Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Мы и ангелы.
Вот уже приближается наверное самый святой день еврейского календаря – Йом Кипур
(Судный день, точнее – День Искупления). В этот день большинство евреев (среди
них и те, кот в повседневной, будничной жизни достаточно далеки от еврейства)
соблюдают строгий пост. Между тем в самой Торе помимо заповеди поститься 10
тишрея (28 сентября в этом году), в книге Ваикра заповедано, между прочим, поститься
и 9 тишрея. Что? Поститься более двух суток?  Где это видано, где это слыхано?!
Это просто невыносимо!
Совершенно верно. Мудрецы Торы с вами согласны. Дело в том, что предпраздничная
трапеза накануне самого Йом-Кипура «защитывается» нам как дополнительный день
поста! Вот это уже совсем непонятно. Как это еда сама по себе может считаться
постом?
Представьте себе, что у нас нет ни малейшей потребности в пище. Кроме того,
нам не нужно ни пить, ни умываться. Да и супружеская близость нас нисколько
не интересует. Всю свою жизнь мы бы проводили в пламенной молитве. Кем бы мы
были? Правильно, ангелами! Безгрешными, бесплотными, чисто духовными существами.
Но в том то и дело, что мы не ангелы. У каждого из нас –  свои  материальные,
физическиесвои потребности. В душе каждого из нас бушуют свои страсти. У каждого
из нас свои вредные привычки, свои недостатки, свои пороки, в конце концов.
Для того, чтобы выдержать 25 часов поста, нам необходимо хорошенько подготовиться
и значительно подкрепиться.
Да мы не ангелы, мы люди! И тем не менее, мы готовы на целый день стать им подобными.
И даже более того! Мы готовы стать выше их – ведь у нас есть свобода выбора,
у нас есть свои человеческие слабости, над которыми мы способны возвыситься,
и мы сознательно выбираем этот путь возвышения! И именно поэтому нам, людям,
несмотря на свою приземленность, готовым уподобиться ангелам, сам материальный
акт еды защитывается как высшая заслуга, неменьшая, чем сам пост в Йом-Кипур.
И точно так  же искреннее раскаяние и бесповоротное исправление превращают все
промахи прошлого в заслуги!

Недельная глава «Аазину»
Большая часть нашей недельной главы «Аазину» («Выслушайте») посвящена предсмертной
песни Моше рабэйну, в которой он пророчествует о судьбе еврейского народа на
многие века. В ней вся наша история: потеря причинно-следственной связи, отказ
евреев от многовекового наследия предков, изгнание, последующие за всем этим
и, наконец, месть Всевышнего народам, издевавшимся над  нами.
И хотя самый лучший перевод не в силах передать всю силу поэзии и пророчества
Моше-рабэйну на Святом Языке, вы можете хотя бы поверхностно ознакомиться с
ними в любом переводном изданиии Торы. В нашей рубрике «Жемчужины еврейского
комментария» мы еще углубимся в один из аспектовом главы Аазину, а нашу главную
статью в преддверии праздника, мы бы с вашего позволения все-таки хотели бы
посвятить  Йом-Кипуру.
Представьте себе, что раз в год (а то и раз в жизни) у Вас и только у Вас появился
шанс в течении нескольких минут загадать любые самые заветные желания от имени
всего человечества. Ну, хотя бы не всего человечества, а от имени всего еврейского
народа. Что бы Вы попросили? Мира во всем мире? Всеобщего счастья? Слишком расплывчато
и абстрактно. Чтоб каждый работал по возможностям, а получал по потребностям?
Слишком избито. Чтоб.. ну что бы такое придумать? А впрочем, к чему все это?
У еврейского Первосвященника такая вожможность – просить за весь еврейский народ
– реально появлялась каждый год, когда на Йом-Кипур (Судный День или День Искупления)
он имел право (и прямую обязанность) заходить на несколько минут в Святую Святых
Святого Храма. Одной из обязательных просьб любого Первосвященника в этой торжественнейшей
и трогательнейшей ситуации была  молитва… «чтоб Всевышний не прислушивался к
молитвам путников о прекращении дождя».
Да-а. Нет слов…Ох, уж эти евреи! Неужели нельзя было придумать что-нибудь по-эффектней,
по-романтичней, ну хотя-бы по-полезней, что ли?! И это  - обязательная молитва?!
Какая мелочность по сравнению с глобальными проблемами человечества!
Но вспомним, что значил дождь для Страны Израиля, где нет ни Волг, ни Нилов,
ни Тигров, ни Евфратов. Вода – это жизнь, а в Земле Обетованной только дождь
и был ее единственным источником. И вот прочувствуйте ситуацию: весь еврейский
народ слезно молит о живительных дождях. Наконец-то после нескольких месяцев
засухи с неба закрапали первые капли. И тут вдруг какому-то путнику страсть
как не хочется промокнуть, и он не менее слезно начинает молить о временном
(только временном! пока я не доберусь до места!) прекращении дождя, забывая,
что всегда кто-нибудь будет находиться в пути-дороге…
И в самый Святой День в году, в Святая Святых Святого Храма обязательной молитвой
Первосвященника была молитва о том, чтоб эгоистические порывы того или иного
еврея не смогли бы решить судьбу целого народа.
---
В этот трепетный День Искупленья
Народ Свой, молю, не суди
За тех, ищет кто не прощенья,
За тех, кто еще в пути,

За тех, кто еще не понял
Живительной силы дождя,
За тех, кто от собственной боли
Не слышит, как стонет Земля.

У Святая Святых на пороге
Я сегодня молю, не суди
Нас за тех, кто пока в дороге,
У кого еще все впереди!

Жемчужины еврейского комментария
«Польется как дождь учение мое,
закаплет как роса речение мое,
(освежит вас) как дождь с ветром – зелень
и как капли – траву» (Дварим перевод раввина Ицхака Зильбера, «Беседы о Торе»)
Комментарий Ор-Ахайим обращает наше внимание на разные синонимы дождя и травы
в этих строчках. Неверно видеть здесь лишь попытку поэтического разнообразия
Торы, обычно такой скупой на слова. На самом деле в различии тонких оттенков
этих синонимов скрыт глубочайший смысл.
Известный еврейский праведник раби Зюся из Анаполя однажды сказал: “Если Небесный
Суд задаст мне вопрос, почему я не стал Моше-рабэйну, я запросто найду, что
ответить. Но что мне ответить, если меня спросит, почему ты не был настоящим
раби Зюсей?!”
Каждому – свое, и с каждого – свой спрос. Чтобы расти, мягкой траве достаточно
лишь несколько капель росы  - больше она выдержать неспособна. А вот более жесткой
зелени не повредит и дождь с ветром. Но в любом случае, отказ от воды не только
препятствует росту, но и попросту равносилен смертному приговору.
Сравнение живительной силы Торы, ее моральных устоев и подчас необъяснимых предписаний
нередко в нашей традиции. Никто не обвинит нас, почему мы не достигли глубины
ее познания на уровне Моше рабейну. Но у каждого из нас есть свой потенциал.
Положа руку на сердце, у каждого из нас есть, что исправить, чтобы стать хоть
чуточку лучше. И именно за степень реализации этого нашего личного потенциала,
за то были ли мы “настоящие мы”, нам и предстоит дать ответ.
Женский уголок
Забота “аидише маме” давно уже стала притчей во языцах. Еврейская женщина. Мать.
Неповторимый вкус гефилте-фиш и аромат куринного бульона… Но не обидно ли, что
роль еврейской женщине (кстати, согласно еврейским источникам, заведомо сотворенной
более духовной, чем мужчина) в первую очередь ассоциируется у нас с кухонными
запахами и возней с ребятней?
Раввин Исраэль Салантер, основоположник еврейского этического движения Мусар,
любил повторять, что наша духовность есть ни что иное, как забота о материальности
другого. Как правило, мы любим “наставлять овец заблудших на путь истинный”,
при этом ни мало ни заботясь о том, сытный ли был у них завтрак и завтракали
ли они вообще. На самом деле, гораздо большую пользу могли бы принести не наши
пустые увещевания, а искренняя забота о ближнем, наш личный пример человеколюбия
(а заодно и выполнения заповеди “Возлюби ближнего как самого себя”).
Поэтому-то “аидише маме”, на чьи хрупкие плечи ложится нелегкая забота о воспитании
детей, превращения их из плаксивых эгоистичных существ в Настоящих Людей, и
должна в первую очередь быть воплощением полного альтруизма и нежной заботы.
А куриный бульон с рисом или с креплах (пельмени по-еврейски), между прочим,
идеальное блюдо для трапезы накануне поста Йом-Кипур.
Сварите обычный бульон из половины тушки небольшой курицы с добавлением лука,
моркови, кореньев, зелени, соли и мясных костей по вашем собственному вкусу
и усмотрению. Перемелите куринное мясо с яйцом, маленькой жаренной луковицей
и перцем. Положите по чайной ложечки фарша на квадратики теста из стакана муки,
яйца, соли и четверти стакана воды. (Длина стороны каждого квадратика – 5-7см).
Сложите квадратики пополам (в виде треугольников) и хорошенько залепите углы
и края. Опустите креплах в кипящий бульон, подождите пока они всплывут и поварите
еще минут 15. Приятного аппетита!
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
В кабинете директора:
- Говорят, вы ходите в синагогу, и молитесь, чтоб вам прибавили зар-
плату?
- А что, нельзя?
-В принципе можно. Но я не люблю, когда через мою голову обращаются в
вышестоящие инстанции!

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное