Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Shabbat shalom!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Обратная перспектива

   Одного известного раввина нашего времени попросили прокомментировать первую
высадку человека на Луну. «Как велик Человек! Способен добраться даже до Луны!»
восторжено воскликнул раввин и, вздохнув, добавил: «И как Человек мал! Не может
достучаться до сердца даже самых близких людей …»
     Мы привыкли давать оценки, опираясь на «объективные» внешние критерии. Мы
судим о богатстве человека по количеству нулей в его банковском счете, о его
силе – по объему его бицепсов, о его значимости – по степени уважения к нему
других, а о уме – по оценкам в дневнике, наличии ученых степеней. С этой точки
зрения достижения Человека измеряются техническим прогрессом, небоскребами, захватом
космического пространства.
    Еврейский подход предлагает совершенно другую перспективу. Одно из базисных
кредо иудаизма - «начни с себя». Не в последнюю очередь, оно относится и к самоощущению.
Для того чтобы многого достичь, совсем не обязательно лететь куда-то за тысячи
километров. Достаточно правильно оценить себя, свой безграничный потенциал, свою
Б-жественную душу и столь же Б-жественные души твоих окружающих.
   В «Пиркей-авот» (изречения еврейских мудрецов) сказано: 
«Кто умен?- Тот, кто учится у каждого!
Кто силен? -Тот, кто побеждает свои страсти!
Кто богат? -Тот, кто доволен своей долей! 
Кто уважаем? -Тот, кто уважает других!»
   Даже самый великий ученый, брезгующий искрами знания, залюченными в других
людях, не умен. Точно так же даже чемпион мира любой весовой категории не силен,
если он при этом находится в плену своих чувств. Кто-то может иметь миллионы,
но он не богат, если  при этом он не доволен тем, что у него есть - любой нищий,
довольный своей судьбой, богаче его. И достичь уважения можно лишь уважая личность
других.
    Зато иудаизм дает каждому из нас шанс стать богатым, сильным, умным, уважаемым,
а главное счастливым независимо от всей внешней мишуры. Надо только научиться
смотреть на жизнь под правильной перспективой.

Недельные главы «Ваякхэль», «Пкудей»

На этой неделе в синагогах завершается чтение последних двух глав книги Шмот,
второй книги Пятикнижия (Торы). Глава «ваякхель» ачинается с очередного предупреждения
соблюдать субботу, а затем в ней перечисляются все пожертвования на строительство
Храма и подобрно описывается строение каждой его части. Глава «Пкудей»посвящена
отчету Моше-рабэйну о размере пожертвований на походный Храм и их точном использовании
по назначению. Другими словами глава «Пкудей» завершает цикл глав, всецело посвященных
строительству переносного Храма.


Большая часть нашей недельной главы повторяет слово в слово подробные указания
Творца о строительстве Храма и всей его утвари, чтобы этим подчеркнуть, что строя
Храм, евреи ни на йоту не уклонились от Б-жественного замысла. В главе Трума
мы уже сталкивались с проблемой надобности скурпулезнейшего описания всех  этих
крючочков, ниточек, животных шкур и тканных покрытий (часть из которых вообще
не была видна под внешним покровом). Мы объяснили, что модель Храма идентична
«модели» человека и, уделяя внимание детальнейшему описанию строения Храма, Тора,
в сущности, уделяет внимание аллегорическому описанию становления человеческой
личности. 
Но не проявляется ли тут некая «мелочность» иудаизма, предающего чересчур большое
значение как разным «ниточкам» и «крючочкам», так и разным «мизерным» заповедям
и обычаям? То ли дело, религия наших «сводных братьев»-арабов – «убей неверного
и получи прямой пропуск в рай для всей своей родни»! Или еще лучше у христиан
– тут даже обязательств никаких не требуется - «поверуй и спасешься!». А у нас?
Ближнего своего полюби, отца и мать бойся и почитай, мясо с молоком не ешь, телевизор
в шабат не включай, десятину бедным отделяй и т.д. и т. д. и т.д. и т. п.
В свое время в Советском Союзе пользовалась успехом советская сказка «Старик
Хоттабыч». Один ее эпизод описывает, как Хоттабыч, видя обычный телефон, по которому
пионер Волька с воодушевлением беседовал со своим другом Женей, решает сделать
Вольке скромный презент – телефонный аппарат из цельного куска мрамора. Вначале
Волька несказано радуется такому шикарному подарку, но потом,  к своему сожалению
обнаруживает, что радовался зря. И хотя внешне телефон Хоттабыча отличался от
настоящего разве что своим совершенством, было бы глупо ожидать от него какой-либо
практической пользы. Ибо внутри он был пуст. Точнее заполнен прекраснейшим мрамором.
Но сложнейший телефонный механизм со всеми винтиками и проволочками в нем напрочь
отсутствовал.
Да, быть может, для старика Хоттабыча (да и для многих других обывателей) все
эти винтики излишни. Может быть, за великолепием внешнего покрова переносного
Храма не заметно всех ниточек и крючочков, на основании которых он держится.
И вполне возможно, что обилие заповедей кажется чрезмерным и даже отчасти «мелочным»
(«Ну кому станет плохо, если я, к примеру, покурю в субботу?»). Но, к сожалению,
иначе аппарат не работает. И кому как не Создателю известны точные «инструкции»?
«Мраморные» суррогаты еврейской религии нередко привлекают взгляд своим изяществом,
внешним лоском, а главное, легкостью в обращении, но, увы, они лишены внутреннего
механизма, позволяещего связь с Творцом.
Кстати в сказке, сразу после злополучной истории с телефонным аппаратом, Хоттабыч
приступил к изучению механики, чтобы в будущем избежать подобных недоразумений.

А мы?

Жемчужины еврейского комментария

«И каждый мудрый сердцем среди вас пусть придет и сделает»

Рав Йеуда-Лейб Хасман задает справедливый вопрос: почему Тора связывает мудрость
с сердцем, тогда как орган, гораздо более связаный с понятием «мудрости» - человеческий
мозг?
И отвечает: большинство людей заблуждается, судя о мудрости человека по его интеллекту
вне зависимости от его поведения, зачастую продиктованного попросту эмоциями.
Но Тора видит положение вещей в совсем ином свете – по-настоящему мудр лишь тот,
кто абстрактные знания проводит через свое сердце и, прочувствовав их,  воплощает
в жизнь. То есть, у истинно мудрого человека нет противоречия между его знаниями,
чувствами и поступками.

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.

Женский уголок

До праздника Песах осталось меньше месяца. Многие хозяйки уже начали готовиться
к этому событию и заранее очищают свой дом от малейших остатков квасного (изделий
из пшеничной, ржаной, ячменной, овсянной или полбяной муки) – от хлебных крошек
до недопитых бутылок пива и пшеничной водки. А в голове уже продумываются разные
идеи пасхального меню. Ведь не так то просто на целую неделю отказаться от всего
мучного кроме изделий из мацы и мацовой муки, а для ашкеназов и от риса, круп,
бобовых, привычных соевого, подсолнечного и кукурузного масла (заменив их, как
правило, ореховым, пальмовым или оливковым). 
Вот тут и наступает время применить всю свою богатую кулинарную фантазию и выдумку,
чтобы, несмотря на все это сделать Песах незабываемым праздником не только с
религиозной, но и с гастрономической точки зрения. И поверьте, еврейским женщинам
это очень-таки удается. Дети обожают кокосовые, ореховые, картофельные печенья.
А кто устоит против кнейдлах или мацовых запеканок? И в ближайших номерах нашей
газеты мы постараемся обогатить ваш пасхальный стол интересными рецептами. 

Запеканка из мацы с сыром.
Разломать 3 мацы, намочить в молоке (пол-стакана), добавить 2 яйца, 100 г голландского
сыра, нарезанного тонкими полосками шириной пол-сантиметра, по чайной ложке соли
и перца. Перемешать. Жарить на сливочном масле с обеих сторон до подрумянивания.


Бабушкины кнейдлах
В двух столовых ложках расплавленного куриного жира поджарить мелконарезанную
маленькую луковицу и шкварки. Смешать с двумя небольшими яйцами. Добавить к стакану
мацовой муки, посолить, залить кипятком (около двух третей стакана). Скатать
шарики средней величины и варить 15 минут в чуть кипящем курином бульоне.


Над кем смеемся? Над собой смеемся! 
***
В кабинете директора:
- Говорят, вы ходите в синагогу, и молитесь, чтоб вам прибавили зар-
плату?
- А что, нельзя?
-В принципе можно. Но я не люблю, когда через мою голову обращаются в 
вышестоящие инстанции!
***
В Кнессете оратор, известный своей несдержанностью, завершает речь словами: Попробуй
сделай что-нибудь, если половина членов Кнессета - идиоты!
Наутро фраза попадает в газеты, и общественное мнение грозит обернуться не в
пользу автора. На очередном заседании Кнессета он выходит на трибуну и говорит:
«Я тут позволил себе бестактность и вынужден извиниться: половина членов Кнессета
- не идиоты!»


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное