Тайна огня
Итак, дни, соединяющие два еврейских праздника – Песаха и Шавуот, называются
днями счета Омера и считаются полутраурными. Вчастности, в память об эпидемии,
за этот короткий период унесшей жизни 24 000(!) еврейских мудрецов, учеников
знаменитого раби Акивы. Но евреи – народ неунывающий. И вот посередине этих полутраурных
дней наступает 33-й день счета Омера (т.наз Лаг баОмер), полупраздничный. В этот
день - день памяти величайшего каббалиста раби Шимона бар Йохая, автора основопологающего
труда еврейской мистики,
книги Зоар - справляются самые веселые еврейские свадьбы, устраивают детские
шествия и соревнования по стрельбе из лука, собираются вместе у горящих костров.
Праздник огня. А ведь огонь, как известно, дело нешуточное, и даже опасное. Достаточно
одной маленькой спички, чтобы вспыхнул гигантский пожар. Какая невероятная разрушительная
сила!
Древнее деление всей существующей материи на четыре основных элемента – воду,
воздух, землю и огонь – людям современным, знакомым с таблицей Менделеева и строением
атома, по меньшей мере, кажется наивным, пригодным разве что для любительской
астрологии. А между прочим, эти четыре элемента совершенно точно и четко определяют
четыре единственно возможных состояний материи: твердое (земля), жидкое (вода),
газообразное (воздух) и, наконец, ионическое (огонь). Из всех них, именно четвертое
является самым редким,
самым причудливым, можно сказать самым «нематериальным».
В еврейской традиции огонь – символ индивидуализма. Индивидуализма эгоистичного,
индивидуализма бунтующего, и вместе с тем, всеми фибрами своей души стремящегося
ввысь. Ввысь, пожирая порой своим пламенем все и вся вокруг. Включая себя...Как
те ученики раби Акивы, проникшие в величайшие тайны бытия, но не готовые разделить
свой почет друг с другом. Разрушительная сила огня...
Но вот наступает Лаг баомер и учит нас,
Что даже в самом злейшем зле
Зерно добра произрастает.
Ребенка в муках мать рождает,
И скрыт рассвет в полночной мгле.
Величайшая тайна! Тот же самый огонь, при его правильном использовании нас одаряет
теплом и светом. Тот же самый всепожирающий огонь, символ исключительного индивидуализма,
мы можем превратить в костер, объединяющий всех нас в радости вокруг себя. Какая
сокрушительная сила! Сила единства!
Недельная глава "Бехукотай" ("По Моим законам")
Сегодняшняя недельная глава наряду с главой "Ки таво" – одна из страшнейших
в Торе. В ней перечисляются благословения, ожидающие еврейский народ в случае
соблюдения Торы и ужаснейшие проклятия в случае отхода от ее законов...
Один из самых острых вопросов, мучающих евреев – как объяснить все те несчастья
и катастрофы, выпавшие на долю нашего многострадального народа за всю нашу многовековую
историю. (Почему-то вопрос о том, как еврейскому народу вообще удалось выжить
и сохраниться в условиях 2000-летнего изгнания, тогда как мощнейшие империи и
гораздо более "приспособленные к выживанию" народы навсегда исчезали с лица земли,
волнует умы гораздо меньше, хотя именно в этом главная суть благословения, данного
Всевышним нашему народу.
Как видно, нас куда больше интересует суть проклятий...)
Многие миссионеры всех времен, религий и народов спекулировали этой наболевшей
темой, предлагая свои ответы не слишком сведующим в Торе представителям еврейского
народа в надежде, как можно дальше увести их от веры своих отцов и тем самым
еще больше усугубить проклятия, выпадающие на нашу общую голову...
Не желая уподобляться разного рода спекулянтом, мы предлагаем вам заглянуть в
то, что говорит по данному вопросу Тора самым, что ни на есть, ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ.
Итак, откроем сегодняшнюю недельную главу:
"А если вы Меня не будете слушать и не будете действовать согласно ВСЕМ этим
заповедям, И ЕСЛИ ВАМ НАДОЕСТ СОБЛЮДАТЬ МОИ ЗАКОНЫ и Мои правопорядки отвергнет
ваша душа ради того, чтобы не исполнять Мои заповеди и нарушать Мой завет, ТО
и Я поступлю с вами следующим образом: Я наведу на вас смятение, чахотку и лихорадку,
поражающие глаза и мучащие душу (ср. «И ты сойдешь с ума от того, что увидят
твои глаза» в главе "Ки таво") и вы будете сеять ваше семя впустую, а съедят
его ваши враги...и вы будете поражены
перед вашими врагами и будут властвовать над вами ваши ненавистники, а вы обратитесь
в бегство, (даже когда) никто не преследует вас.....А ЕСЛИ ПРИ ЭТОМ ВАС НИЧЕМУ
НЕ НАУЧАТ СТРАДАНИЯ И ВЫ БУДЕТЕ СЧИТАТЬ, ЧТО ВСЕ ЭТО – ЧИСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ, Я
тоже буду вести с вами в духе подобных "случайностей".... и Я уничтожу все разновидности
ваших идолопоклонств...и Я сам опустошу (Святую) землю и ваши враги, поселившись
в ней, будут жить в ней в запустении, а вас Я рассею среди народов и обнажу вам
вслед Свой меч и ваша
земля останется в запустении, а ваши города – в руинах....а те из вас, что останутся
– Я наполнюю их сердца робостью в странах их врагов и их будет преследовать шорох
сорванных листьев и будут бежать как от меча и падать без того, чтобы их кто-то
преследовал. И будут они друг другу преткновением, хотя не будет преследователей,
и у вас не будет сил устоять перед врагами. И вы затеряетесь среди народов, и
пожрет вас земля ваших врагов. А те из вас, кто останутся, будут гнить за свои
сознательные грехи...пока
не признабт свои сознательные грехи...и то, что считали все происходящее чистой
случайностью... НО ДАЖЕ ПРИ ВСЕМ ЭТОМ, ВО ВРЕМЯ ИХ ПРЕБЫВАНИИЯ В ЗЕМЛЕ СВОИХ
ВРАГОВ Я НЕ ПРЕНЕБРЕГУ ИМИ И НЕ ОТВЕРГНУ ИХ НАСТОЛЬКО, ЧТОБЫ ПОЛНОСТЬЮ ИСТРЕБИТЬ
ИХ И РАССТОРНУТЬ МОЙ СОЮЗ С НИМИ, ПОТОМУ ЧТО Я – ВСЕВЫШНИЙ, Б-Г ИХ!" (Ваикра
26: 14-44)
Вывод? Сделайте сами! Решите сами, не пора ли нам покончить вызывать на себя
всю эту (далеко не полную) вереницу проклятий, отвергая правопорядки, установленные
нам самим Всевышним, и начать наконец-то притягивать к себе бесконечные благословения,
обещанные нам Творцом в первой части сегодняшней главы вследствие выполнения
всех тех самых, вечных заповедей, которыми мы до сих пор пренебрегали!
Жемчужины еврейского комментария
«И Я дам мир на земле (Израиля)» (Ваикра 26:6)
После перечисления материальных благ, обещаных Всевышним на долю еврейского народа
в случае неукоснительного соблюдения всего комплекса заповедей Торы (включая
те, что мы пока еще не совсем способны объяснить с точки зрения человеческой
логики в силу ограничености кругозора нашего разума по сравнению с Высшим Разумом),
Б-г дает и благословение на то, чтоб был мир. И как поясняет Рамбан, в первую
очередь речь идет о мире внутри еврейского народа: тот факт, что прекратятся
бессмысленые распри среди нас и есть
величайшее благословление.
А Раши в своем комментарии затрагивает еще более острую проблему. На первый взгляд,
казалось бы, что если у людей есть достаток во всем - а до этого Тора обещает
обильнейшие урожаи и полную уверенность в завтрашнем дне с материальной стороны
дела – то больше ничего человеку не нужно. А если уж кому-то понадобится мир,
то он придет сам собой как результат материального благополучия. (Тут достаточно
вспомнить теорию Маркса).
Но нет! Раши поясняет, что ничто на свете не сможет заменить отсутствие мира
друг с другом. «Если нет мира, то нет ничего». Без мира, если люди не научились
терпимости один к другому и не способны жить вместе, грош цена всем наивысшим
материальным ценностям вместе взятым. Потому что мир равносилен всему на свете.
Как сказано в молитве на основе цитаты из книги пророка Йешаяу «(Б-г) делающий
мир и творящий все».
И опять-таки заслужить такого мира можно только путем соблюдения всех заповедей
Творца.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок.
В преддверии Шавуота мы много говорили о молочных блюдах. Но все-таки не следует
забывать, что молочной бывает максимум одна из двух обязательных трапез этого
праздника. Вторая же в лучших традициях всех остальных еврейских праздников,
о которых сказано «нет радости без мяса и вина», все же не обходится без мяса.
Что касается вина, то не стоит забывать, что помимо молока Тору сравнивают с
тремя дополнительными жидкостями – водой, жидким медом и, конечно же, вином.
А не попытаться ли нам соединить эти два условия
радости и приготовить, к примеру, мясо в винном желе?
Мясо в винном желе.
Отварите 2 кг мяса с кореньями в смеси стакана вина и стакана крепкого мясного
бульона на минимальном огне в течении 4 часов. Остудите. Нарежьте мясо тонкими
кусочками. Процедите жидкость. Расстворите в ней кошерный желатин и залейте им
мясо.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Ах, доктор Розенберг, я просто не знаю, как выразить Вам свою
благодарность!
- Дорогой мой, с тех пор как человечество изобрело деньги, это не
проблема!
- Рабинович, так вы говорите, что это самая новая ткань?
- Только вчера получил, прямо с фабрики!
- А она случайно не линяет?
- Да Вы что! Больше месяца висела на витрине, и, как видите, ничего ей не сделалось!
Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel tnzv”h