Поздравляем всех читателей рассылки «Взгляд в вечность» с Шавуотом - праздником
дарования Торы! Обратите внимание: с днем дарования, а не получения. Ведь именно
в этот день, 6 сивана более 3000 лет назад Всевышний даровал всем евреям Торы.
Что касается всех нас, то выбор воспользоваться ли этим бесценным подарком или
нет, зависит от каждого из нас лично. И для того чтобы получить, чтобы взять
на себя это Вечное Учение Вечного Народа не нужно ждать специальных дат. Сделать
это можно в любую секунду! Так пожелаем
всем нашим читателям удостоиться не только дарования, но и как можно более скорого
получения Торы! Хаг Самеах!
Недельная глава «Насо» («определи число»)
Сегодняшняя недельная глава – самая длинная в Торе. Помимо окончания подсчета
Левитов, в ней содержатся 18 заповедей и подробное описания церемонии ежедневных
пожертвований глав еврейских колен по случаю открытия переносного Храма.
Самая длинная глава. Еще бы! Около трети главы занимает подробнейшее описание
даров 12 руководителей еврейского народа. В первый день - глава колена Йеуды,
Нахшон сын Аминадава, во второй – Нетанэль сын Цуара, глава колена Иссахара и
т.д. всего двеннадцать раз с полным перечнем подарков. И все это перечисляется
в Торе, в которой порой самые сложнейшие детали законов обозначены лишь легким
намеком! И ладно бы, каждый принес особое жертвоприношение, а то ведь все двеннадцат
принесли одно и то же – серебряный
сосуд, серебряный кубок, золотую ложку и одинаковое количество жертвенных животных!
На самом деле именно здесь, в этих простых повторениях одного и того же Тора
дает нам глубочайший урок. Сегодня достаточно трудно найти по-настоящему убежденного
атеиста. Практически каждый верит в Некую Глобальную, Высшую Силу, Творца Вселенной
и т.п. (В принципе, в данном случае Имя не играет серьезной роли). Но вот во
что, нам труднее поверить, так это в то, что этому Творцу и Царю Вселенной есть
хоть какое-то минимальное дело до того, что происходит с конкретными Йосей из
Рамат-Гана или Мусей из Биробиждана.
И достаточно часто именно это заблуждение мешает многим из нас по-настоящему
приблизиться к миру Торы и соблюдать ее заповеди. Ведь если и так тысячи евреев
изо дня в день соблюдают Тору, то какая разница присоединится ли к ним еще один
еврей (то бишь, я)?
Ответ на этот вопрос как раз и скрывается в вышеуказанном месте нашей недельной
главы. Изо дня в день главы колена приносили одни и те же подарки Храму, тем
не менее Тора, в которой каждое слово, каждая буква и даже каждая черточка –
на все золота, в которой важнейшие законы и заповеди упомянуты лишь в телеграфно-сжатой
форме и подробно разбираются уже в ее Устной Части, не устает подробным образом
повторяться о подарках каждого из глав колен. Хотя, казалось бы, почему бы не
написать, что в первый день Нахшон
бен Аминадав принес...(тут следовал бы полный перечень его приподношений Храму),
во второй день то же самое сделал Нетанель бен Цуар, а в последующие дни – остальные
главы колен (тут уже желательно упомянуть их поименно)? Но в том то и дело, что
в глазах Всевышнего каждый подарок, каждое действие каждого еврея уникально и
драгоценно само по себе не зависимо от того, что тот же самый подарок, то же
самое действие уже не раз и не два было и будет сделано другим евреем! Приподношение
главы колена Нафтали Ахира,
сына Эйнана, в последний, двеннадцатый день было столь же важно и принято Творцом
с той же любовью как и приподношение Нахшона, сына Аминадава – в первый. И именно
поэтому Тора не убавляет даже букву в описании совершенно одинаковых подарков
всех глав колен.
Как утверждает еврейская традиция, трое участвуют в процессе зачатия ребенка
– отец, мать и...сам Б-г. А как известно каждой «а идише маме», в еврейских многодетных
семьях не десять-двенадцать детей, а «один-единственный Изенька, один-единственный
Мошенька, одна-единственная Раечка, одна-единственная Хаечка» и т.д. Все мы –
единственные сыновья Творца Вселенной, а потому каждый из нас – уникален в Его
глазах и действие каждого из нас, пусть повторяющееся изо дня в день, пусть повторяющее
действия сотен и тысяч
других единственных сыновей (и, разумеется, дочерей) расценивается в Его глазах
на вес золота. Давайте же помнить об этом!
