Испорченный телефон
Давно мы не начинали с анекдота. За чем же дело стало? Рабинович жалуется Абрамовичу:
«И что эта молодежь находит в «Битлс»? Картавят, фальшивят и даже английский
знают с трудом!» «А ты откуда-то знаешь?» «Как откуда? Мне мой сыночек по телефону
пропел!»
Да, к сожалению, как часто истина доходит до нашего слуха методом испорченного
телефона! Примерно представляя себе, что значит «Битлс» и приняв во внимание
знакомые дефекты наших собственных детей, мы еще кое-как понимаем, что глупо
обвинять героев легендарного ансамбля в недостаточном знании английского языка
(о котором мы сами знаем по большому счету лишь по-наслышке) и прочих дефектах
речи и слуха. Но как же быть, когда о самом предмете спора мы слышали только
из уст «картавящего» А, передающего мнение «фальшивеющего» Б, сделанного на
основе пары вырванных из контекста слов из разговора, когда-то изучавшего английский
в средней школе, В. и туриста-иностранца Г.?
К нашему великому стыду, иудаизм как раз и является одним из таких распространенных
предметов спора.
И хоть квинтэссенция еврейской веры существовала задолго до изобретения телефона,
так и хочется повторять вновь и вновь всем обладателям испорченных телефонов
«Слушай, Израиль!» Слушай голос источника без помех на линии, без посторонних
шумов и случайно пойманных разговор параллельных линий! Слушай голос твоих предков,
которые были готовы пожертвовать всем ради того, чтобы их потомки остались евреям!
С этими словами расставались они с жизнью на кострах инквизиций и в газовых
камерах, чтобы ТЫ мог услышать их голос сквозь вечность:
«СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ - ШМА ИСРАЭЛЬ! А-ШЕМ ЭЛОКЭЙНУ А-ШЕМ ЭХАД!»
Недельные главы – Матот и Масэй
На этой недели мы читаем сразу две «спаренные», заключительные главы книги «Бамидбар»
- «Матот» и «Масэй». Так происходит, когда в невисокосном году число недельных
глав, рассчитанное на максимально-возможное колличество суббот еврейского года
- 52, превышает число суббот в данном конкретном году.
Глава Матот повествует о войне с Мидьяном и получении территорий западного берега
реки Иордана (сегодняшней Иордании) в наследный удел колен Реувена, Гада и половины
колена Менаше.
В главе Масэй перечисляются все остановки евреев в пустыне. Глава завершается
подробным изложением законов о нечаянном и умышленном убийствах и наказаниях
за них.
Итак, евреи уже находятся на пороге Святой Земли. Вот-вот настанет долгожданный
момент, и они удостоятся войти в нее. Последнее препятствие – война с Мидьяном
– уже позади. И тут к Моше-рабейну подходят представители колен Гада и Реувена
с просьбой предоставить им в наследный удел вместо положенной им части Земли
Обетованной плодоносную землю западного берега Иордана, где они уже реально находятся.
С практической точки зрения тут нет никаких проблем: эта благодатная местность
досталась евреям после победы над царями Огом и Сихоном, которые отказались мирно
пропустить евреев через свою территорию в Землю Израиля и вместо этого пытались
подготовить евреям кровавую засаду и встретить уцелевших в открытом бою.
Но Моше-рабейну был ошеломлен этой просьбой. Как? Опять нашлись бунтовщики среди
евреев, пытающиеся отвлечь евреев от исконной цели обрести свою Родину под предлогом
«нас и здесь неплохо кормят»? И когда? Когда до ее достижения осталось рукой
подать? Неужели они до сих пор трусят перед врагами, ожидающими их там, впереди?
Возможно ль, что печальные уроки истории, происходившие с их родителями практически
у них на глазах, когда после подстрекательств десяти разведчиков те отказались
войти в Землю Израиля и были вынуждены еще сорок лет скитаться по пустыне и в
ней и погибнуть, не научили их ничему? И как может позволить им совесть спокойно
наслаждаться жизнью в то время, как их братья будут бороться за свою независимость?
Колена Реувена и Гада спешат успокоить Моше-рабейну. ´Нет-нет! Дело не в
боязни будущих опасностей! Напротив, мы готовы идти в самом авангарде войска
до последней капли крови и до завоевания последнего клочка! Вот только слишком
уж хороша земля, где мы уже и так находимся, для наших многочисленных стад! Пускай
в ней чуть поменьше святости, но зато какое раздолье для скота! Сию же минуту
мы готовы ринуться на подмогу своим братьям и этим добросовестным исполнением
своих обещаний заслужить себе право на эти земли. Но только сначала бы «мы построили
здесь загоны для наших овец и города для наших детей».
С этим условием готовности на самопожертвование в первых рядах ради своего народа
Моше-рабейну соглашается предоставить западный берег Иордана, но прежде дает
дельные указания: «постройте себе города для детей и загоны для скота». В этом
завуалированном упреке – ключ к пониманию еврейского мировозрения. Иудаизм –
не религия монахов и аскетов. Загоны для скота – как символ материальных благ
- вещь достаточно нужная и даже в меру необходимая. Отрицать пользу имущества
и земных благ еврейству абсолютно несвойственно. Вопрос лишь в том, какое место
все это занимает в твоей жизни. Если в первую очередь ты строишь «загоны для
наших овец» и только затем (пусть с минимальным промежутком времени) заботишься
о «городах для детей», о том, какие ценности ты прививаешь своим детям (прежде
всего - своим личным примером), то ты также далек от сути еврейства, как и твой
двойник-антипод, отказавший себе во всех разрешенных прелестях жизни под предлогом
мнимого «возвышения духа над плотью».
Загоны для скота? Какие могут быть проблемы? Пожалуйста, строй! Но лишь после
того, как есть надежные города и оплоты морали у твоих собственных детей!
Жемчужины еврейского комментария.
«Моше послал их на войну по тысячи от каждого колена и Пинхаса...» (Бамидбар
31:6)
Комментатор Бааль А-Турим замечает, что хотя на войну с Мидьяном Моше-рабейну
послал только праведников, он почему-то не включил в войско глав колен. Дело
в том, что Моше-рабейну не хотел позорить колено Шимона, чьим главой до последнего
времени был погибший наглец и развратник Зимри бен Салу. И пусть тот вероятно
действовал с попустительства своего колена, и пусть они сами заслужили потерю
своего лидера, недопустимо пренебрегать чувствами людей и их честью, когда этого
вполне можно избежать.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Подобная чуткость к чувствам окружающих
не помешает никому из нас!
Женский уголок.
Куринный бульон – незаменимый атрибут «аидише маме»,
но горе той матери, которой больше нечего предложить своим детям!
Народная мудрость
Чрезмерная заботливость “аидише маме” давно уже стала притчей во языцах. Еврейская
женщина. Мать. Неповторимый вкус гефилте-фиш и аромат куринного бульона… Но не
обидно ли, что роль еврейской женщине (кстати, согласно еврейским источникам,
заведомо сотворенной более духовной, чем мужчина) в первую очередь ассоциируется
у нас с кухонными запахами и возней с ребятней?
Раввин Исраэль Салантер, основоположник еврейского этического движения Мусар,
любил повторять, что наша духовность есть ни что иное, как забота о материальности
другого. Как правило, мы любим “наставлять овец заблудших на путь истинный”,
при этом ни мало ни заботясь о том, сытный ли был у них завтрак и завтракали
ли они вообще. На самом деле, гораздо большую пользу могли бы принести не наши
пустые увещевания, а искренняя забота о ближнем, наш личный пример человеколюбия
(а заодно и выполнения заповеди “Возлюби ближнего как самого себя”).
Поэтому-то “аидише маме”, на чьи хрупкие плечи ложится нелегкая забота о воспитании
детей, превращения их из плаксивых эгоистичных существ в Настоящих Людей, и должна
в первую очередь быть воплощением полного альтруизма и нежной заботы.
Чем же побаловать наших близких в эти жаркие летние дни?
Творожное сердце с клубникой.
Пол-кило творога смешать со стаканом сметаны, стаканом сливок и пол-чайной ложки
соли. Завернуть на ночь в марлю и повесить для стекания жидкости. Утром добавить
две трети стакана сахара.
Сформировать на большом блюде в виде сердца.
Пол-кило клубнии раздавить с четвертью стакана сахара. Окантовать творожное «сердце».
Мороженное из авокадо.
В блендере смешать 2 авокадо с двумя стаканами взбитых сливок, щепоткой соли,
пол-стаканом сахара, лимонной цедрой и пол-стаканом миндаля.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
***
В кабинете директора:
- Говорят, вы ходите в синагогу, и молитесь, чтоб вам прибавили зар-
плату?
- Но разве Вы имеете что-то против религии?
- Против религии – нет! Но я не люблю, когда через мою голову обращаются в
вышестоящие инстанции!
***
У Рабиновича родился сын. Он приглашает гостей на брит-милу:
- Когда придете, стучите ногами.
- Почему ногами?
- Но вы же не с пустыми руками придете!
Все ваши вопросы, предложения, замечания, темы для дискуссий посылайте по адресу:
vzglad@hotmail.com