Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Дорогие друзья! По техническим причинам наша рассылка не выходила в прошедшие
две недели. Так что сегодня мы выходим почти в двойном объеме.

Недельная глава - Итро
Продолжаем знакомить вас с Торой - сокровищем нашего народа. Глава Итро начинается
с описания прихода в пустыню тестя Моше-рабэину по имени Итро, бывшего верховного
жреца Мидиана. А затем описывается ключевое событие в истории еврейского народа
и всего человечеста - получение святой Торы на горе Синай.

Все мы знаем, как тяжело покидать насиженные места. Даже когда мы не совсем удовлетворены
окружающей средой, даже когда навсегда хватает работы. Даже бывшие голодные египетские
рабы вспоминают в пустыне с тоской, с ностальгической ноткой в голосе ароматы
тушеного мяса, донасящиеся с кухни соседей-египтян. Тем более, когда мы пользуемся
всеобщим уважением, когда мы занимаем высокооплачиваемые должности и высокие
посты. Когда наш авторитет не замыкается в узком семейном кругу, когда наша слава
летит впереди нас. Итро был главным языческим жрецом Мидиана. А по тем временам
это значило, что в его руках - брозды высшей духовной и политической власти.
Один из представителей «тройки» советников фараона (вместе с Биламом и Ийовом),
окруженный безграничным почетом - чего не хватало ему? Зачем он пешком отправился
в пустыню к евреям? Ответ очень прост: в поисках истины. В поисках истины провел
он годы и годы, изучая и применяя все существующие в то время религии, и, преуспев
в мастерстве жреца, добился всех возможных материальных благ - богатства, славы,
власти. Но ведь не это было его целью, и вот, узнав по наслышке о выходе евреев
из Египта, о рассечении Красного моря и победе над Амалеком, он не поленился
отправиться в путь, рискуя потерять все, что у него было, чтобы, быть может,
где-то там, в заброшенной пустыне, наконец-то найти истину. И он нашел ее, едва
услышав детальный рассказ Моше. И тот час же провозгласил:
«Теперь я знаю, что велик Б-г из всех божков (а ведь Итро был специалистом по
всем идолам)». Провозгласил, не боясь взглянуть правде в глаза, хотя этой фразой
он, в принципе, перечеркнул все то, чему он посвятил всю свою жизнь. И в этом
проявилось истиное величие Итро - осознать насколько ты мал, несмотря на все
твое показное величие. И этим заслужил Итро, что его именем, именем первого гера
в истории человечества, названа ключевая глава Торы!

Недельная глава «Мишпатим»
Продолжаем знакомить вас с Торой- сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе
мы читаем главу « Мишпатим», содержащую 53 из 613 заповедей Торы. Главным образом
речь идет о законах судопроизводства, выплате ущербов, а также о  праздновании
трех еврейских праздников – Песах, Шавуот и Суккот, обязывающих каждого взрослого
еврея прийти в Иерусалим.

«Если одолжишь деньги бедняку из Моего народа, не притесняй его и не бери с него
проценты!»,
«Если в залог возмешь одежду ближнего, верни ему ее до заката!»,
«Если встретишь потерявшегося быка или осла твоего врага, обязательно верни их
ему!»,
 «Если увидишь осла  твоего врага, склонившегося под ношей…помоги ему (врагу)
разгрузить его (осла) вместе!»,
«Шесть лет засевай землю и собирай ее урожай, а на седьмой год – шмита, оставь
ее (землю) и пусть едят бедняки из твоего народа, а остальное – съедят полевые
звери, также поступай с твоими виноградниками и оливами!»
«Ну что ж, превосходные советы для идеального общества, к сожалению, не применимые
в современном обществе, где человек человеку волк» воскликнет часть наших читателей
и…ошибется. Речь идет отнюдь не о полезных советах, а о заповедях Торы, обязанность
исполнения которых лежит на нас вне  рамок места и времени. Так что же Тора хочет,
чтобы мы были кроткими овечками, отданными на съедение волкам?- задается справедливый
вопрос. Отчасти, да, одно из тиничнейших сравнений нашего народа в еврейских
источниках – именно с овечкой.
В частности приводится следующая притча.

Овечка в слезах обратилась к Всевышнему: «Б-же! Я такая беззащитная! Дай мне
средство спастись от хищников,  постоянно охотящихся на меня!»
Тогда предложил ей Б-г на выбор острые клыки, когти, ядовитое жало или ветвистые
рога. « Чтоб я нечаянно кого-нибудь забодала, укусила или ранила?! Уж лучше 
мне остаться беззащитной!»решительно ответила овечка.  Тогда наделил Б-г овечку
 тончайшей шерстью и этим сделал ее нужной человеку, взявшему овечку под свою
опеку.
Так и  еврейскому народу досталось лучшее «оружие» -  заповеди Торы – и хотя
мы лишены «когтей» и «клыков», соблюдая их, мы заслуживаем вечную опеку Творца!
А чтобы не быть голословными, приведем два исторических факта: несмотря на то,
что и войны, и засухи не были редкостью в Иудейском государстве, ни разу не вспыхнула
война во время трех праздников, обязывающих всех мужчин покинуть свои дома, чтобы
прийти в Иерусалимский Храм, и ни разу начало засухи не совпадало с годом шмиты!
Не символично ли, что в наши дни, как только соблюдение даже святого Йом-Кипура
стало формальностью (ведь сказано, что постящемуся в Йом-Кипур с намерением назавтра
продолжать грешить как прежде, грехи не прощаются), в тот же день (кстати, в
шабат) разразилась война?

Жемчужины еврейского комментария
Сегодняшняя недельная глава знакомит нас с так называемыми «десятью заповедями»
(в более точном переводе – с десятью речениями). Не выделяясь из числа других
заповедей с алахической точки зрения, в более широком аспекте они, тем не менее,
являются квинтессенцией всего сказаного в Торе и именно из них вытекают все 613
заповедей. Итак, перечислим эти «речения»:

-       Я - Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из Страны Египетской, из дома рабства.
-       Да не будет у тебя других богов, кроме Меня…
      - Не упоминай имени Г-спода, Б-га твоего, понапрасну.
- Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней работай, а в седьмой -
суббота              Г-споду.' Не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни
дочь твоя, ни рабы твои, ни скот твой, ни странник во вратах твоих…
- Почитай отца своего и мать свою…
- Не убивай.
-Не прелюбодействуй.
- Не кради.
-Не лжесвидетельствуй.
- Не желай …ничего чужого

(Шмот 20:2-14)
Комментатор Торы Рамбан (раби Моше бен Нахман, всемирно известный под именем
Нахманид) замечает, что все эти заповеди написаны  в единственном лице (Б-г твой,
да не будет у тебя, помни и т.д.), хотя обращены не к индивиду, а к целому народу.
И поясняет: этим предостерегает Тора каждого еврея о наказании за пренебрежение
заповедями (и соответствено о награде за их выполнение), и таким образом Б-г
обращается с предупреждением к каждому лично, чтобы  не думали, что стоит идти
за большинством и, греша вместе со всеми, каждый спасется в отдельности. В небесном
суде такие отговорки не действуют.

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе , касается каждого из нас лично».Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.

Женский уголок
В приближении Пурима неплохо бы остановиться и на гастрономическом аспекте этого
праздника. Тем более, что с едой связаны две заповеди, характерные для Пурима
-  обильное пиршество (именно пиршество, «миште Пурим», а не просто трапеза)
и съестные подарки («мишлоах-манот», «шалахмонес» – как минимум два подарка,
содержащие как минимум два готовых к употреблению в тот же день блюда каждый).
Обычно, первые кулинарные ассоциации, возникающие в связи с Пуримом это специальные
пирожки «озней-Аман» («оменташи»). Но им мы надеемся посвятить нашу рубрику непосредственно
в праздничном номере нашей газеты.
А сегодня поговорим о другом, быть может, менее распространенном и менее известном
обычае Пуримского пиршества – подавать блюда из различных бобов. Дело в том,
что, по традиции, именно богатые белками и железом бобы заменяли Эстер, персидской
царице еврейского происхождения,  неукоснительно соблюдавшей кашрут даже во дворце,
в окружении злейших антисемитов, мясные продукты.


Бобовая закуска
Отварите стакан смеси замоченных на ночь бобов (цветная фасоль, арабский горох
и т.п.). Смешайте с обжаренными луковицей, морковью, 2-3 дольками чеснока , стаканом
рубленных грецких орехов. Добавьте пучок зелени, соль, перец, паприку, 1-2 ложки
кетчупа и четверть стакана воды. Протушите все вместе минут десять. Остудите.
Фасоль в соусе болоньез
Отварите замоченный на ночь стакан фасоли. Между тем разогрейте в толстостенной
сковородке 3-4 ложки растительного масла, добавьте туда пол-кило соленого мясного
фарша, порезанную луковицу и зубчик чеснока и обжарьте со всех сторон. Вскипятите
полтора стакана воды с половиной стакана кетчупа или томатной пасты, пол-чайной
ложки перца, столовой ложки измельченной зелени кинзы или петрушки и залейте
жаренный фарш. Тушите около часа под крышкой. Залейте горячим соусом фасоль и
сразу подавайте.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

-Ну, Изя, чем закончился твой спор с женой?
-Последнее слово как всегда осталось за мной! Да, да, не удивляйся. Я ей прямо
сказал: ладно, покупай все, что хочешь и оставь меня в покое!


***
Еврей болен холерой и чувствует себя совсем худо. Он попросил
позвать к нему попа. Работники больницы удивились, но просьбу
выполнили. Является поп. Еврей объявляет свою последнюю волю:
- Все свои деньги я завещаю синагоге.
- Может, вам лучше позвать раввина? - возмущается поп.
- Ну, вот еще! Стану я звать раввина в инфекционную больницу!


Все это (и многое другое) – «Взгляд в вечность»! http://www.geocities.com/vzglad
Все ваши отклики, замечания и пожелания направляйте по адресу ruthyle88@hotmail.com

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное