Истина под фонарем
Как уже упоминалось в одном из наших прошлых номеров, по мнению хасидов, все
в мире создано, чтоб преподать нам урок. Нам остается только научиться делать
правильные выводы из этих уроков жизни. В самом Талмуде говорится, что мы могли
бы поучиться трудолюбию у муравья, скромности у кошки (всегда тщательно зарывающей
свои экскременты) и т.д. Так иногда мы должны вовремя подмечать объекты подражания,
но иногда нам достаточно не повторять ошибок других. Интересно, а какой урок
мы могли бы извлечь из поведения обычных…мух.
Наверно, каждый из нас наблюдал как назойливая муха, залетая в дом, пытается
выбраться обратно, но вместо того, чтобы спокойно вылететь в распахнутое настежь
окно, начинает в поисках выхода изо всех сил биться о прозрачные стекла…
И, увы, как часто наше собственное, человеческое, поведение мало чем отличается
от психологии мух.
Любой человек стремится к счастью, большинству из нас небезразлична истина, и,
тем не менее, хоть иудаизм и дает шанс каждому найти “выход”, мы продолжаем биться
и биться о “прозрачные стекла”, намеренно игнорируя “распахнутые окна”. Но почему?!
И тут вспоминается старый анекдот про пьяного, долго и упорно ищущего что-то
под фонарем. К нему подходит участливый прохожий и спрашивает, что же тот ищет.
“Да вот, потерял пять рублей!” “Где? Когда?” “Часа два назад в соседнем переулке.”
“Так почему же Вы ищете здесь?!” недоумевает прохожий. “Так здесь светлее!”
И так мы все пытаемся выбрать наиболее легкий, удобный и выгодный жизненный путь
“под фонарем”, забывая порой, что настоящее счастье ждет нас в “соседнем переулке”
- в атмосфере еврейского дома и субботнего покоя…
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА_- БО (ВОЙДИ)
Тора - святая книга евреев. Она разделена на 52 главы (по максимальному числу
суббот в году) и каждую субботу из года в год часть утренней молитвы посвящена
чтению недельной главы Торы. А так как по выражению одного хасидского праведника
вся еврейская жизнь идет в ногу со временем - в ногу со сказанным в недельной
главе, мы решили постепенно ознакомить вас с этим сокровищем нашего народа. Итак,
на этой неделе мы читаем главу “Бо”, в которой идет речь о трех последних египеиских
казнях: нашествии саранчи, тьме и гибели первенцев и о первых заповедях, данных
еврейскому народу, включая заповеди Песах.
.
Обычно при разборе египетских казней сам собой напрашивается вопрос- за что так
пострадали рядовые граждане Египта? Фараон - негодяй, в буквальном смысле слова
купается в крови еврейский младенцев (рекомендованное средство от проказы), министры
- подлецы, поработившие евреев в трудовых лагерях по строительству пирамид (тех
самых “мавзолеев” забальзамированных мумий египетских фараонов, единственное
сохранившееся до наших дней “чудо света”), но простой египетский народ - за что?
А то ведь - то тебе ни попить, ни умыться - вся вода превратилась в кровь, и
единственный выход - купить воду у ненавистных евреев, то - весь дом кишит лягушками,
то не спастись от вшей. То- нашествие диких зверей, то - мор всего домашнего
скота , град, нарывы, саранча, кромешная тьма, и последний удар - гибель первенцев
.
Ну, допустим, все египтяне погрязли в идолопоклонстве, занимаются колдоством
и развратом, покланяются материальным благам вроде Нила и создали культ личности
Фараона. Но ведь и евреи от них не слишком отставали и хоть разврат был им, слава
Б-гу, чужд, во всем остальном евреи считали своим долгом не уступать коренным
жителям Египта. Настолько, что даже после восьми казней по всему Египту, явно
доказавшим “что Я - Б-г”, “что Я - Г-сподь среди земли” и “что нет подобного
Мне”, 80 процентов (!) евреев не желают покинуть процветающую Египетскую державу
с золотым фондом ее культуры (читай-идеологии)! (Участь их была печальной - все
они погибли в девятой казни –Тьме - и лишь оставшаяся горстка евреев-20%- вышла
из рабства).
Приводится следующая прнтча: царский трехмесячный сын заболел отравлением желудка.
Младенец был на грани жизни и смерти. Его организм еще не был достаточно развит
чтобы переварить единственное спасительное лекарство. И тогда консилиум царских
врачей принял решение - заставить принимать это лекарство кормилицу, чтобы в
организм ребенка оно попадало не напрямую, а через ее молоко. И как не противно
было кормилице глотать горькие пилюли, ей было нечего возразить. Не потому, что
речь шла о царском сыне, а потому что и она сама, и все врачи понимали, что и
отравился-то ухоженный царский ребенок только через ее-же молоко…
Так и египтяне на протяжении 210 лет травившие неокрепшую еврейскую нацию ядом
своей извращенной идеологии, испытали на своей шкуре “полный курс лечения” еврейских
душ. Не за то ли страдает сегодня “Матушка-Русь”?
Жемчужины еврейского комментария
“И храните эту работу (в данном контексте-исполнение заповедей праздника Песах).
Будет (время) и скажут ваши дети-что вам эта работа?!” (Шмот 12:25-26)
Комментарий “Кли-Якар” обращает внимание на данные слова Торы: во-первых, как
можно “хранить работу”? Работу можно делать, выполнять, но хранить?! А во-вторых,
разве можно “сказать” (не задать, не спросить, а именно “сказать”) вопрос?
И объясняет. Наступят времена, и откажутся дети от наследия отцов. И встанут
насмешники, и захотят отменить многовековую работу служения Творцу, перестать
исполнять Его заповеди. Вот тогда-то и придется охранять само существование “работы”,
613 заповедей, от посягательств тех, кто не задает наболевший вопрос в надежде
получить ответ, а использует форму риторического вопроса для насмешки, чтобы
этим сказать: я отрицаю смысл всей вашей “работы”!
По выражению праведника нашего времени, раввина Ицхака Зильбера, “Все сказанное
в Торе , касается каждого из нас лично”.Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
Как уже было сказано, еврейская кухня теснейшим образом связана с еврейскими
законами и традициями. И надо сказать, что зачастую именно они становятся «катализаторами»
разнообразия наших кулинарных блюд. Благотворное влияние наших обычаев особенно
наглядно на праздничных столах – медовик (леках), цимес и фаршированная птица
в глазури на Рош-Ашана, ханукальные оладьи (латкес) и пончики (суфганиёт), треугольные
«уши Амана» на Пурим, различные блюда из мацы на Песах и из молочных продуктов
на Шавуот. И это только самые броские примеры широчайшего ассортимента еврейской
праздничной кухни. Ведь наряду с этими популярнейшими традиционными блюдами каждая
хозяйка старается в меру своей фантазии и возможностей удивит своих гостей и
домашних чем-нибудь оригинальным и экзотичным в рамках «кулинарного духа» того
или иного праздника.
На Ту бишват, новый год плодовых деревьев, принято есть сухофрукты и плоды Земли
Израиля (особенно семь плодов, выделенных Торой – пшеница, ячмень, гранат, инжир,
виноград, маслины и финики). Стараются съесть как можно больше видов и желательно
попробовать какой-нибудь фрукт впервые в году, чтобы сказать благословение «что
дал нам дожить, досуществовать, достичь до этого времени». Предлагаем вашему
вниманию следующие рецепты фруктовых пнрогов на ближайший праздник.
Овсяный пирог
Просейте полтора стакана муки с пол-ложкой соли и пакетиком
разрыхлителя. Добавьте пол-стакана сахара, стакан овсянки и минимум стакан смеси
различных орехов и мелко нарезанных сухофруктов. Отдельно смешайте 2 яйца, 1\3
стакана постного масла и 2\3 стакана любого сока (лимонного, яблочного, апельсинового
и т.п.). Добавьте жидкость в смесь сухих продуктов и быстро все перемешайте.
Печь в смазанной форме около часа при средней температуре. Желательно подать
на следующий после приготовления день.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
(телефонный разговор)
-Алло, как дела?
-Спасибо, все - слава Б-гу.
- (озадаченно) Простите, я ошибся номером…
Все это - "Взгляд в вечность"!
www.geocities.com/vzglad