Ненавижу этот салют!!!
Однажды, когда одному моему знакомому было лет шесть, родители решили повести
его седьмого ноября на салют на Дворцовой площади в Ленинграде. Как всегда при
таких событиях, площадь была заполонена народом, и ребенок едва не потерялся
в этой пестрой толпе. Он начал хныкать, но родители успокоили его, что сейчас
начнется самое интересное. И действительно началось. Со стороны Петропавловской
крепости раздались два мощных залпа, и небо озарилось прекраснейшим звездным
фейерверком. Толпа восторженными криками встречала
каждый новый залп, наслаждаясь красивейшим зрелищем. И только наш шестилетний
знакомый утирал слезы. Конечно! Ему-то со своим крошечным ростом ничего не было
видно, и пушечные залпы только оглушали его. «О, как я ненавижу этот салют!
Ненавижу этот салют!» причитал сердитый ребенок, пока отец не посадил его себе
на плечи.
Да, этот веселый эпизод, эта искреняя реакция ребенка, неразбирающегося, что
происходит вокруг, нас может очень позабавить. Но с другой стороны, насколько
тонко иллюстрирует он нашу общую психологию! Теряясь в толпе, слыша какие-то
намеки и пересуды, в силу разных причин не имея возможности докопаться до самой
сути, мы иногда отмахиваемся рукой от разных тем, порой гораздо более жизненноважных,
чем салют вчесть годовщины Великой Октябрьской Революции. Но подобно этому маленькому
мальчику мы не всегда ограничеваемся
равнодушием. Напротив, чаще мы точно также понаслышке формируем наши мнения,
полные презрения (а то и попросту негодования), по разным вопросам…
Еврейская жизнь представляет собой один из подобных вопросов. Ненаучившись еще
разглядеть феноменальную внутреннюю красоту и стройность иудаизма за внешними
кажущимися трудностями, мы отвергаем религию наших предков, сохранившую нас как
народ в веках и тысячелетиях, под разными серьезными предлогами. Но стоит лишь
сделать небольшое усилие, стоит лишь «забраться на плечи к папе», пойти навстречу
нашему Создателю, и нам откроются неописуемая красота и бесконечное счастье во
всем своем истинном великолепии!
Недельная глава – «Беар» («на горе Синай»)
Недельная глава «Беар» разбирает законы, касающиеся особого поведения с землей
Израиля и еврейскими рабами, а также возращается к некоторым законам о поддержки
малоимущих слоев общества – геров (людей, неевреев по происхождению, принявших
на себя все заповеди Торы и, следовательно, ставших полноценными евреями, но
из-за непринадлежности к одному из израильских колен лишенных собственных земляных
наделов) и просто бедняков. Глава заканчивается известными словами: «Не делайте
себе божков и статуй, и идолопоклонических
андарт не ставьте себе и не давайте в своей земле поклоняться на разрисованных
камнях – ведь Я – ваш Б-г. Мои шабаты соблюдайте и испытывайте трепет перед моим
храмом – Я - Б-г», проводящими прозрачную параллель между идолопоклонством,
соблюдением шабата и богобоязненностью.
Нередко можно встретить людей, не соблюдающих практически ничего, но при этом
гордящихся своей «верой в сердце». И обычно бытует мнение, что самое трудное
в религии – соблюдение конкретных заповедей, тогда как вера и упование на Творца
– вещи само собой разумеющиеся. Люди, убежденные в этом, наверно незнакомы со
следующим анекдотом. Один еврей решил подзаняться альпинизмом. Ну, как полагается,
забрался в горы и…повис над пропастью. Еврей в отчаянии начинает молиться и о,
чудо! С неба выгдлядывает ангел и заводит
конфиденциальный разговор: Еврей?
- Стопроцентный!
- Обрезанный?
- Обрезанный, обрезанный!!!
- На Песах ешь квасное?
- Упаси Б-же! Только мацу!
- В Единого Б-га веришь? На Него лишь уповаешь?
- На Него! Только на Него!!!
- Ну так, давай, отпускай руки и Он тебя спасет!
(еврей про себя): Так, с этим все ясно…Эй, есть там кто-нибудь еще?..
Итак, на деле все происходит наоборот. Соблюдение большинства заповедей требует
небольших затрат времени, сил и вырабатывается с привычкой, тогда как работа
над настоящей «верой в сердце», борьба между верой и сомнением, беспрерывно продолжается
всю жизнь.
Тут необходимо отметить, что иудаизм категорически запрещает надеяться на чудо
в рамках повседневной реальности. Напротив, мы обязаны приложить максимум усилий
для того, чтобы своими руками сделать нашу жизнь счастливой. Но при этом мы должны
четко осознавать, что в конечном итоге все зависит от воли Всевышнего.
