Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Shabbat shalom!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Сказка о царе Салтане, о прекрасной царевне лебеди и о повседневных чудесах.

Не знаю, как для вас, а для меня любимой с детства сказкой была сказка о царе
Салтане. Было в ней что-то особенно притягательное, доброе и мудрое: и конечная
победа добра над всеми происками зла,  и тема воздаяния сторицей за добрые поступки,
и наказние зла, но не чрезмерно отталкивающее и самое главное – множество чудес.
Эх, чудеса, чудеса! Где же вы в нашей повседневной жизни? Кстати, и об этом намекает
нам эта чудная сказка. То, что она изобилует чудесами – объективный факт. Объективный
для нас, но не для «ткачихи, поварихи, сватьи бабы Бабарихи». Их интуитивное,
упорное нежелание пустить царя Салтана в гости к князю Гвидону, в путь к неизвестности
мешает им самим вместе с царем признать фантастическую природу чудес.
 «Уж диковинка, ну право, —
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, — 
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка и т.д.»
Итак, первый этап непризнания чуда – нежелание его признать. 
Но вот, с помощью царевны-лебедь князь Гвидон заполучает заветную белку, меняет
ли это хоть на йоту отношение ближайших родственниц?
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет...»
Итак, этап номер два: то, что еще вчера казалось чудом, сегодня, войдя в привычку,
становится уже совершенно в порядке вещей.
И последнее. 
Князь пред нею стал божиться...
 Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Очередной этап невосприятия чуда лучше всех выразил Сергей Есенин «Лицом к лицу
лица не увидать. Большое видиться на расстоянии». Подчас осознать, что прекрасный
лебедь, всегда находящийся под рукой и готовый в любую минуту прийти к тебе на
помощь, и есть та диковинная царевна, намного труднее, чем пуститься за ней в
поиски за тридевять земель. И точно также трудно осознать масштаб чуда, когда
ты находишься внутри него. Детям поколения пустыни, ежедневно получавшим свою
порцию манны небесной, казалось невероятным чудом возможность вырастить хлеб
из прогнившего в земле зерна.
Мир полон чудес. Надо лишь научиться их видеть. А то ведь
Мы разучились видеть чудеса –
Под корень нам срубили души,
Нам заслонили небеса,
Неволей тяжкою замучив.

«Кипел наш разум возмущенный,
А вместо сердца – пламенный мотор» -
Так нам внушали убежденно,
И в этот верили мы вздор.

И привыкали к тьме глаза,
Считая истину за ересь.
Мы разучились верить в чудеса.
Мы просто разучились верить...


Недельная глава – Ки таво (Когда ты придешь)

Наша недельная глава начинается с описания заповеди приношения в Храм первых
плодов урожая.  Затем перечисляются и проклинаются преступления, которые человек
склонен совершать тайком. А в заключение приводятся примеры благословений и проклятий
еврейского народа, зависящих от нашего поведения.


У того, кто вдумчиво прочитает слова главы «Ки таво», наверняка, пройдет мороз
по коже. Причем самое ужасное, что все эти проклятия могут совершаться прямо
у нас на глазах. Как сказано «И ты сойдешь с ума от того, что увидят твои глаза».
И если мы уже заговорили о проклятиях, было бы нелишним вспомнить следующий эпизод
еврейской истории, описываемый в главе седьмой книги Мелахим - бет (Вторая Книга
Царств). Еврейский народ переживает все ужасы жесточайшей блокады. Полчища врагов
осаждают со всех сторон. И вдруг пророк Элиша объявляет, что к этому часу завтрашнего
дня не только не будет голода, но цены на продукты питания дойдут до самого минимума.
Один из приближенных к царю военачальников, находившийся рядом с пророком, жестоко
осмеял его. «Ага, мол, к завтрашнему дню Б-г проделает нам каналы для пищи прямо
с неба. Ха-ха-ха! Возможно ли такое?» На это пророк Элиша сухо ответил «Ты все
увидишь своими глазами, а вот поесть уж тебе не удастся!»
И пророчество, и проклятье Элиши полностью сбылись. Ночью враг неожиданно оставил
осаду вместе со всем своим провиантом. Когда утром невероятная новость достигла
ушей умирающих от голода евреев, они все ринулись из города подкрепиться в бывшем
стане врага. На горе же вышеупомянутого военачальника все это происходило во
время его смены стоять у городских ворот, и он не имел право покинуть свой пост,
чтобы подкрепиться вмести со всеми. Но это было лишь начало трагедии. Голодная
толпа так напирала на ворота, что задавила их охранника.
Жутковатая история. Конечно, поведение военачальника перед лицом пророка было
вызывающе дерзким и наглым. Конечно, духовный уровень людей того поколения намного
превосходил наш, и они лучше понимали, кто такой  пророк Элиша, и что значит
Б-жественной обещание. Но, положа руку на сердце, разве и в менее обостренных
ситуациях мы сами не задаемся  вопросами военачальника «На что жить завтра? Ведь
не проделает Б-г нам каналы для пищи прямо с неба? Ха-ха-ха! Возможно ли такое?»

И тут рав Горвиц в своей книге «Мадрегат Аадам» пишет потрясающие вещи. Так ведь
и мы, мучимые сомнениями и вопросами оппонента пророка Элиши, получаем точно
такое же наказание «Ты все увидишь своими глазами, а вот поесть уж тебе не удастся!»

Своими глазами мы видим, как у друга, у соседа, у Ивана Петровича есть и то,
и другое, и третье. Как говорится, «И так проблем навалом, а тут еще сосед купил
себе Жигули!» Мы видим, как все вокруг имеют все, что им необходимо и даже гораздо
больше, чем им полагается. Все, кроме нас, разумеется! И мы начинаем вставать
с петухами, вертеться, как белки в колесе, пахать, как лошади и лоси, возращаясь
домой с работы в виде затравленного зайца, постепенно теряя наш человеческий
облик. Причем «поесть», насладиться подбно тому же другу, соседу и Ивану Петровичу
нам почему-то так и не удается, даже если мы добиваемся всего точно того, что
добились и они.
 Наше проклятье куда страшнее проклятия военачальника. Он видел и не смог овладеть
вещью реальной, погибнув на месте, и его мученья продолжались считанные секунды.
Мы же видим сплошную иллюзию, не отдавая себе ни малейшего отчета в том, что
другу, соседу и даже Ивану Петровичу кажется, что МЫ и есть те счастливцы, у
которых, в отличие от них самих, есть все заслуженные и незаслуженные блага на
свете. И за эту иллюзию мы отдаем все лучшие годы нашей жизни, и нашим мучения
длятся беспрестанно.
И недаром одно из центральных благословений главы «Ки таво» - «Ты удостоишься
всех благословений, и они догонят тебя». На первый взгляд, если мы и так удостаиваемся
всех благословений, то зачем им еще и достигать нас? И вообще, где вы видели,
чтобы человек убегал от благословений, и им еще придется за ним гнаться?
В стихотворении «Вечер» Бунин совершенно четко пояснил эту проблему:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье – всюду...
Мало заслужить благословение. Надо научиться его еще и ценить, не пытаясь вырваться
из его крепких и цепких объятий в погоню за призрачным счастьем воздушных замков.
Как завершил Бунин свое стихотворение «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.»



Спрашивали? Отвечаем!

Как решается вопрос о переливании крови в израильской медицинской отрасли?

Поверьте, точно также как и в других странах!
С точки зрения иудаизма здесь нет никаких проблем. Напротив, человеческая жизнь
имеет у евреев такую ценность, что если для продливания жизни одного единственного
еврея хотя бы на несколько минут необходимо, чтобы весь еврейский народ ел свинину
в пост Йом-Кипура, то только так и следует поступать! Однако не следует путать
вопросы жизни и смерти с более или менее легкими недомоганиями.
Кроме того, запрещено спасать жизнь (свою или чужую) посредством одного из следующих
преступлений – убийством, запрещенной половой связью и идолопоклонством. (Хотя
если вы, не дай Б-г, становитесь свидетелем явной попытки убийства, или сами,
не дай Б-г, являетесь ближайшей жертвой, Вы имеете полное право помешать убийце,
поступив с ним так же, как замышлял он сам).
Помимо этого, еврейский закон гласит «Спасение жизни отодвигает субботу». Отодвигает,
но не аннулирует. Поэтому если можно спасти жизнь человека, пусть с большими
затратами денег или времени, не нарушая законов Торы, следует избрать данный,
более накладный путь.
Но почему читатель видит возможность какого-то особого отношения к безобидному
переливанию крови?  Давайте же подумаем, что именно могло его смутить?
Скорей всего ограниченность перевода текста Святой Торы на «великий и могучий».
Увы! В русском языке отсутсвует точный перевод многих еврейских духовных терминов.
Так выражение «придать вес сердцу фараона», т.е. увеличить его свободу выбора
в той ситуации, когда у нормального человека она отнимается страхом перед неведомой
опасностью, как правило, переводится выражением «ожесточить сердце фараона»,
полностью противоположным по смыслу.
Особенно чувствительно это чувствуется в попытке перевода слов «чистый» и «нечистый»,
не имеющих ни малейшего отношения к области гигиены. Или слова... «душа».
Несколько раз Тора повторяет, что кровь – это «нефеш», что в переводе на русский
язык звучит как «душа». Таким образом можно подумать, что занимаясь переливанием
крови, мы вторгаемся в мир душ, сливая, быть может, несливаемые духовные субстанции.
Мы привыкли к двойственному, бинарному восприятию мира. Как сказал Пушкин «мы
почитаем всех нулями, а единицами - себя». Есть единица и нуль, черное и белое,
плохо и хорошо, материя и дух. У евреев же все не так однозначно. Есть материя,
а есть - «нефеш», «руах» и «нешама». Причем, все три слова переводятся как «душа».
Вот тут-то и корень ошибочного понимания. 
«Нефеш» - это та животная сила, выраженная в жизненности. Вся чувственность и
инстинктивность сосредоточена в ней. Это – то, что отличает мертвое тело от живого.
И кровь является как бы материальным воплощением этой жизненности. И человек,
и животное живы, пока в их жилах течет кровь. Так как на этом уровне нет существенной
разницы не только между людьми, но и между человеком и животным, то и проблема
переливания крови отпадает сама  по собе.
То же, что отличает человека от животного - это «руах» и «нешама». Понятие «руах»
относится больше к культурно-эмоциональному, а «нешама» - к духовно-интеллектуальному
уровням, но оба эти понятия слишком глубоки и обширны, чтобы свести их объяснения
к нескольким строчкам. 

 Есть вопрос? Будем рады дать ответ!
Пишите по адресу: vzglad@hotmail.com


Женский уголок

На тему размышлений о недельной главе вспомнилась следующая история, связанная
с краковской синагогой Айзека. Однажды бедному Ицхаку (Айзеку)- пекарю приснилось
 во сне, что в городе Варшаве, под мостом, лежит клад и он должен отправиться
туда, чтобы найти этот клад. Когда сон приснился Ицхаку в первый раз, он только
посмеялся. Но сон повторялся во всех подробностях
три ночи подряд. Наконец, Ицхак рассказал его жене, и та посоветовала ему попытать
счастья в Варшаве. Ицхак приехал, нашёл мост и начал копать. Вдруг навстречу
ему стражник: "Что ты здесь делаешь?". Дрожжа всем телом, Ицхак рассказал ему
все начистоту. Стражник расхохотался: "Да разве можно верить снам! Мне, например,
постоянно снится один и тот же сон, что в какой-то деревушке под Краковом живёт
бедный еврей Ицхак, у которого в доме под печью зарыт клад.  Так мало ли под
Краковом деревушек, где живут бедные евреи по имени Ицхак? Так что всё это глупости!
Ступай домой и больше не попадайся на попытке причинить ущерб общественному имуществу!"
Ицхак-пекарь едва не потерял дар речи. Приехав домой, он разрыл землю под печью
и нашёл свой клад. С тех пор зажил он счастливо, а десятину от тех денег, которые
Ицхак нашёл под печью, он пожертвовал на строение знаменитой синагоги.
Основное отличие умного и мудрого в том, что умный учится на своих ошибках, а
мудрый – на чужых! В доме каждой из нас – свой клад! Иногда всех нас гложут сомнения,
и мы «спим и видим», что где-то там, в столице или где-нибудь еще нас ждет настоящее
сокровище. И мы не представляем, что где-то там, обладательница этого мнимого
сокровища в душе мечтает поменяться с нами судьбами. Порой полезно отправиться,
куда глаза глядят, чтоб оценить всю прелесть собственного дома, но куда уместней
оценить все то, что имеешь, без лишних приключений и, главное, разочарований.
А чем же накормить наш «главный клад», наших любимых супругов и домочадцев? 
Попробуйте следующие рецепты.

Салат из краснокочанной капусты с яблочным пюре.

Нашинковать краснокочанную капусту. Смешать с консервированным яблочным пюре.
Заправить  2 ст.л. уксуса,  3 ст.л. хорошего растительного масла, сок одного
лимона, ст.л. сахара и ч.л. соли. Можно добавить помидоры, нарезанные на мелкие
кубики. Украсить зеленью петрушки или укропа.  

Рассыпчатый рис

Хорошенько промыть рис. Оставить на несколько часов или на ночь залитым водой
с пол-ч.л. соли на стакан риса. Слить воду. Опять хорошенько промыть. Варить
10 мин. в кипяченой воде. Откинуть на дуршлаг. В той же кастрюле растопить 25
г маргарина и поджарить нарезанный кольцами лук и дольки картофеля, так чтоб
получился ровный слой, покрывающий все дно. Перевернуть. Опрокинуть на лук с
картофелем рис прямо из дуршлага. Посолить, поперчить по вкусу и оставить все
под крышкой на полчаса на самом маленьком огне. 


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Приезжий спрашивает у одессита: 
- Ну и где же ваша Дерибасовская? 
- Так вам же еще ехать на троллейбусе семь остановок! - отвечает одессит. 
- Не может быть! - возмущается приезжий, - я же спросил в троллейбусе и мне ответили,
что нужно уже выходить. 
- Гм... -  почесал одессит в затылке - А вы когда ехали, сидели или стояли?


Приезжает иностранный турист-еврей в путешествие по еврейской глубинке. В одном
из местечек он видит большой обелиск с надписью «МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА
– ХАИМА РАБИНОВИЧА».
-       Как же так?! – удивляется иностранец – Какой же он «неизвестный солдат», если
точно известно его имя и фамилия?
-       Фамилия и имя-то точно известны, - объясняют местные жители, – а вот был ли
Хаим Рабинович солдатом – таки никому неизвестно!

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vzglyad
Отписаться

В избранное