Случай из практики.
Когда нам впервые в руки попала пасхальная Агада, и мы дошли до ее заключительных
слов: «В следующем году - в Иерусалиме», мы дружно переглянулись. Кто-то недоуменно-натянуто
улыбнулся, кто-то расхохотался: где мы и где Иерусалим? Кто бы мог подумать,
что наш следующий Песах нам будет суждено провести по всем правилам уже на Святой
Земле?
Вот мы уже в аэропорту. Еще несколько часов – и мы навсегда покинем нашу приемную
родину. Вопреки распространенной легенде о богатстве евреев, в распоряжении нашей
семьи были лишь обручальные кольца, две пары сережек и несколько копеечных безделушек.
Правда, одна драгоценность у нас все-таки имелась – фамильные, наручные, золотые
часы. На них-то у нас было официальное разрешение на вывоз. А вот безделушки
нам никак не хотели дать провезти, подозревая, что под стекляшками скрываются
бриллиатны. Тут в дело вмешалась одна из представительниц более высокого ранга.
Тщательным образом пересмотрев все наше «богатство» и профессиональным жестом
взвесив в руках наши фамильные часы, она только рассмеялась: «И это все? Оставьте
пустые формальности! О каких бриллиантах тут речь! Берите все и – счастливого
вам пути!» Наша благодарность не знала границ! Какие приятные манеры и какая
чуткость! Мы одарили нашу благодетельницу конфетами (ведь рублей у нас уже не
осталость, а доллары, как мы знали, нам еще пригодятся впереди) и поспешили вперед,
в путь к неведомой, но заведомо Отчизне.
Лишь в самолете бабушка опомнилась: «Ой, а где же часы?». Немало времени мы потратили
на бесплодные поиски, но тщетно: наши золотые, наручные, фамильные часы – наша
единственная настоящая драгоценность - остались в руках той доброй женщины, которая
так учтиво, милостиво и ласково разрешила нам провести остальной хлам...
Увы, как часто в погоне за разного рода «стекляшками», «фальшивками» и мнимыми
бриллиантами, мы теряем драгоценные часы и минуты, расставаясь с истинными фамильными
ценностями, которые наши предки с таким трепетом передавали из поколения в поколение...
Недельная глава «Ваэтханан» («Умолял»)
Сегодняшняя недельная глава очень насыщена. Начинается она с мольбы Моше-рабейну
все-таки позволить ему войти в Землю Израиля. Но единственное, на что он получает
право, это посмотреть на нее с вершины горы. Затем Моше-рабейну предостерегает
народ о наказании изгнанием, если евреи собьются с пути предков. Кроме того,
глава «Ваэтханан» содержит два краеугольных столпа иудаизма: основу еврейского
законодательства - десять заповедей и основу еврейского мировоззрения – «Шма
Исраэль».
Итак, глава начинается с просьбы Моше-рабейну войти в Землю Израиля. Попробуем
перевести ее: «Пожалуйста, дай мне пройти (в Израиль), и я увижу эту прекрасную
землю».
Давайте вспомним, за что именно Моше-рабейну был осужден не войти в Землю Израиля.
За то, что в свое время вместо того, чтобы обратиться к скале, чтобы извлечь
из нее воду для жаждущей общины, Моше-рабейну дважды ударил по ней. Казалось
бы, какая мелочь! Формальный результат остался тот же – вода потекла и напоила
всех евреев. Разница лишь в психологическом эффекте, в том, какой наглядный урок
получили евреи: вместо того, чтоб продемонстрировать, что даже неживая природа
подчиняется слову Творца, выполняя Его волю, Моше-рабейну невольно показал, что
послушание является следствием физического насилия.
Просьба Моше-рабейну не была полностью отвергнута. Моше-рабейну получает-таки
право воочию увидеть все прелести Святой Земли, но... лишь с высоты горы. Формально
– просьба удовлетворена. Моше-рабейну ведь просил войти в Израиль с тем, что
увидеть эту прекрасную землю. Что ж, он ее и увидел во всей ее красе. Но... психологический
эффект и наглядность происходящего, увиденного с горы настолько же отличается
от вида «изнутри», удостойся Моше-рабейну войти в Землю Израиля, насколько в
свое время исполнение им приказа Всевышнего отличалось от четких, полученных
инструкций.
Тут мы сталкиваемся с важнейшей темой воздаяния. Каждый наш поступок играет далеко
не последнюю роль в том, что с нами происходит в дальнейшем. Причем, по утверждению
Талмуда: «Той, мерой, которой мерил человек, отмеряют и ему». Причино-следственная
связь, как правило, не прямолинейна, но она безупречна.
В примере с Моше-рабейну все это носит еще более острый характер. В своем прегрешении
Моше-рабейну «использовал» следующие органы: внешние органы тела (руки, ноги),
ударив по скале, и органы слухового-речевого аппарата (рот, уши), прежде всего
не обратившись к скале со словами, а, кроме того, в гневе назвав еврейский народ
«строптивцами». Но зрительные органы (глаза) не имели никакого отношения к данному
проступку. По точнейшему духовному принципу «меры за меру» Моше-рабейну свидетельствует,
что Б-г «не прислушался ко мне» (ведь органы слухового-речевого аппарата были
«замешаны» в прегрешении) и Моше-рабейну не получил возможности войти в Землю
Израиля (ведь и внешние органы тела были причастны к проступку). Глаза же, непричастные
к печальной истории со скалой, «удостоились» увидеть Святую Землю от края и до
края.
Все это чудесно в теории, но как быть с практикой? Разве есть мало хороших людей,
чья жизнь полна страданиями и злодеев, чья жизнь – сплошное наслаждение? На эту
тему, начиная со времен самого Моше-рабейну, еврейскими мудрецами написано немало
и философских, и мистических трудов. Не претендуя на полное освещение вопроса,
мы все-таки не имеем права пройти мимо него.
Сказано «праведник, которому плохо – несовершенный праведник, злодей, которому
хорошо – несовершенный злодей». Это звучит настолько поверхностно-просто, что
требует глубочайших пояснений. Ты – праведник? Раз так, ты точно знаешь, что
все в мире происходит из одного источника, что у всего происходящего есть своя
причина и своя цель, что весь мире – это сплошная скрытая гармония. И при ЭТОМ
ты чувствуешь себя несчастным, при ЭТОМ тебе плохо?!! Нет! Значит ты еще несовершенный
праведник!
Точно так же, как злодей, который чувствует себя удовлетворенным тем, чем имеет,
которому по его собственному (а не по нашему) мнению, действительно хорошо –
не такой уж и законченный злодей, и у него всегда есть шанса окончательно порвать
со своим «злодейством». Точно также, как у каждого из нас!
Жемчужины еврейского комментария.
«Соблюдай законы и заповеди, которые Я заповедую тебе сегодня, чтобы тебе и твоим
детям после тебя было хорошо, и чтобы продлились твои дни на этой земле (Израиля),
которую Всевышний Б-г дает тебе на всю жизнь. Тогда отделил Моше три города (-убежища)
на восточном берегу Иордана» (Дварим 4:40-41)
Комментатор Кли-Якар недоумевает, какая связь между поступком Моше-рабейну и
предыдущими этому словами Торы. Причем здесь слово «тогда»?
Прежде всего, объясним, что именно сделал Моше-рабейну. Есть заповедь, выделить
6 городов-убежищ для неумышленых убийц, три за Иорданом и три на самой территори
Земли Израиля. Но города-убежища имеют силу, только когда реально существуют
все шесть городов. К чему тогда все старания Моше-рабейну отделять три города
за Иорданом?
Но ведь недаром до этого Всевышний упомянул о «тебе и твоих детях». Твое дело
– начать свою работу, независимо от того, сумеешь ли ты физически ее довести
до конца. Потому что ты – не один в мире. У тебя есть дети, способные перенять
и завершить твои деяния. И не отчаивайся, если у тебя нет собственных детей,
так как каждый человек, который берет с тебя пример, который поддается твоему
благотворному вниманию, становится твоим продолжателем и твоим духовным наследником!
Но с другой стороны, даже если ты с чистой совестью можешь рассчитывать, что
твои дети смогут завтра сами сделать полностью, то что ты сегодня можешь сделать
лишь частично, руководствуйся правило «не откладывай на завтра то, что можно
сделать сегодня». потому что от того-то как выглядит это «сегодня» и зависит
как будет выглядеть «завтра».
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
Хотя евреи и не справляют Валентинов день, есть и на нашей улице праздник влюбленных.
Он наступает 15 ава, то есть ровно через 5 дней. В этот день, еврейские законодатели
разрешили евреям из разных колен жениться между собой. Не забывайте также, что
он выпадает после трех недель траур, в течение которых евреям запрещено устраивать
свадебные церемонии. Сегодня, к сожалению, этот день официально почти никак не
отмечается (хотя многие пары все-таки стараются приурочить день своего бракосочетания
именно к этому дню), зато в древности – это был настоящие праздник, отмечавшийся,
как всегда, с присущей евреям скромностью!
Какие же особые блюда Вы можете приготовить избраннику сердца в этот день?
Фруктовый салат в дыне.
Разрезаем пополам маленькую дыньку. Вынимаем ложкой всю мякоть. Соединяем с другими
свежими фруктами по вкусу (яблоки, груши, ягоды). Заливаем лимонным соком. Наполняем
половинки дыни и заправляем взбитыми сливками с двумя ложками сахара и ложкой
ликера.
Абрикосовый пломбир
Взбейте 4 желтка со стаканом сахара и стаканом сливок. Сварите пол-кило абрикосов
со стаканом воды, соком двух лимонов и пол-стаканом сахара до загустения. Разомните
и соедините со сливочной массой. Взбейте все вместе и заморозьте.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
***
- Циля! Что ж вы не спрашиваете как я живу?
- Роза, как вы живете?
-Ой, да и не спрашивайте!
***
Антисемит обратился в бюро путешествий: Я бы хотел провести отпуск в таком месте,
где жаркий климат и нет евреев.
Чиновние долго думал и сочуственно развел руками: К сожалению, ничем не могу
Вам помочь. Единственное место, где жарко и нет евреев – это ад!
Все ваши вопросы, предложения, замечания и темы для дискуссий предлагайте по
следующему адресу:
vzglad@hotmail.co