Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность ШАБАТ ШАЛОМ!


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Ту би шват
Поздравляем вас с наступающим Новым Годом Деревьев – Ту би шват!
«Какое ребячество! Справлять новый год деревьям! Не веет ли здесь каким-то языческим
обрядом?» могли бы воскликнуть те из нас для кого «нормальный», «человеческий»
Новый Год ассоциируется исключительно с разряженной Красавицей-Ёлкой.
Но у евреев все не так как у всех. И вместо того чтоб, как христиане, самим наряжать
вечнозеленую, но бесплодную ель, евреи наслаждаются «готовыми» плодами плодовых
деревьев. И несмотря на то, что зачастую речь идет о сухофруктах, а не о свежих,
только что сорванных с дерева полдах, евреи не забывают об их настоящем источнике
– дереве. И эта «благодарность» источнику, даже когда на первый взгляд утеряна
прямая с ним связь, является одной из основ этого праздника.
В сущности Ту би швата тесно переплетаются строгие рамки закона с глубочайшим
аллегорическим смыслом.  Так, с алахической точки зрения эта дата необходима
для определения границ года для отделения десятины от фруктов в Земле Израиля,
но весьма очевидно, что одно это - не достаточный повод для праздника.
Остановимся же на некоторых аллегорических аспектах Ту би швата.
Понятие «дерева» (особено плодового) в иудаизме нередко символизирует…человека.
Подобно дереву у человека есть корни, и хотя у обоих они не видны на поверхности,
без них немыслимо существование. И подобно дереву у человека есть потенциал «роста»
(в духовном плане) и «плодов» (праведной жизни, добрых дел, достойного воспитания
детей и т.п.). Напоминаем, Ту би шват – праздник именно таких, «плодовых» деревьев.
Но аллегория дерева не  замыкается только на человеке. Как говорят наши мудрецы
о Торе: «Дерево жизни она для придерживающихся ее и счастлив поддерживающий его».
Вот такой Новый год – деревьев, человека и Торы - мы и празднуем в следующий
понедельник. Счастливого вам праздника!

Недельная глава «Бэшалах» («Когда послал»)
Продолжаем знакомить вас с Торой- сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе
мы читаем главу «Бэшалах», посвященную выходу евреев из Египта, чуду рассечения
Красного моря, чуду манны, первым проявлениям недовольства в пустыне и первому
наказанию - первой войне с народом Амалек.


Читая  о многочисленных чудесах, и в первую очередь о тех, которыми изобилует
наша недельная глава , невольно напрашивается вопрос – ну почему же сегодня Б-г
не слишком балует нас чудесами (точнее, почему в наши дни совершенно нет чудес)?
Ведь казалось бы упади сегодня, к примеру, манна с небес (да еще так чтоб каждому
по потребности) и назавтра все без исключения стали бы верующими. Так где же
они, чудеса современности?
Ответы мы можем найти в самой недельной главе. Евреи только что чудом вышли из
мощнейшей Египетской империи, но о, ужас! «600 египетских всадников настигают
их , 600 000 взрослых евреев, не считая женщин и детей - не лучше ль было им
погибнуть рабами в Египте?» Пораженные масштабами чуда рассечения Красного моря,
евреи в один голос поют гимн славы Творцу, но через недолгое время возникают
новые трудности - а чем же нам питаться в этой пустыне, и вот уже евреи предъявляют
Творцу свои претензии. Ежедневная порция манны небесной точно так же не решает
всех проблем - еда едой, но где же питье? И насколько бы справедливыми нам не
казались претензии выходцев из Египта, все сходится к одному -  истинная вера
никак не может базироваться на чудесах. Да, сегодняшнее чудо назавтра сделает
нас верующими. Но лишь ненадолго. Какими же мизерными покажутся вчерашние чудеса,
ставшие достоянием прошлого уже напослезавтра, на фоне все новых и новых забот!
А чудо, повторяющееся изо дня в день, войдя в привычку, вообще перестает казаться
чудом и становится само собой разумеющимся. Так, вырасшие в Синайской пустыне
евреи, войдя в Землю Израиля не поверили своим глазам, увидев как из брошенных
 в землю зерен вырасли колосья, из которых умелые женщины мололи муку и…пекли
хлеб. «Вот это  действительно чудо! Не то что готовая манна с небес!» наивно
восхищялись они, хотя современному читателю все кажется наоборот.
И еще одна интересная деталь. Вот как описывает Тора  ощущения евреев после чуда
рассечения Красного моря: «…увидел Израиль (евреи) мертвый Египет (всех как один
погибших египтян) на берегу моря. Увидел Израиль силу руки Всевышнего, сделавшего
(это) Египту и убоялся народ Б-га и поверили в Б-га и его раба Моше. Тогда запел
Моше и сыновья Израиля (евреи) эту песню Б-гу…». Казалось бы, зачем повторятся,
что именно увидели евреи - погибших египтян или силу Всевышнего?  Но в том то
все и дело, что даже самое явное чудо надо суметь разглядеть за «объективной
реальностью». И жизнь каждого из нас полна скрытых чудес - надо только научиться
замечать их. Ведь даже только что пережив переход через Красное море, а затем
убедившись воочию в наказании врагов, евреи, в принципе, могли бы сослаться на
случайность или на природное явление (смена отлива и прилива), но в этом-то и
заслуга наших предков, что сумели сделать правильный вывод - осознали во всем
произошедшем проявление Б-жественной сущности. И  не просто осознали, а убоялись
и поверили. И не просто поверили, а перешли к конкретным действиям - «Тогда запел
Моше и сыновья Израиля (евреи) эту песню Б-гу».

Жемчужины еврейского комментария
«Сказал Б-г Моше: что ты взываешь ко мне? Скажи евреям - пусть едут!» (Шмот 14:15)

Комментарий Ор-а-хайим обращает наше внимание на контекст этих слов – евреи только
недавно вышли из египетского рабства, подошли к Красному морю, позади – гонится
армия фараона, впереди – волны открытого моря. Опасность со всех сторон. Что
же в такой ситуации делать, как не обращаться к Всевышнему? Ведь Б-г сам от нас
этого хочет?
Вот какое объяснение дает этому Ор-а-хайим: строго говоря, по суду евреи не заслуживали
не то что чуда, но даже простого помилования. Чем отличались от кореных египтян,
гнавшихся за ними, потомки Авраама, Ицхака и Якова, погрязшие в идолопоклоничестве?
Разве что именами, одеждой, да родным языком. При первой же проблеме они теряют
всякую веру («лучше б работали мы на Египет, чем погибли в пустыне»). А милость
можно заслужить лишь конкретными действиями – добрыми делами и праведным поведением.
Вот Творец и призывает евреев к конкретным воплощениям их веры в жизнь, чтобы
этим поступком заслужить милость в небесном суде и стать достойными чуда. Да,
воды Красного моря рассеклись перед евреями, но только в ту минуту, когда первому
из них – Нахшону сыну Аминадава из колена Йеуды – вода достигла шеи.
 .
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе , касается каждого из нас лично».Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
Итак, еще один рецепт на ту ши шват. На этот раз не из сушенных, а из свежих
или консервированных фруктов.
Пирог из свежих фруктов
Полкило любых фруктов (можно остановиться на одной разновдности или смешать несколько
видов) проварите минут десять в сиропе из стакана воды, стакана сахара и 150
г сливочного маргарина. Остудите. Добавьте 2 взбитых яйца, пол-ложки соды и два
с половиной стакана просеянной муки. Печь в смазанной форме около часа при средней
температуре. Пирог особенно вкусен в холодном виде.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!
***

В Советском Союзе объявилась вакансия на должность местного раввина. Но из трех
кандидатов ни один не подошел: один разбирается в Талмуде, но беспартийный, другой
- с партбилетом, но о Талмуде даже не слышал, третий – и член партии, и знаток
Талмуда, но…еврей!

ВСЕ ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ВЫ НАЙДЕТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ "ВЗГЛЯД В ВЕЧНОСТЬ"
- WWW.GEOCITIES.COM/VZGLAD

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное