Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Недельные главы "Ницавим" ("Стоите") и "Ваелех" ("Пошел")


Информационный Канал Subscribe.Ru

Плач по стене.

Стена Плача. Западная стена Иерусалимского Храма, единственная, чудом уцелевшая
в веках, наперекор всем бойням и разрушениям. Как сказано в «Песне Песней», гимне
взаимной любви Б-га и народа Израиля, написанном самим мудрейшим царем Шломо
(Соломоном): «…Вот он (возлюбленный, аллегория Творца) стоит за стеной…» и поясняет
комментатор Раши: за западной стеной Храма, Стеной Плача
Неудивително, что каждый год сюда стекаются со всех концов земли евреи (и не
только евреи) ортодоксальные и просто верующие, религиозные и не совсем религиозные,
мужчины, женщины, дети чтобы вознести здесь свои горячие молитвы и сокровенные
просьбы прямо к престолу Всевышнего 
Тут вспоминается история о том, как к дочери одного коренного израильтянина приехал
свататься жених из-заграницы. Жених оказался совсем ничем не примечательный.
И все-таки, окончательно отказав жениху, отец невесты решил проявить вежливость
и, дабы гость не проделал свое путешествие совершенно зря, показать ему красоты
Святой Земли. И начал, как ведется, с той самой Стены Плача. Восхищенный молодой
человек спрашивает:
-       Что, я могу попросить тут все, что мне угодно? 
-       Конечно, но помни, что ты говоришь с самим Б-гом!
-       И что, я могу тут просить мира во всем мире?!
-     Конечно, но помни, что ты говоришь с самим Б-гом!
-       И я могу попросить здесь денег, ума и богатства?!
-       Конечно, но помни, что ты говоришь с самим Б-гом!
-       И я могу даже попросить, чтоб Он вразумил Вашу дочь повременить с отказом?
-       Конечно! Но помни, что ты говоришь со стеной!
  Говорят, что в каждой шутке есть доля... шутки. Все остальное в ней – чистая
правда. 
Когда-то люди жили в рамках своих идеологий, законов, правил, понятий о совести
и чести. Но, увы, все чаще и чаще происходит обратное, и люди пытаются «запихать»
законы и идеологии в удобные для них самих рамки. И как прискорбно, что и наше
отношение к Вечному Учению подходит под это определение: когда условия Торы нам
подходят – они однозначно от Б-га, когда же они в чем-то нас не устраивают –
слова Торы просто не доходят до нашего сердца сквозь каменную стену наших предубеждений.
 Так, рассуждая о «не убий», шестой из десяти заповедей, весьма расспространено
упоминать ее Б-жественный источник, но стоит завести речь о заповеди четвертой
– «соблюдай день субботний», и тут уж «помни, что ты говоришь со стеной!» 
Стоит ли удивляться, что все чаще и чаще, когда иностранные туристы, желающие
посетить Стену Плача, и объясняющие шоферам, что их интересует «то место, где
евреи плачут, рыдают и чуть не бьются головой о стенку», вместо древней святыни
прагматичные таксисты подвозят их к современному зданию налоговой полиции....
Как сказал Бомарше, «Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать».


Недельные главы «Ницавим» («Стоите») и «Вайелех» («Пошел»)

Две спаренные главы «Ницавим» и «Вайелех», которые мы читаем в синагогах перед
Рош-Ашана, передают речь Моше-рабейну евреям в последний день своей жизни. Евреи
заново закрепляют свой союз со Всевышним на все поколения, а Моше-рабейну передает
свои полномочия соему ученику и преемнику Йеошуа бен Нуну.

Недельная глава «Ницавим» всегда выпадает на субботу перед еврейским Новым Годом.
И это не удивительно. Ведь ее начало: «Вы все стоите перед Б-гом вашим» совершенно
точно передает ситуацию строгого и неподкупного суда, вершашегося над каждым
из нас лично, над нами в качестве народа в целом и над всеми народами земли в
глобальном масштабе, втечении этих двух трепетных дней Рош-Ашана. В этот день
все мы стоим перед судом Всевышнего.
Но, как мы уже неоднократно повторяли, у Торы – 70 лиц и каждый комментатор видит
в ней что-то свое. Но прежде чем понять следующее толкование наших мудрецов,
надо уяснить себе, что означает слово «ницавим». В стандартных переводах оно
переводится как «стоите», но на самом деле это гораздо больше, чем просто стоять.
«Ницавим» это «стоять постойке смирно, вытянувшись по струнке, стоять стойко
и непоколебимо, не отклоняясь в сторону ни на милиметр». Это воистину наилучшим
образом отражает то состояние, с которым подсудимые реагируют на короткую фразу,
столь актуальную в Рош-Ашана: «Встать! Суд идет!»
И вот о такой «духовной постойке» и говорят наши мудрецы в следующем комментарии:
даже, когда рушится весь мир, «вы (евреи) стоите». Величайшие империи возникают
и разрушаются, идеи и теории выдвигаются и падают, вскружают голову и уходят
в давно забытое прошлое веяния моды, а «вы стоите». Вас изгоняют из родных домов,
сжигают на кострах инквизиций, загоняют в газовые камеры и травят в сталинских
лагерях, а «вы стоите». Вас унижали и уничтожали, вас пытались сравнять с землей
и стереть с ее лица, а «вы стоите»,
«Так трудно встать здесь на твердую почву; евреи и все, что с ними связано, так
сбивает с толку, задает столько загадок. Изгонять их бесполезно, раз их снова
приходится призывать обратно, даже самое простое средство – истребление их -
 вопроса не решало. Загдака продолжала мучит и задним числом; да и сами они внезапно
всплывали на поверхность там, где их меньше всего можно было ожидать,» так говорит
устами «положительного, трезвого, деловитого» Иоганна-Даниэля Гарпрехта Фейхтвангер
в романе «Еврей Зюсс». 
А ведь ключ к загадке – в данном обещании Торы. В том, перед Кем вы стоите, и
(что особо важно) в том, Кто стоит за вами! И хотя немалое количество (а именно
– 613) заповедей обязывают каждого еврея стоять за них перед судом, именно они
дают ту неведомую, необъяснимую, невероятную силу  еврейскому народу в целом,
и каждому еврею в частности выстоять в веках. 

Жемчужины еврейского комментария

«Скрытые (грехи человека - удел) Всевышнего, а явные – навечно нам и нашим потомкам,
исполнять слова этого Учения» (Дварим 29:28)

Комментатор Раши видит в этом утверждении нашей недельной главы «Ницавим» в нем
ответ на острейший и наболевший вопрос –  проблема коллективной ответственности.
Все хорошо в своем контексте. «Один за всех и все за одного» - прекрасный лозунг,
но только не тогда, когда речь идет о наказании. Да, все евреи братья, но как
я могу отвечать за проступки другого еврея?
В случае тайных, скрытых грехов наших братьев, успокаивает Раши, нам вовсе нечего
беспокоиться. Это «сугубо-личные» отношения самого человека и Всевышнего. Один
лишь Б-г знает об этих проступках, и одного лишь виновника он рано или поздно
подвергнет наказанию. Не нам об этом беспокоиться. За них мы не в ответе.
Другое дело, когда речь идет об открытых преступлениях против законов Торы, происходящих
на наших глазах. Если же в данном случае у нас есть возможность вмешаться, объяснить,
предупредить об опасности, которой угрожают подобные поступки самому человеку
и всему обществу, и каким-либо образом исправить последствия этого явного проступка,
а мы все равно остаемся равнодушны к явным прегрешениям наших братьев, вот тогда-то
мы, как будто, становимся его немыми соучастниками, и тем самым заслуживаем и
свою часть наказания.
По выражению праведника нашего времени, раввина Ицхака Зильбера, «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
  

Спрашивали? Отвечаем!

Почему на Рош-Ашана евреи желают друг другу «Хорошего и сладкого года»? Не означает
ли  «хороший» автоматически также и «сладкий»? 

Мы довольно часто путаем понятия «наслаждение» и «счастье». Можно съесть килограмм
сладостей, получить колоссальное удовольствие, но при этом будущие походы к зубным
врачам, диетологам и гастроэнтерологам являющиеся прямым следствием этого временного
наслаждения, вряд ли доставят нам счастье. 
С другой стороны, больному человеку самые горькие лекарства смогут возвратить
потерянное здоровье и обрести новое счастье, но сами по себе они вряд ли доставят
ему большое удовольствие.
В отличие от некоторых других религий, иудаизм не видит в наслаждениях ничего
предосудительного, но лишь в том случае, если они не идут вразрез с понятием
«счастья».  Поэтому-то в наших традиционных, новогодниях поздравлениях мы не
стесняемся желать друг другу «сладкого года», но только после того, как желаем
друг другу года «хорошего».

А вот и традиционные рецепты к новогоднему столу:

Цимес
Нарежьте пол-кило моркови на тонкие кружочки. Растопите 2 столовые ложки маргарина
и протушите в нем морковь около пяти минут. Добавьте 3\4 стакана воды, столовую
ложку лимонного или апельсинового сока и 1\4 стакана меда и прокипятите. А теперь
добавьте стакан нарезанных сухофруктов (я делаю смесь из равного количества изюма,
чернослива и кураги) и тушить на самом маленьком огне 2 часа под крышкой, переодически
проверяя наличие жидкости. Снимите крышку и проварите еще 15 минут.

Медовик
У 3 яиц отделите белки от желтков. Постоянно помешивая, добавьте к желткам четвертью
стакана остуженного крепкого чая, 3\4 стакана меда и 4 ст.л. растительного масла.
Отдельно приготовьте и смесь из 3 стаканов муки, по чайной ложечки разрыхлителя
и лимонной цедры, щепотки соли и по пол-ложечки разных специй – гвоздики, корицы
(обязательно), имбиря, ванильного сахара (по желанию). Постепенно добавьте эту
сыпучую смесь в смесь жидкую, осторожно перемешивая круговыми движениями. А теперь
добавьте в тесто пол-стакана изюма (лично я предпочитаю четверть стакана белого,
и четверть – темного, но, в принципе, это личное дело каждого). И, наконец, взбейте
в твердую пену белки и точно так же, очень осторожно перемешивая, добавьте
к готовому тесту. Печь полтора часа при средней температуре в смазанной жиром
форме для кекса. Подавать настоявшимся несколько дней в холодильнике.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Моня, слышал новость? С тех пор как Абраша купил мотоцикл, он просто летает
как молния! 
- Что, так быстро?!
- Нет! Такими же зигзагами!

Что еврейский ребенок думает о своей маме.
5 лет – Моя мама знает все!
10 лет – Неужели мама чего-то не знает?
15 лет – Да, все-таки мама многого не знает...
20 лет – Да что она вообще знает о жизни!!!
30 лет – Нужно было слушать маму!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное