагающимися к нему обязанностями,
не более чем притворяется! Значит, у
нас с ним нет разницы ни на уровне «головы», ни на уровне «шеи». Хотите наглядных
доказательств его лицемерия? Давайте я попробую нанести удар по «той самой шее»
и...» И шея Яакова мгновенно превратилась в камень, как свидетельство свыше в
прочности практики его убеждений. И единственное, чего добился Эйсав – нанести
лишний удар самому себе!



Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах

«Эйсав сказал: у меня есть много, мой брат, пусть твое остается тебе.Но Яаков
сказал...прими же мою благодарность...так как у меня есть все. И упросил он (Яаков)
его и он (Эйсав) принял. И сказал: пойдем-ка, и я пойду с тобой рядом.» Берешит
33:9-12

 
Ваишлах – речь Якова.
Идти ты вместе предлагаешь
И счастье общее сулишь?
Эсав, меня ты плохо знаешь:
Я подорву лишь твой престиж!

Да, у тебя всего есть много,
Но значит, много и нет.
А мне мила моя дорога,
Мил утра тихого привет,

Мил натощак кусочек хлеба,
Родного дома скромный вид.
Меня не манит блеск победы,
И зависть сердца не щемит.

Да, у тебя всего, брат, много,
Но у меня есть - все. Прости!
Мне дорога моя дорога,
И нам с тобой не попути…


Спрашивали? Отвечаем!

Прошу прощения за возможный офтопик, но у меня возник такой вопрос.
Всем известно, что прошло 5764 года со дня сотворения мира. Но почему то и
дело ученые находят предметы и окаменелые останки древних животных и
растений, возраст которых исчисляется многими тысячами и даже миллионами
лет?
Версию, что эти предметы прилетели из космоса, прошу не предлагать

Во-первых, в иудаизме нет «офтопиков» и потому мы только рады любому вопросу
в любое время.
Версию, что эти предметы прилетели из космоса мы предлагать и не думали. Что
касается всего остального, давайте разбираться по порядку. Итак, мы не совсем
согласны с утверждением, что «прошло 5764 год со дня сотворения мира».  Ровно
5764 года прошли с шестого дня творения, когда и был создан Человек. «Ну и что?»
воскликните вы вполне справедливо: «ведь шестой день творения отделяет от первого
те самые шесть дней, т.е. со дня сотворения мира прошло те же 5764 года плюс
несколько дней. Так?» Так, да не совсем
так! Еврейское летоисчисление недаром начинается с сотворения человека, ибо с
момента сотворения человека, человек способен мерить своими, человеческими, земными
категориями, в том числе и категорией времени. Ведь, как известно, год на Марсе
не равен году на Венере и понятие лет варьируется в зависимости от продолжительности
их вращения вокруг солнца. Лишь с момента, когда был создан человек на Земле,
имеет место возмножность отсчета ЗЕМНЫХ, «человеческих» лет. О том, чему равнялась
продожительность года или
даже часа (ведь всего несколько «часов» разделяют сотворение животного мира от
сотворения человека), мы не можем иметь совершенно четко представление. Особенно,
если принять во внимание тот факт, что солнце и луна (а, следовательно, – вся
структура, в том числе и временная, солнечной системы) были сотворены лишь на
четвертый «день» творения. 
Но и это еще не все. Знаете ли вы, что первый человек, Адам А-ришон, а также
его жена Хава, никогда не знали, какого это быть детьми? Не знали они не прелестей
младенческого возраста, ни шалостей детства, ни трудностей подросткового периода.
Они оба УЖЕ БЫЛИ СОТВОРЕНЫ ВЗРОСЛЫМИ И ВПОЛНЕ ЗРЕЛЫМИ ЛЮДЬМИ. Так, если бы мы
сегодня случайно нашли их скелеты (а по преданию, похоронены они в Пещере Праотцов
в Хевроне, купленной позже Авраамом), мы бы явно ошиблись, определяя год их сотворения
как минимум лет на 20-25.
А на каком готовом этапе развития были созданы все животные и растения, останки
которых мы находим сегодня? А ведь «древность» останков определяется исключительно
современными данными расчета длительности химических разложений, предполагающий
нулевую точку отсчета. Насколько это влияет на возможный коэффициент ошибки?
Об этом стоит подумать!


