Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Шабат шалом!


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Если мы войну забудем…
- У моей жены ужасная память!
- Что, ничего не помнит?
- Хуже! Ничего не забывает!
О шести ключевых событиях жизни еврейского народа Тора заповедает нам помнить:
о шабате, о выходе из Египта, о Синайском откровении, о грехе золотого тельца,
об эпизоде с Мирьям, сестрой Моше-рабэйну, наказанной проказой за злословие о
собственном брате и о войне с народом Амалек.
Странные заповеди -  разве памяти можно что-либо приказать? Ведь память зависит
от  строения человеческой психики? Частично, да. Но Тора не требует от нас машинального
зазубривания формул, дат и исторических фактов. На языке Торы «помнить» значит
сделать частью своей сущности, себя самого.
Ну, допустим, раз в неделю мы можем вспомнить о святости субботы. С трудом, но
можно прочувствовать и освобождение из рабства, получение Торы, расскаяние за
грехи. Еще трудней, но все-таки возможно ощутить ответственность за каждое сказанное
слово, за каждый поступок, помня о наказании Мирьям. Но к чему нам помнить какую-то
войну?Да и вообще, разве мало было войн у еврейского народа, разве мало было
блистательных побед?
Но в том-то и дело, что война с Амалеком не стандартная война. У этого народа
не было никакой конкретной причины воевать с нами. Ни территориальные претензии,
ни физическая угроза «израильского агрессора» не имели никакого отношения к амалекитянам.
Тем не менее, они добровольно отправились за тысячи километров разгромить слабый,
едва очнувшийся после двухсотлетнего египетского рабства, еврейский народ. Их
грязной по своей природе натурой руководило лишь  влечение к абсолютному злу,
сопротивление малейшим росткам добра и, следовательно, лютая ненависть к еврейской
идеологии с ее гуманными принципами. Ссылаясь на случайность происходящих событий,
Амалек пытался всеми силами охладить пыл остальных народов, пораженных масштабами
чудес, произошедших с евреями и доказать им, что особая связь между Б-гом и народом
Израиля «не более чем сказка».
 И эта война продолжается по сей день. Сегодня, когда все народы смешались, мы
не можем точно определить амалекитян. Но Амалек смешался не только с другими
народами, поселив в них всех зерно антисемитизма. К сожалению, «моральным» принципам
Амалека удалось прокрасться и в наши еврейские души и как часто наше дурное начало,
наш «внутренний Амалек», охлаждает пыл чистых порывов наших душ!
 Вот как описывает Тора военную тактику Амалека: «подкрался сзади к ослабшим
позади тебя (еврейского народа), а ты устал и измучен, и не боялся он Б-га».
И так, пользуясь слабостями каждого из нас, нашей усталостью и измученностью
наш «внутренний Амалек» «подкрадывается» в наши сердца и учит нас не бояться
Б-га.
И потому нам приказывает Тора: «и когда Б-г даст тебе покой от всех врагов вокруг,
в земле, которую твой Б-г дает тебе в наследие сотри память Амалека из-под небес,
не забудь!». До каких пор мы должны помнить о вечной борьбе с Амалеком? До тех
пор, пока эта борьба, и внешняя, и внутренняя существует, пока память Амалека
не стерлась в наших душах, пока идеология безбожия, характерная этому народу
не перестанет быть частью нашей сущности.
А пока Тора дает нам возможность выполнить заповедь «помни, что сделал тебе Амалек
при выходе из Египта…», прослушав в синагоге в последнюю субботу перед праздником
Пурим этот небольшой отрывок из Торы.
Недельная глава  «Тэцавэ»
На этой неделе мы читаем главу «Тэцавэ». Эта глава Торы описывает службу священников
в Храме. Особое место в ней занимает подробное описание специальных одежд Аарона-первосвященника
и его сыновей-коэнов (рядовых священников).

Итак, большая часть этой недельной главы посвящена одеждам священников. Тора,
обычно скупая на слова, начинает описывать одежды священников – от льняных штанов
до особого головного убора – перечислять все драгоценные камни на груди у первосвященника,
пересчитывать гранаты и колокольчики на подоле верхнего одеяния из голубой шерсти
и т.д. Откуда вдруг эта погоня за внешней мишурой, в то время как многие факты
истории еврейского народа упомянуты только намеком, а значительная часть важнейших
законов дана лишь в форме кратчайшего конспекта, расшифрованного лишь в устной
традиции?
Да и это еще не все. Тора прямым текстом гласит: «И сделай священные одеяния
Аарону, твоему брату, для славы и великолепия». Неужели Тора придает такое огромное
значение внешней красоте, «славе и великолепию»? Ответ весьма категоричен: да!
Торе чуждо лицемерие христианского аскетизма, она однозначно требует, что в «человеке
все должно быть прекрасно – и одежда, и тело, и душа».
«Как же так?!» в недоумении пожмет плечами наиболее искушенный читатель «Ведь
не так давно мы праздновали праздник Хануки, и нам объясняли, что зто праздник
победы  еврейского  духа над греческой  красотой. Нет ли тут явного противоречия?»
Действительно иудаизму чуждо греческое поклонение Красоте как таковой, тем более,
что Тора запрещает нам вообще обожествлять что бы то ни было и поклоняться каким-либо
кумирам .Бессмысленная красота, красота как самоцель для нас неприемлема, ибо
 такой подход граничит с идолопоклонством!
Но с другой  стороны и отрицание важности формы под предлогом исключительности
ее содержания отнюдь не соответствует еврейскому подходу. С точки зрения Торы,
внешняя форма очень важна – еще бы! Она ведь призвана служить внутреннему содержанию!
Поэтому-то именно одежде священников  (и особенно первосвященника) Тора уделяет
такое огромное внимание.


Жемчужины еврейского комментария
«А ты устал и измучен, и (Амалек) не боялся Б-га» (Дварим )


Хэфэц-Хаим, известнейший еврейский  мудрец и праведник, поднимает следующий вопрос:
какую связь видит Тора между тем, что еврейский народ был «устал и измучен» и
тем, что Амалек не боится Б-га?
И сам же отвечает на поставленный вопрос: нападая на еврейский народ, Амалек
опирался на максимально точный с материальный точки зрения расчет – использование
усталости и крайней потери мотивации еврейского народа. И лишь один весьма немаловажный
фактор демонстративно проигнорировал Амалек – фактор существования Б-га в среде
народа Израиля, Б-га, только что на глазах всего человечества выведшего еврейский
народ из египетского рабства и свершившего чудо рассечения Красного Моря. Если
бы не тонкий рациональный расчет во всем остальном, поведение Амалека можно было
бы оценить как продиктованое слепой иррациональной ненавистью к евреям. Но нет,
Амалек намеренно подчеркнул – в моих рассчетах учитываются все малейшие детали,
и только понятию Б-га в них места нет. Подчеркнул и… был разгромлен.

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.

Женский уголок
Кулинарным апогеем праздника Пурим бесспорно являются так называемые «озней-Аман»
(оменташи, «уши Амана»). Речь идет об особых пирожках треугольной формы с начинкой
темного цвета (символизирующую темные мысли заклятого антисемита Амана, рискнувшего
раз и навсегда решить «еврейский вопрос»).
Но даже в рамках самых устоявшихся и распространенных традиций иудаизм предоставляет
нам свободу фантазии и, следовательно, свободу действия. Так и в случае «озней-Аман»
у каждой еврейской хозяйки -  свой оригинальный рецепт этого лакомства. Одни
готовят его на дрожжевой основе, другие используют песочное тесто. Начинкой могут
служить мак, финики, чернослив.
Мы хотим поделиться с вами необычным рецептом молочных «озней-Аман». Они достаточно
легки в приготовлении и необычайно приятны на вкус. Но, пожалуй, их единственный
недостаток -  невозможность подать их на десерт после мясной трапезы. Зато вы
можете удивить своих друзей и знакомых, положив эти оменташи в «мишлоах-манот»
(предварительно предупредив о их молочном содержимом).

Озней-Аман из творожного теста
Просейте 2 стакана муки с двумя чайными ложками разрыхлителя. Добавьте 200 грам
сливочного масла (или маргарина) и маленькую банку (250 г) жирного (девятипроцентного)
творога. Тщательно смешайте все ингредиенты, добавьте  чайную ложку лимонного
сока и натертую цедру небольшого лимона и снова все перемешайте. Втечение получаса
охладите тесто в холодильнике. (желательно обернуть в полиэтилен, чтобы тесто
не впитало запахи лежащих в холодильнике продуктов). Раскатайте тесто в тонкий
лист и разделите на кружочки с диаметром стакана. В центр каждого кружочка поместите
начинку, поднимите края и защепите их так, чтобы получились треугольники. Положите
«озней-Аман» на слегка смазаный противень. Печь около получаса при температуре
180 градусов.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

***
- Мадам Рабинович, вы уже научили своего Абрашу говорить?
-Да, теперь мы учим его молчать.
***
- Слушай, ты не знаешь, почему у евреев такие большие носы?
- Потому что воздух бесплатный...

Все это и многое другое = "Взгляд в вечность"!
Наш сайт: www.geocities.com/vzglad

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное