Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Недельная глава "Ки таво" ("Когда ты придешь")


Информационный Канал Subscribe.Ru

Песчинка, атом или червь?

Мы всегда радуемся, когда нам на глаза попадает свежий анекдот. Во-первых, потому
что они лишний раз вызывают улыбку на нашем лице, что на самом деле редком бывает
лишним. Во-вторых, каждый такой анекдот дает нам возможность извлечь из него
какой-нибудь жизненный урок (вы ведь не забыли, что евреи стараются всегда, везде
и из всего, начиная от глобальных исторических событий, и кончая психологией
поведения обычных мух, извлечь актуальный урок для себя?). И, наконец, это дает
нам возможность поделиться своей радостью с нашими любимыми читателями, то есть
с вами!  Вот почему нас так обрадовал следующий анекдот, особенно актуальный
в эти дни месяца Элуля, месяца раскаяния и переоценки ценностей. А вот и он,
наш долгожданный анекдот:
Трое молятся вслух.  
А: О, Б-же, кто я пред Тобой? Гонимая ветром, невесомая пылинка, едва доступная
глазу!
Б: О, Г-споди, как мал я пред Твоим величьем! Кто я? Мельчайший атом,
затерянный в безднах пространства!
В: Творец, ах, до чего ничтожен я перед Тобой! Всего лишь маленький червяк...
А, обращаясь к Б : Нет, ну ты видел этого, с манией величия?
Итак, вы только что прочитали пример абсолютного антипода еврейского подхода
к раскаянию. Нигде и никогда человек не должен чувствовать себя ничтожеством.
Ведь сама Тора, свидетельствует о том, что Человек создан ни больше, ни меньше
как «по образу и подобию Б-га»! А если я заведомо всего лишь «невесомая пылинка»,
«мелчайший атом» и «гнусный червяк», то, как я смогу подняться до уровня Настоящего
Человека, согласно иудаизму, способно возвыситься даже над чисто духовными субстанциями,
именуемыми в народе «ангелами»? Я лучше сразу откажусь от всего высокого под
предлогом того, что «рожденные ползать летать не могут». Таким образом, навязанный
себе самому образ червяка лишает нас крыльев. Но не зря же именно с парящей птицей
сравнивается в еврейских источниках наша душа!
А как же понимать слова царя Давида в его многочисленных Псалмах или слова нашего
автора в главе Итро о том, что секрет его величия как раз и заключался в его
способности осознать то, насколько он мал? И здесь мы в очередной раз видим пример
еврейского двойственного подхода к миру, и особенно к человеку. Человеку, созданному
с одной стороны -  из праха земли, а с другой – по Б-жественному образу и подобию.
Эта двойственность дает нам возможность подняться выше ангелов, или (не дай Б-г)
упасть ниже животных...
В этом  то и корень нашего величия с одной стороны и нашего расстояния от совершенства
с другой. И насколько важно осознать Б-жественную искру в каждом из нас, настолько
же важно осозновать насколько наша собственная реализация потенциала этой искры
еще далека от совершенства. Осознование насколько мы еще «малы» на этом поприще
наряду с желанием двигаться вперед и ввысь и делает человека воистину великим.
В этом – ключ к пониманию «раскаяния по-еврейски».
Но и это еще не все чем, приведенный выше анекдот противоречит еврейскому мировоззрению.
Мы можем без конца бить себя в грудь, каясь в грехах своих вольных и невольных,
называя себя «червяком», «песчинкой» или «атомом», но если одновременно мы убиваем
словом своего близкого, унижая и обижая его, то все наше раскаяние остается под
очень большим вопросом. Мы уже неоднократно повторяли, что «Б-гу – Б-жьей, а
кесарю – кесарево» совершенно нееврейских подход. И в каждом человеке мы должны
уважать ту самую Б-жественную искру, о которой говорилось выше. И только таким
образом мы проявляем должное уважение к ее Источнику. 

Недельная глава – Ки таво (Когда ты придешь)

Наша недельная глава начинается с описания заповеди приношения в Храм первых
плодов урожая.  Затем перечисляются и проклинаются преступления, которые человек
склонен совершать тайком. А в заключение приводятся примеры благословений и проклятий
еврейского народа, зависящих от нашего поведения.

Один из излюбленных еврейских, народных, литературных жанров, если так можно
выразиться, являются так называемые «рассказы о праведниках», «сипурей цадиким».
Они трогают сердца каждого своей простотой и одновременно своей глубиной. Остается
лишь один вопрос: а можно ли им верить?
Чтобы ответить вам на этот вопрос, приведем вам один такой рассказ. В знаменитую,
Радинскую йешиву величайшего еврейского мудреца конца 19-го, начала 20-го века,
Хафец-Хаима стекались евреи со всей Европы. К началу первой мировой войны в этой
йешиве находился и один скромный, еврейский паренек из Германии. Вот его-то местный
власти и обвинили в шпионаже. Против мнимого шпиона было возбуждено уголовное
дело, и сам Хафец-Хаим выступал на нем свидетелем. Прежде чем представить светоча
еврейской мудрости судье и публике, находящейся в зале, адвокат обвиняемого начал
с рассказа, дающего некоторое представление о личности свидетеля: «Рассказывают,
что однажды на рынке один нищий еврей подошел к раби Хафец-Хаиму с просьбой о
милостыни. Раби с охотностью достал свой кошелек, но не успел и глазом моргнуть,
как нищий вырвал кошелек из его рук и побежал. Немолодой Хафец-Хаим побежал за
ним вслед. И что же он кричал? «Считай, что я подарил тебе этот кошелек!»»
Судья усмехнулся и обратился к адвокату: «И Вы действительно верите тому, что
рассказывают?»
На это адвокат ответил следующим образом: «Ваше превосходительство! И Вы, и я
считаемся людьми весьма уважаемыми. Однако почему-то ни про меня, ни про меня
не рассказывают подобные истории. Не знаю, правда ли этот рассказ или вымысел,
но не говорит ли само существование подобных рассказов о незаурядности того,
о ком их рассказывают?» Кстати, подсудимый отделался легким наказанием.
Итак, существование подобных рассказов говорит само за себя, независимо от того,
насколько верны они во всех деталях. Ведь их главная цель – передать дух их главного
героя и главной идеи.
Вот, например, еще один характернейший рассказ из жизни Хафец-Хаима. Однажды
вечером, еще будучи молодым и неизвестным в еврейской среде, ему понадобилось
добраться в другой город. Он нанял извозчика и они отправились в путь. По дороге
извозчик заметил сад с прекрасными плодами. Его хозяева явно уже спали, а на
дороге не было видно ни одной повозки, кроме той в которой ехали герои нашего
рассказа. Тогда извозчик решил поживиться надармовщинку и направился к ограде
сада, вежливо попросив Хафец-Хаима предупредить его, если кто-то его сможет заметить.
На том и порешили. Как только извозчик потянул руку к заветным плодам, Хафец-Хаим
закричал «Осторожно! Тебя заметили!» Извозчик оглянулся по сторонам, но сам ничего
не заметил. Он повторил свою попытку, и вновь его остановил крик Хафец-Хаима.
Так повторялось несколько раз, пока извозчик не слишком любезным тоном потребовал
у будущего мудреца и праведника объяснений. Тот пожал плечами и сказал вещи,
казавшиеся ему сами собой разумеющимися: «Б-г замечает все.»
Немалая часть сегодняшней недельной главе посвящена особым проклятиям на долю
тех, кто тайком совершает различные преступления. Среди них и передвигающий межу
соседа, и принятие взятки, и запрещеные сексуальные связи. Но почему Тора акцентирует
внимание именно на этих тайных проступках? Почему именно за них человека преследует
такое строгое проклятие, о котором сказано, что грешащие втайне, будут наказаны
явно? Ведь, в конце концов, разве принятие взятки и передвижение межи, совершенные
тайно намного хуже убийства или ограбления, совершенных на виду у всех?
Но в том-то и дело, что даже самые мелкие грешки, совершаемые втайне убедительно
показывают отношение человека к Всевышнему. Он забывает, что есть Суд, и есть
Судья. Такой человек попросту ставит других людей выше Творца, ибо своим поведением
доказывает, что боится постороннего глаза гораздо больше, чем постоянного взгляда
Б-жественного Провидения. Другими словами такое поведение является прямым богохульством,
другими словами, одним из самых тяжких грехов с точки зрения Торы! 
 



Женский уголок

Многие склонны упрекать иудаизм в слишком избирательном отношении к пище. Действительно,
мало того, что нам запрещены все столь соблазнительные блюда из свинины, зайчатины,
крольчатины и верблюжатины, но даже разрешенные в пищу говядина, баранина и др.
не могут быть зарезаны обычным способом, а вдобавок требуют особой предварительной
подготовки. Мало того, что нам нельзя есть мясные блюда под сметанным соусом
или одновременно сочетать в бутерброде масло с колбасой, но необходим и шестичасовой
перерыв между любой мясной и молочной трапезой. А отказ от змей, устриц, лангуст,
кальмаров и черной икры? И все – ради чего?
Но не только евреи утверждают о незримой и никому непонятной связи между душой
и желудком. Недаром в русском говорится, что именно через этот огран проходит
путь к сердцу (причем не всегда толко мужчины). А французы в этом вопросе еще
более категоричны. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты!» так утверждают
эти признаные во всем мире гурманы. 
Мы уже как-то цитировали здесь Джерома К. Джерома, а сегодня позволим себе упомянуть
лишь короткое, но меткое замечание Антуна де Ривароля, величайшего французского
моралиста 18 века: «Живот – это почва, в которой зреют мысли.»
И, случайно, не эта ли забота о «благодатности почвы», искореняющая все «сорняки»
по строгой описи, данной лучшим «Садовником» - Творцом, на протяжении стольких
веков сделало евреев не просто Народом Книги, но и Народом Мысли? Предоставлеям
вам здесь пищу для размышления...
А пока, вот вам несколько рецептов «удобрений», способных одновременно и удобрить
вышеупомянутую «почву для мысли», и задобрить сердца ваших близких.

Куриное рагу в белом вине.

Нарежьте курицу на порции и обжарьте на маргарине. Добавьте мелко-нарезанную
зелень по-вкусу, кубики кабачка, помидора, красного и желтого перца, мелко-нарезанные
луковицу и 3 зубчика чеснока, специи, а также 100 г оливок. Залейте полутора
стаканами белого вина и тушите минут 50.

Фрукты в шоколаде

Растопите шоколад на паровой бане. С помощью вилки обмакните в него кусочки фруктов
со всех сторон. Остудите и подавайте на десерт.



Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Ребе спрашивает у шестилетнего Мони.
- Кто все видит, кто все слышит, кто все знает?
- Тетя Софа из пятой квартиры! 



- Нет, что не говори, а еврейская система сватовства, на мой взгляд, самая успешная.
Я бы, например, сошел с ума от одной мысли, что выбрал свою Сару 
сам!

Напоминаем, что наш почтовый ящик vzglad@hotmail.com предназначен специально
для ваших вопросов! Не пренебрегайте им!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное