При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Песчинка, атом или червь? Мы всегда радуемся, когда нам на глаза попадает свежий анекдот. Во-первых, потому что они лишний раз вызывают улыбку на нашем лице, что на самом деле редком бывает лишним. Во-вторых, каждый такой анекдот дает нам возможность извлечь из него какой-нибудь жизненный урок (вы ведь не забыли, что евреи стараются всегда, везде и из всего, начиная от глобальных исторических событий, и кончая психологией поведения обычных мух, извлечь актуальный урок для себя?). И, наконец, это дает нам возможность поделиться своей радостью с нашими любимыми читателями, то есть с вами! Вот почему нас так обрадовал следующий анекдот, особенно актуальный в эти дни месяца Элуля, месяца раскаяния и переоценки ценностей. А вот и он, наш долгожданный анекдот: Трое молятся вслух. А: О, Б-же, кто я пред Тобой? Гонимая ветром, невесомая пылинка, едва доступная глазу! Б: О, Г-споди, как мал я пред Твоим величьем! Кто я? Мельчайший атом, затерянный в безднах пространства! В: Творец, ах, до чего ничтожен я перед Тобой! Всего лишь маленький червяк... А, обращаясь к Б : Нет, ну ты видел этого, с манией величия? Итак, вы только что прочитали пример абсолютного антипода еврейского подхода к раскаянию. Нигде и никогда человек не должен чувствовать себя ничтожеством. Ведь сама Тора, свидетельствует о том, что Человек создан ни больше, ни меньше как «по образу и подобию Б-га»! А если я заведомо всего лишь «невесомая пылинка», «мелчайший атом» и «гнусный червяк», то, как я смогу подняться до уровня Настоящего Человека, согласно иудаизму, способно возвыситься даже над чисто духовными субстанциями, именуемыми в народе «ангелами»? Я лучше сразу откажусь от всего высокого под предлогом того, что «рожденные ползать летать не могут». Таким образом, навязанный себе самому образ червяка лишает нас крыльев. Но не зря же именно с парящей птицей сравнивается в еврейских источниках наша душа! А как же понимать слова царя Давида в его многочисленных Псалмах или слова нашего автора в главе Итро о том, что секрет его величия как раз и заключался в его способности осознать то, насколько он мал? И здесь мы в очередной раз видим пример еврейского двойственного подхода к миру, и особенно к человеку. Человеку, созданному с одной стороны - из праха земли, а с другой – по Б-жественному образу и подобию. Эта двойственность дает нам возможность подняться выше ангелов, или (не дай Б-г) упасть ниже животных... В этом то и корень нашего величия с одной стороны и нашего расстояния от совершенства с другой. И насколько важно осознать Б-жественную искру в каждом из нас, настолько же важно осозновать насколько наша собственная реализация потенциала этой искры еще далека от совершенства. Осознование насколько мы еще «малы» на этом поприще наряду с желанием двигаться вперед и ввысь и делает человека воистину великим. В этом – ключ к пониманию «раскаяния по-еврейски». Но и это еще не все чем, приведенный выше анекдот противоречит еврейскому мировоззрению. Мы можем без конца бить себя в грудь, каясь в грехах своих вольных и невольных, называя себя «червяком», «песчинкой» или «атомом», но если одновременно мы убиваем словом своего близкого, унижая и обижая его, то все наше раскаяние остается под очень большим вопросом. Мы уже неоднократно повторяли, что «Б-гу – Б-жьей, а кесарю – кесарево» совершенно нееврейских подход. И в каждом человеке мы должны уважать ту самую Б-жественную искру, о которой говорилось выше. И только таким образом мы проявляем должное уважение к ее Источнику. Недельная глава – Ки таво (Когда ты придешь) Наша недельная глава начинается с описания заповеди приношения в Храм первых плодов урожая. Затем перечисляются и проклинаются преступления, которые человек склонен совершать тайком. А в заключение приводятся примеры благословений и проклятий еврейского народа, зависящих от нашего поведения. Один из излюбленных еврейских, народных, литературных жанров, если так можно выразиться, являются так называемые «рассказы о праведниках», «сипурей цадиким». Они трогают сердца каждого своей простотой и одновременно своей глубиной. Остается лишь один вопрос: а можно ли им верить? Чтобы ответить вам на этот вопрос, приведем вам один такой рассказ. В знаменитую, Радинскую йешиву величайшего еврейского мудреца конца 19-го, начала 20-го века, Хафец-Хаима стекались евреи со всей Европы. К началу первой мировой войны в этой йешиве находился и один скромный, еврейский паренек из Германии. Вот его-то местный власти и обвинили в шпионаже. Против мнимого шпиона было возбуждено уголовное дело, и сам Хафец-Хаим выступал на нем свидетелем. Прежде чем представить светоча еврейской мудрости судье и публике, находящейся в зале, адвокат обвиняемого начал с рассказа, дающего некоторое представление о личности свидетеля: «Рассказывают, что однажды на рынке один нищий еврей подошел к раби Хафец-Хаиму с просьбой о милостыни. Раби с охотностью достал свой кошелек, но не успел и глазом моргнуть, как нищий вырвал кошелек из его рук и побежал. Немолодой Хафец-Хаим побежал за ним вслед. И что же он кричал? «Считай, что я подарил тебе этот кошелек!»» Судья усмехнулся и обратился к адвокату: «И Вы действительно верите тому, что рассказывают?» На это адвокат ответил следующим образом: «Ваше превосходительство! И Вы, и я считаемся людьми весьма уважаемыми. Однако почему-то ни про меня, ни про меня не рассказывают подобные истории. Не знаю, правда ли этот рассказ или вымысел, но не говорит ли само существование подобных рассказов о незаурядности того, о ком их рассказывают?» Кстати, подсудимый отделался легким наказанием. Итак, существование подобных рассказов говорит само за себя, независимо от того, насколько верны они во всех деталях. Ведь их главная цель – передать дух их главного героя и главной идеи. Вот, например, еще один характернейший рассказ из жизни Хафец-Хаима. Однажды вечером, еще будучи молодым и неизвестным в еврейской среде, ему понадобилось добраться в другой город. Он нанял извозчика и они отправились в путь. По дороге извозчик заметил сад с прекрасными плодами. Его хозяева явно уже спали, а на дороге не было видно ни одной повозки, кроме той в которой ехали герои нашего рассказа. Тогда извозчик решил поживиться надармовщинку и направился к ограде сада, вежливо попросив Хафец-Хаима предупредить его, если кто-то его сможет заметить. На том и порешили. Как только извозчик потянул руку к заветным плодам, Хафец-Хаим закричал «Осторожно! Тебя заметили!» Извозчик оглянулся по сторонам, но сам ничего не заметил. Он повторил свою попытку, и вновь его остановил крик Хафец-Хаима. Так повторялось несколько раз, пока извозчик не слишком любезным тоном потребовал у будущего мудреца и праведника объяснений. Тот пожал плечами и сказал вещи, казавшиеся ему сами собой разумеющимися: «Б-г замечает все.» Немалая часть сегодняшней недельной главе посвящена особым проклятиям на долю тех, кто тайком совершает различные преступления. Среди них и передвигающий межу соседа, и принятие взятки, и запрещеные сексуальные связи. Но почему Тора акцентирует внимание именно на этих тайных проступках? Почему именно за них человека преследует такое строгое проклятие, о котором сказано, что грешащие втайне, будут наказаны явно? Ведь, в конце концов, разве принятие взятки и передвижение межи, совершенные тайно намного хуже убийства или ограбления, совершенных на виду у всех? Но в том-то и дело, что даже самые мелкие грешки, совершаемые втайне убедительно показывают отношение человека к Всевышнему. Он забывает, что есть Суд, и есть Судья. Такой человек попросту ставит других людей выше Творца, ибо своим поведением доказывает, что боится постороннего глаза гораздо больше, чем постоянного взгляда Б-жественного Провидения. Другими словами такое поведение является прямым богохульством, другими словами, одним из самых тяжких грехов с точки зрения Торы! Женский уголок Многие склонны упрекать иудаизм в слишком избирательном отношении к пище. Действительно, мало того, что нам запрещены все столь соблазнительные блюда из свинины, зайчатины, крольчатины и верблюжатины, но даже разрешенные в пищу говядина, баранина и др. не могут быть зарезаны обычным способом, а вдобавок требуют особой предварительной подготовки. Мало того, что нам нельзя есть мясные блюда под сметанным соусом или одновременно сочетать в бутерброде масло с колбасой, но необходим и шестичасовой перерыв между любой мясной и молочной трапезой. А отказ от змей, устриц, лангуст, кальмаров и черной икры? И все – ради чего? Но не только евреи утверждают о незримой и никому непонятной связи между душой и желудком. Недаром в русском говорится, что именно через этот огран проходит путь к сердцу (причем не всегда толко мужчины). А французы в этом вопросе еще более категоричны. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты!» так утверждают эти признаные во всем мире гурманы. Мы уже как-то цитировали здесь Джерома К. Джерома, а сегодня позволим себе упомянуть лишь короткое, но меткое замечание Антуна де Ривароля, величайшего французского моралиста 18 века: «Живот – это почва, в которой зреют мысли.» И, случайно, не эта ли забота о «благодатности почвы», искореняющая все «сорняки» по строгой описи, данной лучшим «Садовником» - Творцом, на протяжении стольких веков сделало евреев не просто Народом Книги, но и Народом Мысли? Предоставлеям вам здесь пищу для размышления... А пока, вот вам несколько рецептов «удобрений», способных одновременно и удобрить вышеупомянутую «почву для мысли», и задобрить сердца ваших близких. Куриное рагу в белом вине. Нарежьте курицу на порции и обжарьте на маргарине. Добавьте мелко-нарезанную зелень по-вкусу, кубики кабачка, помидора, красного и желтого перца, мелко-нарезанные луковицу и 3 зубчика чеснока, специи, а также 100 г оливок. Залейте полутора стаканами белого вина и тушите минут 50. Фрукты в шоколаде Растопите шоколад на паровой бане. С помощью вилки обмакните в него кусочки фруктов со всех сторон. Остудите и подавайте на десерт. Над кем смеемся? Над собой смеемся! Ребе спрашивает у шестилетнего Мони. - Кто все видит, кто все слышит, кто все знает? - Тетя Софа из пятой квартиры! - Нет, что не говори, а еврейская система сватовства, на мой взгляд, самая успешная. Я бы, например, сошел с ума от одной мысли, что выбрал свою Сару сам! Напоминаем, что наш почтовый ящик vzglad@hotmail.com предназначен специально для ваших вопросов! Не пренебрегайте им!
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||