Обратная перспектива
Одного известного раввина нашего времени попросили прокомментировать первую
высадку человека на Луну. «Как велик Человек! Способен добраться даже до Луны!»
восторжено воскликнул раввин и, вздохнув, добавил: «И как Человек мал! Не может
достучаться до сердца даже самых близких людей …»
Мы привыкли давать оценки, опираясь на «объективные» внешние критерии. Мы
судим о богатстве человека по количеству нулей в его банковском счете, о его
силе – по объему его бицепсов, о его значимости – по степени уважения к нему
других, а о уме – по оценкам в дневнике, наличии ученых степеней. С этой точки
зрения достижения Человека измеряются техническим прогрессом, небоскребами, захватом
космического пространства.
Еврейский подход предлагает совершенно другую перспективу. Одно из базисных
кредо иудаизма - «начни с себя». Не в последнюю очередь, оно относится и к самоощущению.
Для того чтобы многого достичь, совсем не обязательно лететь куда-то за тысячи
километров. Достаточно правильно оценить себя, свой безграничный потенциал, свою
Б-жественную душу и столь же Б-жественные души твоих окружающих.
В «Пиркей-авот» (изречения еврейских мудрецов) сказано:
«Кто умен?- Тот, кто учится у каждого!
Кто силен? -Тот, кто побеждает свои страсти!
Кто богат? -Тот, кто доволен своей долей!
Кто уважаем? -Тот, кто уважает других!»
Даже самый великий ученый, брезгующий искрами знания, залюченными в других
людях, не умен. Точно так же даже чемпион мира любой весовой категории не силен,
если он при этом находится в плену своих чувств. Кто-то может иметь миллионы,
но он не богат, если при этом он не доволен тем, что у него есть - любой нищий,
довольный своей судьбой, богаче его. И достичь уважения можно лишь уважая личность
других.
Зато иудаизм дает каждому из нас шанс стать богатым, сильным, умным, уважаемым,
а главное счастливым независимо от всей внешней мишуры. Надо только научиться
смотреть на жизнь под правильной перспективой.
Недельные главы «Ваякхэль», «Пкудей»
На этой неделе в синагогах завершается чтение последних двух глав книги Шмот,
второй книги Пятикнижия (Торы). Глава «ваякхель» ачинается с очередного предупреждения
соблюдать субботу, а затем в ней перечисляются все пожертвования на строительство
Храма и подобрно описывается строение каждой его части. Глава «Пкудей»посвящена
отчету Моше-рабэйну о размере пожертвований на походный Храм и их точном использовании
по назначению. Другими словами глава «Пкудей» завершает цикл глав, всецело посвященных
строительству переносного Храма.
Большая часть нашей недельной главы повторяет слово в слово подробные указания
Творца о строительстве Храма и всей его утвари, чтобы этим подчеркнуть, что строя
Храм, евреи ни на йоту не уклонились от Б-жественного замысла. В главе Трума
мы уже сталкивались с проблемой надобности скурпулезнейшего описания всех этих
крючочков, ниточек, животных шкур и тканных покрытий (часть из которых вообще
не была видна под внешним покровом). Мы объяснили, что модель Храма идентична
«модели» человека и, уделяя внимание детальнейшему описанию строения Храма, Тора,
в сущности, уделяет внимание аллегорическому описанию становления человеческой
личности.
Но не проявляется ли тут некая «мелочность» иудаизма, предающего чересчур большое
значение как разным «ниточкам» и «крючочкам», так и разным «мизерным» заповедям
и обычаям? То ли дело, религия наших «сводных братьев»-арабов – «убей неверного
и получи прямой пропуск в рай для всей своей родни»! Или еще лучше у христиан
– тут даже обязательств никаких не требуется - «поверуй и спасешься!». А у нас?
Ближнего своего полюби, отца и мать бойся и почитай, мясо с молоком не ешь, телевизор
в шабат не включай, десятину бедным отделяй и т.д. и т. д. и т.д. и т. п.
В свое время в Советском Союзе пользовалась успехом советская сказка «Старик
Хоттабыч». Один ее эпизод описывает, как Хоттабыч, видя обычный телефон, по которому
пионер Волька с воодушевлением беседовал со своим другом Женей, решает сделать
Вольке скромный презент – телефонный аппарат из цельного куска мрамора. Вначале
Волька несказано радуется такому шикарному подарку, но потом, к своему сожалению
обнаруживает, что радовался зря. И хотя внешне телефон Хоттабыча отличался от
настоящего разве что своим совершенством, было бы глупо ожидать от него какой-либо
практической пользы. Ибо внутри он был пуст. Точнее заполнен прекраснейшим мрамором.
Но сложнейший телефонный механизм со всеми винтиками и проволочками в нем напрочь
отсутствовал.
Да, быть может, для старика Хоттабыча (да и для многих других обывателей) все
эти винтики излишни. Может быть, за великолепием внешнего покрова переносного
Храма не заметно всех ниточек и крючочков, на основании которых он держится.
И вполне возможно, что обилие заповедей кажется чрезмерным и даже отчасти «мелочным»
(«Ну кому станет плохо, если я, к примеру, покурю в субботу?»). Но, к сожалению,
иначе аппарат не работает. И кому как не Создателю известны точные «инструкции»?
«Мраморные» суррогаты еврейской религии нередко привлекают взгляд своим изяществом,
внешним лоском, а главное, легкостью в обращении, но, увы, они лишены внутреннего
механизма, позволяещего связь с Творцом.
Кстати в сказке, сразу после злополучной истории с телефонным аппаратом, Хоттабыч
приступил к изучению механики, чтобы в будущем избежать подобных недоразумений.
А мы?
Жемчужины еврейского комментария
«И каждый мудрый сердцем среди вас пусть придет и сделает»
Рав Йеуда-Лейб Хасман задает справедливый вопрос: почему Тора связывает мудрость
с сердцем, тогда как орган, гораздо более связаный с понятием «мудрости» - человеческий
мозг?
И отвечает: большинство людей заблуждается, судя о мудрости человека по его интеллекту
вне зависимости от его поведения, зачастую продиктованного попросту эмоциями.
Но Тора видит положение вещей в совсем ином свете – по-настоящему мудр лишь тот,
кто абстрактные знания проводит через свое сердце и, прочувствовав их, воплощает
в жизнь. То есть, у истинно мудрого человека нет противоречия между его знаниями,
чувствами и поступками.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
До праздника Песах осталось меньше месяца. Многие хозяйки уже начали готовиться
к этому событию и заранее очищают свой дом от малейших остатков квасного (изделий
из пшеничной, ржаной, ячменной, овсянной или полбяной муки) – от хлебных крошек
до недопитых бутылок пива и пшеничной водки. А в голове уже продумываются разные
идеи пасхального меню. Ведь не так то просто на целую неделю отказаться от всего
мучного кроме изделий из мацы и мацовой муки, а для ашкеназов и от риса, круп,
бобовых, привычных соевого, подсолнечного и кукурузного масла (заменив их, как
правило, ореховым, пальмовым или оливковым).
Вот тут и наступает время применить всю свою богатую кулинарную фантазию и выдумку,
чтобы, несмотря на все это сделать Песах незабываемым праздником не только с
религиозной, но и с гастрономической точки зрения. И поверьте, еврейским женщинам
это очень-таки удается. Дети обожают кокосовые, ореховые, картофельные печенья.
А кто устоит против кнейдлах или мацовых запеканок? И в ближайших номерах нашей
газеты мы постараемся обогатить ваш пасхальный стол интересными рецептами.
Запеканка из мацы с сыром.
Разломать 3 мацы, намочить в молоке (пол-стакана), добавить 2 яйца, 100 г голландского
сыра, нарезанного тонкими полосками шириной пол-сантиметра, по чайной ложке соли
и перца. Перемешать. Жарить на сливочном масле с обеих сторон до подрумянивания.
Бабушкины кнейдлах
В двух столовых ложках расплавленного куриного жира поджарить мелконарезанную
маленькую луковицу и шкварки. Смешать с двумя небольшими яйцами. Добавить к стакану
мацовой муки, посолить, залить кипятком (около двух третей стакана). Скатать
шарики средней величины и варить 15 минут в чуть кипящем курином бульоне.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
***
В кабинете директора:
- Говорят, вы ходите в синагогу, и молитесь, чтоб вам прибавили зар-
плату?
- А что, нельзя?
-В принципе можно. Но я не люблю, когда через мою голову обращаются в
вышестоящие инстанции!
***
В Кнессете оратор, известный своей несдержанностью, завершает речь словами: Попробуй
сделай что-нибудь, если половина членов Кнессета - идиоты!
Наутро фраза попадает в газеты, и общественное мнение грозит обернуться не в
пользу автора. На очередном заседании Кнессета он выходит на трибуну и говорит:
«Я тут позволил себе бестактность и вынужден извиниться: половина членов Кнессета
- не идиоты!»