В нынешней недельной главе приводится одна из удивительнейших заповедей, воспитывающая
в нас полную веру в Творца. Каждый седьмой год все евреи поголовно на всей территории
Святой Земли обязаны воздерживаться от любых сельскохозяйственных работ – ни
пахать, ни сеять, ни собирать урожай. Урожай же, вырасший в этот год сам по
себе, становиться бесхозным и каждый имеет право им воспользоваться.
И хотя Творец клятвенно обещает, что не будет ни одного случая, когда тот или
иной еврей будет голодать или потерпит убыток из-за соблюдения заповеди шмиты,
и эта клятва ни разу не подводила на протяжении веков, сколько же истинной веры
в сердце необходимо для соблюдения этой заповеди!
Жемчужины еврейского комментария
«Я - Б-г ваш, который вывел вас из Египта, чтобы дать вам землю Кнаан, чтобы
быть вам Б-гом» (Ваикра 25:38)
Эта фраза находится среди заповедей, свзанных с взаимоотношениями с нашими обедневшими
братьями-евреями (запрет брать проценты, запрет унижения еврейского раба черной
работой и др.). Вот как объясняет комментатор Сфорно слова «чтобы быть вам Б-гом»
в данном контесксте. Для того, чтобы общая главная цель всего происходящего –
чтобы каждый еврей почувствовал и принял Б-га - касалась всех евреев, необходимо
организовать такие государственные порядки, что ни кому не придет даже в голову,
что «человек человеку волк»,
и все мы сможем жить друг с другом, помогая при этом один другому воплотить Б-жественный
замысел в жизнь,.
Иными словами, приближение к Творцу зависит на первых порах от наших отношений
друг к другу, и задача закона направить эти отношения в нужное русло для того,
чтобы, в конце концов, прийти к желанной цели – «чтобы быть вам Б-гом», чтобы
во всех наших делах Б-г был с нами!
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
Одна из главных целей периода счета омера – наилучшим образом подготовиться к
величайшей дате –празднику Шавуот, Дню Дарования Торы. У нас есть ровно 50 дней
для создания особого душевного настроя к этому событию. К тому же эти дни идеально
подходят для исправления наших тех или иных недостатков. И хотя работать над
собой никогда не помешает, в эти дни ощущается особая необходимая для этого помощь
сверху. И все мы можем воочую убедиться в этом, испытав эту поддержку свыше на
себе. Достаточно сделать только
первый шаг. Как сказано: «Откройте Мне отверстие с игольное острие, и Я открою
вам проемы для колесниц».
Наверняка большинство хозяек испытывают желание подготовиться к празднику Шавуот
и с кулинарной точки зрения. Итак, есть ли какие-нибудь специфические гастрономические
тонкости у этого праздника? Вполне. Хотя бы одну из двух обязательных праздничных
трапез в Шавуот принято делать молочной.
Аллегория молока в этом контексте достаточна проста: в этот день нам только дарят
Тору, мы еще не успели, как следует, вникнуть в нее, другими словами, мы еще
как неопытные младенцы. А, как известно, единственная пища грудного младенца
– молоко. К тому же и сама Тора, и святая земля Израиля нередко ассоциируются
с молоком. Достаточно вспомнить устойчивую цитату из Торы – «земля текущая молоком
и медом».
Так давайте же перейдем непосредственно к кулинарному разделу нашей рубрики.
С сегодняшнего дня и до самого праздника мы постараемся поделиться с вами некоторыми
рецептами из широкого ассортимента молочных блюд – от аппетитных закусок до элегантных
десертов.
Салат из сыра с дыней.
Нарежьте кубиками мякоть небольшой спелой дыни и 200 г голландского сыра. Добавьте
пол-стакана измельченных орехов и зелень укропа. Посолите по вкусу и заправьте
майонезом.
Острая творожная закуска.
Баночку девятипроцентного мягкого творога смешайте с паприкой и перцем (по одной
чайной ложки). Добавьте 150 г сыра, тертого на мелкой терке, измельченную головку
чеснока, 20 г сливочного масла, тонкие полоски красного болгарского перца и
100 г маслин (желательно черных). Перемешайте, посолите и охладите.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
*
Янкель приводит на выставку собак козла и пытается выдать его за редкий образец
породы - ризеншнауцера.
- Да какой же это ризеншнауцер?
- А чего? Весь черный, хвост подрезан, борода - вон ...
- Гхм-м ... Да у него же рога!
- А вот личной жизни попрошу не касаться!
*
Одесса. Комуналка. Звонит телефон.
– Позовите, пожалуйста, Мойшу к телефону!
- Здесь такие не живут!
Снова звонок.
– Позовите, пожалуйста, Мишу!
Слышен крик:
- Мойша, тебя к телефону!
*
Колкер зашел в кошерный ресторан в Нью-Йорке. Его обслуживает официант-китаец,
прекрасно говорящий на идиш.
- Скажи мне, - спрашивает Колкер хозяина ресторана, - как ты нашел официанта-китайца,
говорящего на идиш?
- Шшш... - оглядывается хозяин, - он уверен, что это английский
Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel tnzv”h