Жемчужины еврейского комментария
Итак, уникальное событие – дарование Торы на горе Синай. Какие же необыкновенные
знания получили наши предки в тот день? В чем он, секрет вечности учения вечного
народа? Любителей «крутой» мистики здесь вновь ожидает разочарование. Вот те
десять речений (в неточном переводе - «десять заповедей»), которые услышали
около 3 миллионов евреев на горе Синай. Не выделяясь из числа других заповедей
с алахической точки зрения, в более широком аспекте они, тем не менее, являются
квинтессенцией всего сказаного в Торе
и именно из них вытекают все 613 заповедей. Итак, перечислим эти «речения»:
- Я - Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из Страны Египетской, из дома рабства.
- Да не будет у тебя других богов, кроме Меня…
- Не упоминай имени Г-спода, Б-га твоего, понапрасну.
- Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней работай, а в седьмой -
суббота Г-споду.' Не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни
дочь твоя, ни рабы твои, ни скот твой, ни странник во вратах твоих…
- Почитай отца своего и мать свою…
- Не убивай.
-Не прелюбодействуй.
- Не кради.
-Не лжесвидетельствуй.
- Не желай …ничего чужого
Комментатор Торы Рамбан (раби Моше бен Нахман, всемирно известный под именем
Нахманид) замечает, что все эти заповеди написаны в единственном лице (Б-г твой,
да не будет у тебя, помни и т.д.), хотя обращены не к индивиду, а к целому народу.
И поясняет: этим предостерегает Тора каждого еврея о наказании за пренебрежение
заповедями (и соответствено о награде за их выполнение), и таким образом Б-г
обращается с предупреждением к каждому лично, чтобы не думали, что стоит идти
за большинством и, греша вместе со
всеми, каждый спасется в отдельности. В небесном суде такие отговорки не действуют.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе , касается каждого из нас лично».Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок.
Если попросить стандартного еврея не задумываясь поделиться с нами первыми пришедшими
в голову ассоциациями еврейских праздников, в 9 из 10 случаев мы можем быть уверены,
что эти ассоциации относятся к кулинарной области. Яблоки в меду и медовый пирог
на Рош-ашана, «уши Амана» на Пурим, маца на Песах и, конечно же творожные блинчики
на ближайший Шавуот. Даже первая ассоциация с Йом-Кипуром наверняка будет связана
не с молитвой Коль-Нидрей или со слезной мольбой о том, чтобы наше расскаяние,
благотворительность
и молитвы смягчили бы наш суровый приговор, а с тем, что в этот день мы вынуждены
более чем на сутки отказаться от пищи! Не слишком ли буквально повлияла на нас
фраза из Теилим (Псалмов) – «Твоя Тора - в моих внутренностях!», забывая о первой
части вышепроцитированного стиха – «Твою волю, Б-же, я страстно пожелал выполнить»
(Теилим 40:9)?
Еврейская религия одна из первых открыла для себя принцип, что путь к сердцу
(причем, не только мужчины) лежит через желудок. Достаточно вспомнить законы
кашрута, достаточно строго регламентирующие рацион еврея и задолго до американского
психолога Ивлина Канна считавшиеся с правилом «скажи мне, что ты ешь, и я скажу,
кто ты» (а потому исключающие принятия в пищу любых хищных животных и птиц).
Эта человеческая слабость с одной стороны является одним из лучших намеков на
то, что не мешало бы нам приуменьшить нашу гордыню. Но с другой стороны, как
бы то ни было, именно эти человеческие «мелочи жизни» позволяют нам (не мытьем,
так катаньем) проникнуть-таки в сердце. И чем слаще будет мед, в который мы макаем
яблоко в Рош-ашана, тем слаще будут наши воспоминания об этом Святейшем дне еврейского
года. И чем приятней на вкус будут наши блинчики, тем, быть может, приятней на
душе станет нам от воспоминаний
о чудесном празднике Дарования Торы и, быть может, тем сильнее станет наше желание
выполнять Ее заповеди всем своим нутром!
А вот и наш рецепт традиционных блинчиков:
Взбейте 2 яйца со столовой ложкой сахара и 1\4 ч.л. соли. Постепенно добавьте
2.5 стакана молока и 5 ст.л. муки. Перемешайте. Добавьте ст.л. растительного
масла без запаха и еще раз перемешайте. Выпекайте блины на сковородке.
Разотрите 250 г творога с 2 ст.л. сметаны, яйцом и сахаром по вкусу. Можете добавить
изюм, курагу или цукаты. Внутрь каждого блинчика положите по чайной ложке начинке,
заверните конвертиком и обжарьте с обеих сторон.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Фармацевт своей жене:
- Мирочка! Не выходи, пожалуйста, пока в аптеку - я пытаюсь продать шесть бутылей
моей фирменной микстуры для похудания.
- Рабинович, зачем Вам столько денег, мы же идем к коммунизму?
- А на обратную дорогу?!
Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel tnzv”h