У вас появились новые вопросы или еще не разрешились старые? Пишите нам и мы
постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы ответить на них! Напоминаем
наш адрес: vzglad@hotmail.com

Женский уголок

Говоря о ближайшем празднике Хануки, люди обычно вспоминают о военной победе
Маккавеев и о чуде с кувшином масла. Причиной  знаменитого, победного восстания
Хасмонеев (они же Хашмонаим, они же Маккабим, они же Маккавеи) без сомнения явлись
абсурдные и жестокие требования эллинистов прекратить евреям жить по-еврейски.
Но вот о том, что именно  явилось той каплей, переполнившей чашу терпения евреев,
мы склонны забывать.  Забывают наши мужчины о том, что евреи уже были не в силах
выдержать насильные попытки греков
накормить евреев свинными деликатесами. Забывают, увы, наши женщины, что в попытке
защитить их скромность разыгралась война. 
Для многих народов т. наз. «право первой брачной ночи» не являлось событием шокирующими
и из ряда вон выходящим. Для представителей некоторых племен предоставить это
право как можно более выдающему лидеру считалось особой привелегией, не говоря
о нежелании самостоятельно ввязываться в «кровавый обряд». Да что там говорить
о каких-то древних племенах! Достаточно вспомнить Бомарше!
Мы могли бы воскликнуть «о, времена, о, нравы!» Но, к сожалению, и сегодня немногие
невесты считают должным предоставить это исключительное право своему единственному
избраннику сердца  в единственную и неповторимую брачную ночь. И все чаще и чаще
на вопрос «как прошла ваша первая брачная ночь?» можно услышать равнодушный ответ
«как обычно!»
Но как только сирийские наместники решили ввести этот «прогрессивный обычай»
и в среду евреев, вот тут-то им пришлось признать, что они «перегнули палку»
и ощутить на себе «ответный удар». Учить Тору, соблюдать шабат, освящать месяц
и делать обрезание своим младенцем евреи худо-бедно могли позволить себе делать
тайно, но что касается посягания на скромность еврейской женщины, на стержень
еврейской семьи – тут не может быть и речи ни о чем другом, как о явном сопротивлении.
Ведь единственная заповедь, в наказание
за пренебрежении которой Тора прямым текстом угрожает тем, что Всевышний (не
дай Б-г) отвернется от своего народа -  это закон о скромности. 
Евреи победили. До сих пор в память об этой победе горят ханукальные свечи, и
на все время их горения (где-то около получаса) еврейские женщины освобождены
от повседневных трудов. Осталось только, чтобы и память о первопричинах не угасла
с годами...

А чем еще порадовать наших близких в ближайший праздник?

Печеночные оладьи

Пол-кило откашерованной печени перемелите вместе с двумя яйцами, луковицей, специями
и пол-стаканом манки.  Сформируйте оладьи и жарьте в масле с обеих сторон.

Пончики без дрожжей.

Вскипятите стакан воды с пол-пачкой маргарина. Добавьте стакан муки и хорошенько
вымесите.  Добавляем по одному 4 яйца. После каждой добавки основательно все
перемешиваем до полного растворения. Формируем пончики и обжариваем во фритюре.
   


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Звонок в фирму по похуданию:
- Здраствуйте, это – Хая Каплан.  Действительно ли аша фирма гарантирует значительное
похудение за короткий срок? Видите ли, мой муж сделал мне чудесный подарок на
день рождения, но, к сожалению, я не могу в него влезть...
- Мадам Каплан, мы Вам гарантируем, что не позже чем через 2 месяца Вы сможете
щеголять в Вашем новом платье...
- При чем здесь платье?! Речь идет о Мерседесе!.


- Лева, куда ты так торопишься?
- К нотариусу, вот последний рубль остался, пойду хоть копию сниму...

Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel tnzv”h

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vzglyad
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное