Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Недельная глава Тецаве


Информационный Канал Subscribe.Ru

Теория относительности или о вкусах не спорят?

Один богатый молодой человек решил жениться и для этой цели обратился к профессиональной
свахе. «Я хочу, чтоб моя невеста была из хорошей семьи, умна, богата и, конечно,
красива!» объяснил потенциальный жених свои требования. «Насколько красива?»
поинтересовалась сваха. «Ну, прямо, как на картине!». После свидания с первой
кандидатурой «жених» набросился на сваху: «Я же просил красивую, как на картине!
А Вы меня с кем познакомили? Уши как лопухи, косит на оба глаза, верхняя губа
налезает на нижнюю!» Молодой человек задыхался от негодования, но сваха невозмутимо
пояснила: «Ну, знаете, о вкусах не спорят! Кому нравится Рафаэль, а кто без ума
от Пикассо!»
Наверное, не случайно именно еврей изобрел теорию относительности. Ведь самый
легкий (а также самый частый и самый «еврейский») способ оборвать спор об истине
- заявить: Ну что ж, в конце концов, все относительно. Каждому свое – конфуцианство,
христианство, марксизм, буддизм, иудаизм и примиряющим тоном заключить: Главное,
чтоб человек был счастлив, а о вкусах не спорят.
Действительно о вкусах не спорят, но лишь когда речь идет о прикладном искусстве,
о цвете глаз, о разнообразии утреннего меню, но никак не в случае принятия судьбоносных
решений, здоровья или моральных ценностей. И если с умозрительно-абстрактной
точки зрения найдется немало поклоников творчества Пикассо, фраза вроде «красавица,
как будто только что сошедшая с картины Пикассо» звучит, по меньшей мере, иронически-абсурдно.
Потому что истина здесь очевидна. Так неужели, говоря о цели и смысле жизни,
мы отмахнемся под предлогом «все относительно, о вкусах не спорят»?!

Недельная глава  «Тэцавэ»("Прикажи")

На этой неделе мы читаем главу «Тэцавэ». Эта глава Торы описывает службу священников
в Храме. Особое место в ней занимает подробное описание специальных одежд Аарона-первосвященника
и его сыновей-коэнов (рядовых священников).

Итак, большая часть этой недельной главы посвящена одеждам священников. Тора,
обычно скупая на слова, начинает описывать одежды священников – от льняных штанов
до особого головного убора – перечислять все драгоценные камни на груди у первосвященника,
пересчитывать гранаты и колокольчики на подоле верхнего одеяния из голубой шерсти
и т.д. Откуда вдруг эта погоня за внешней мишурой, в то время как многие факты
истории еврейского народа упомянуты только намеком, а значительная часть важнейших
законов дана лишь в форме кратчайшего конспекта, расшифрованного лишь в устной
традиции?
Да и это еще не все. Тора прямым текстом гласит: «И сделай священные одеяния
Аарону, твоему брату, для славы и великолепия». Неужели Тора придает такое огромное
значение внешней красоте, «славе и великолепию»? Ответ весьма категоричен: да!
Торе чуждо лицемерие христианского аскетизма, она однозначно требует, что в «человеке
все должно быть прекрасно – и одежда, и тело, и душа».
«Как же так?!» в недоумении пожмет плечами наиболее искушенный читатель «Ведь
не так давно мы праздновали праздник Хануки, и нам объясняли, что зто праздник
победы  еврейского  духа над греческой  красотой. Нет ли тут явного противоречия?»
Действительно иудаизму чуждо греческое поклонение Красоте как таковой, тем более,
что Тора запрещает нам вообще обожествлять что бы то ни было и поклоняться каким-либо
кумирам .Бессмысленная красота, красота как самоцель для нас неприемлема, ибо
 такой подход граничит с идолопоклонством!
Но с другой  стороны и отрицание важности формы под предлогом исключительности
ее содержания отнюдь не соответствует еврейскому подходу. С точки зрения Торы,
внешняя форма очень важна – еще бы! Она ведь призвана служить внутреннему содержанию!
Поэтому-то именно одежде священников  (и особенно первосвященника) Тора уделяет
такое огромное внимание.

Жемчужины еврейского комментария

В связи с завершением постройки Храма в нашей недельной главе сказано:«И осознают,
что я-Всевышний Б-г их, который вывел их из страны Египетской, чтобы поселиться
внутри них, я - Всевышний их Б-г» (Шмот 29:46)
Один из основных комментаторов Торы, Ибн-Эзра, поясняет это так: С началом службы
в Храме, евреи осознают, что с одной единственной целью Б-г  вывел их из Египта
– построить Храм и через это удостоиться постоянного, явного присутствия Б-га
 в мире.
 Получается, что освобождение как таковое не являлось самоцелью выхода из Египта–
ведь для этого незачем было покидать цветущий Египет и бродить по пустыне. Но
только став по-настоящему свободными, можно приступить к строительству Храма
и стать глашатаями Б-жественной Морали во всем мире.

Спрашивали? Отвечаем!

Бытует мнение, что "еврей на еврее прибыли не имеет", имеется ввиду
сверхприбыль.Имею горький опыт работы на еврея (один из самых религиозных представителей
еврейской общины) и он без объяснений не оплатил мою работу. И это не я один,
о скупости и не желании этого человека платить за  труд работников извесно многим
в нашем небольшем городе. Вопрос: значит ли это, что еврею позволительно "зарабатывать"
на гоях?

Во-первых, приносим Вам наши соболезнования по поводу Вашего не оплаченного труда.
Во-вторых, конкретно по поводу Вашего вопроса. «Еврей на еврее прибыли не имеет»
с точки зрения еврейского закона подразумевает под собой то, что еврей не имеет
права давать другому еврею процентные ссуды, даже с согласия второго. Причем
«процентами» считаются не только деньги, но и любого вида подарки и бесплатные
услуги. Однако, нет проблемы одалживать сумму в валютном индексе цен. Например,
тот, кто десять лет назад одолжил у друга в Израиле 100 шекелей, заведомо оговорив
при этом, что речь идет о сумме в 50 долларов, сегодня должен вернуть ему уже
не 100, а около 250 шекелей (или просто 50 долларов). Если же эти условия заранее
не оговорены, 100 шекелей так и остаются сотней шекелей. По отношению же к неевреям
у евреев в этом плане нет особых ограничений. «Зарабатывать» же, не платя работникам,
евреям категорически запрещено, не зависимо от национальности и вероисповедания
работника.
Другое дело, если работник со своей стороны в чем-то нарушил трудовой контракт.
Тут, по отношению к евреям Тора предписывает постараться добиться компромисса
и пойти на встречу еврею, даже если он не выполнил все условия на сто процентов,
по отношению же к неевреям такой обязанности нет. Дело в том, что с неевреем
данного работодателя связывает только данный контракт, а всех евреев связывает
дополнительный, причем гораздо более ранний «контракт», полученный еврейским
народом на горе Синай, именуемый Торой и представляющих всех евреев разными частями
одного единого организма. И точно также как правая рука не скажет «мне все равно,
что будет с левой рукой», так и евреи должны при любом возможности заботиться
друг о друге (конечно, если это не приносит особый ущерб самому работодателю).
Кроме того, евреи должны всегда мысленно оправдывать поведение другого еврея,
даже если внешне это кажется несправедливым по отношению к самому себе. Так,
если еврей вдруг ни с того, ни с сего не вышел на работу, мы должны стараться
прежде всего думать о том, а не заболел ли он, не случилось ли с ним какое-то
несчастье, а не о том, что он намеренно нас подвел. По отношению же к неевреям
мы не обязаны особенно напрягаться, чтобы найти дополнительные оправдания не
совсем корректного поведения.
Напоследок мы нашли разумным остановиться на другом аспекте Вашего наболевшего
вопроса.  А именно – по каким критерием определяется «религиозность» того или
иного еврея? По определению иудаизма, религиозность есть следование 613 заповедям
Торы, включающих в себя и заповеди между человеком и Б-гом (в их числе следование
законам кашрута, надевания тфиллин, цицита, соблюдение шабата и т.п.), и (что
ничуть не менее важно) – межчеловеческие заповеди. При этом, человек, намеренно
игнорирующий часть заповедей, никак не может считаться не просто «одним из самых»,
но и вообще «религиозным» евреем. Ибо по закону Торы еврей, сознательно не соблюдающий
одну из заповедей, все равно что не соблюдает всю Тору.
Но стоит отметить, что даже если человек искренне старается выполнить абсолютно
все заповеди, это не означает, что в этом плане у него все проходит гладко. Одна
лишь заповедь «не сплетничать» чего стоит! И уж, конечно, «религиозность» не
означает совершенство характера. Каждый из нас рождается с теми или иными дурными
качествами – кто-то из нас скуп, кто-то – завислив, кто-то – труслив, кто-то
склонен к разврату. Задача Торы – исправить нас, но Она лишь – инструмент, а
на то, чтобы правильно воспользоваться им и с помощью этого инструмента сделать
из себя Человека с Большой Буквы (а именно это от нас, в конце концов, и требуется)
нужно не меньше всей нашей жизни!

У вас тоже возникли вопросы? Присылайте их по адресу vzglad@hotmail.com !

Женский уголок

Итак, проблема одежды занимает важнейшее место в сегодняшней недельной главе
и не последнее место в повседневной еврейской жизни. А кстати, вы никогда не
задумывались над интересной параллелью между еврейскими священниками и нашими
женщинами?
Ведь чем, собственно говоря, занимались коэны в Храме? Убирали, готовили мясо,
приносимое в «жертву» (о «жертвах по-еврейски», подразумевающих в большинстве
случаев приготовление мяса жертвенного животного и поедание его самим «жертвователем»
и его приглашенными в торжественной  обстановке в Иерусалиме или священниками,
мы говорили уже не раз), создавали приятную атмосферу в Храме с помощью благовоний
и т.п.
И тема одежды, столь актуальная для священников, чья служба в неподобающей одежде
являлась недействительной, не менее актуальна по сей день для еврейских женщин.
Итак, какие требования выносит иудаизм женской одежде? Скромность, скромность
и еще раз скромность! Как же это выглядит на практике? По еврейскому закону,
одежда женщины должна покрывать руки ниже локтя и ноги ниже колена в любом положении
(сидя, стоя, сгибая руки, нагибаясь, поднимаясь по ступенькам и т.д.). Мужская
одежда, и, прежде всего, брюки – совершенно некошерна! При этом одежда не должна
быть частично и полностью облегающей и\или прозрачной. Нога должна быть закрыта
от голени до колена чулками, гольфами или колготками. Вырез декольте не должен
превышать расстояние двух пальцев от шеи. Не допустимы «кричащие» расцветки,
в том числе и одежда полностью красного цвета. Замужняя женщина обязана полностью
покрывать голову головным убором (платком, шляпкой, беретом, в крайнем случае,
париком) при чужих мужчинах (и у себя дома, и, конечно, на улице).
И хотя наши женщины свободно пользуются и украшениями, и косметикой, а наши мужья
обязаны трижды в год (на Песах, Шавуот и Суккот) одаривать нас нарядами или украшениями,
мы ни на минуту не забываем, что скромность – лучшее украшение женщины (не только
когда под рукой нет других подходящих украшений), и что наша  задача и ежедневная
работа – превратить наш дом в миниатюрный Храм.

А нет ли у нас на сегодня особых рецептов для приготовления мяса? Нечто, вроде
того, что готовили священники в Храме? Насчет священников, мы, конечно, не гарантируем,
но почему бы не попробовать хотя бы следующие рецепты?

Мясо в горчичном соусе.

Хорошенько прожарьте мясо. Мелко нарежьте соленый огурец и две луковицы, залейте
пол-стаканом уксуса и варите на слабом огне. Спассеруйте 2 ст. л. Муки в том
же количестве маграрина. Разбавьте стаканом бульона, добавьте подготовленный
соус,  соль, перец, лимонную кислоту и одну ст.л. горчицы. Залейте мясо и подавайте.

Чесночный кебаб

В 500  г говяжего фарша добавьте натертый лук, 3 помидора, 3 дольки чеснока,
пол-стакана сырого риса и специи. Поставьте в гриль на 40 минут, время от времени
поливая образующимся соусом.



Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Гольдман, владелец фирмы по производству гвоздей, решил отойти от дел и передать
свой бизнес сыновьям, а сам поехал в кругосветное путешествие. Вдруг ему звонит
старший сын:
- Гвозди расходятся так, что производство не справляется! Так что срочно необходима
твоя помощь.
Гольдман-старший возвращается домой и перед своим предприятием видит рекламный
щит - Христос, распятый на кресте, и надпись: "Гвозди Гольдмана - благодаря им,
он держится уже 2000 лет!".
Голдьман в шоке:
- Да вы что! Неужели вы хотите, чтобы опять начались погромы?! Сейчас же уберите
эту гадость, и впредь  никогда не используй изображение Христа в рекламных целях!
Итак, Гольдман продожает наслаждаться заслуженным отдыхом, как вдруг новый звонок:
- Папа, рекламу мы заменили, но гвозди по-прежнему расходятся во всю, и у нас
опять проблемы со снабжением.
Гольдман опять возвращается домой и его встречает новая реклама -  пустой крест
и надпись: "Надо было использовать гвозди Гольдмана!".


***
К мультимиллионеру Бродскому приходит молодой еврей.
- Господин Бродский, у меня есть к вам предложение. Мы можем оба заработать по
триста тысяч.
- Триста тысяч - это хорошие деньги. Что за предложение?
- Я слышал, что вы даете за своей дочкой шестьсот тысяч приданого. Так вот, я
согласен взять ее за триста!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное