Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность шабат шалом и шана това


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Прежде всего, мы просим прощение у наших дорогих подписчиков за то, что из-за
болезни автора рассылки на прошлой неделе «Взгляд в вечность» не выпускался.
Надеемся, что специальный предновогодний выпуск хотя бы частично искупит эту
вину.

Голова на плечах.
Итак, вот уже в следующий вторник (точнее в понедельник вечером) мы отмечаем
наш новый, еврейский,  5762 год. Хотя, признаемся честно, переводить Рош-ашана
как «новый год» не слишком компетентно. Рош-ашана это не просто новый года,
а дословно – «Голова года». И поверьте, совсем недаром говорится в народе (хоть
и не в еврейском), что «дурной голове – ногам покоя нет». Точно так же и Неподкупный
Суд, совершаемый над каждым из нас и над всем человечеством на протяжении двух
дней «Головы года», выносит нам приговор на весь последующий год. И хотя «раскаянье,
молитва и благотворительность» в любой момент способны «отменить суровость приговора»,
исправить испорченное намного тяжелее, чем пользоваться заведомо исправным.
Но что мы все о грустном, да о грустном? Не пора ли хоть немного улыбнуться?
Достаточно вспомнить одного израильского политика, который, ничего не понимая
в медицине, в свое время получил заветный пост министра здравоохранения. (Ну
что ж, по крайней мере, он не отличался славой маркиза де Сад, занимавшего в
свое время подобный пост во Франции). Говорят, что на недоуменные вопросы прессы,
он, немало не смущаясь, отвечал: «А что? Я, к примеру, хорошо разбираюсь в функиях
органов тела. Вот голова – важнейший орган. Головой ведь я ем!»
К сожалению, часто мы все забываем о настоящем смысле еврейских праздников вцелом
и Рош-ашана (Головы года) в частности и наивно полагаем, что обмакнув яблочко
в мед, отведав гефилте-фиш и сладкий цимес, и на закуску – кусочек таящего во
рту медовика, мы уже тем самым заслуживаем Сладкого Нового Года. А как же иначе?
Ведь «головой мы едим»? Ну а как же все-таки достойно справить праздники по-еврейски?
Вот об этом – в нашей следующей статье.

День, наполненный добром.
Русский корень «праздно», подчеркивающий пустоту и безделье, вряд ли подходит
для описания возвышенной атмосферы еврейских праздников, названных в Торе общим
названием «йом-тов» – «хороший день», «день, наполненный добром». Для нас праздник
– не просто лишний повод расслабиться. Уже в самих определениях видна огромная
разница между «общепринятым» и еврейским подходами к своим особым датам. И не
случайно вместо внешней суетности выпивки,  закуски и остальных похожих времяпровождений,
к сожалению, ставшей неизменным уделом таких «общепринятых» празднеств, иудаизм
подчеркивает глубокий внутренний смысл, наполняющий праздники по-еврейски.
Нет-нет. Речь ни в коем случае не идет об отказе от закуски  или от каких-либо
других радостей жизни. Скорее наоборот. За исключением святейшего Йом-Кипура,
в свои праздники евреи ничуть не обделены всяческими наслаждениями. Так, например,
существует особая заповедь встретить праздники нарядными одеждами и вкусным,
сытным обедом.
Но вся разница в том, что все эти материальные наслаждения являются не целью,
а всего лишь средством достижения той особой праздничной гармонии (гармонии
с Творцом, с окружающим нас миром и с самим собой), а также духовного единства
еврейского народа, превращающих ту или иную дату в «день, наполненный добром».
Как ни печально отдать себе в этом отчет, но человек склонен быстро пресыщаться
как аппетитнейшими лакомствами, так и любыми другими плотскими наслаждениями.
Единственные возможности продлить эти удовольствия – либо «увеличить дозу» (Виленский
Гаон сравнивал этот феномен с эффектом соленой воды: пока мы ее пьем, она как
будто утоляет жажду, но буквально через пару минут она возбуждает в нас жажду
с новой силой), либо постоянно сменять объекты  удовольствия. Человеку, изо
дня в день питающемуся ананасами с рябчиками, даже щи да каша покажутся деликатесами.
И так во всех областях жизни.
Но неужели нет никакого другого способа достичь стабильного удовольствия, не
прибегая при этом ни к «методу наркомана», ни к метаниями в донжуановском стиле?
Сказать по правде – есть. И именно он подсказан Торой. Наглядным примером могут
служить все те же еврейские праздники. Да, все наслаждения материального мира
конечны  и рано или поздно наступает момент пресыщения. Но только когда они
лишены всякого внутреннего смысла! Наполняя же все эти, пусть самые оматериализованные,
радости неповторимым глубоким значением, соединяя самые «низменые» удовольствия
 с наслаждением духовным, мы в состоянии почувствовать настоящее прочное счастье.
И пусть обилее вкусных и сытных блюд новогоднего еврейского стола не заслонят
собой неповторимый шанс подытожить наши поступки хотя бы за последний год, подумать,
что нам необходимо, чтобы наша будущая жизнь стала счастливей и слаще, и мы
искренне желаем всем нашим читателям добиться этого счастья!


Жемчужины еврейского комментария
«Скрытые (грехи человека - удел) Всевышнего, а явные – навечно нам и нашим потомкам,
исполнять слова этого Учения» так утверждает наша недельная глава «Ницавим»
(«Предстоите»). Гений еврейского комментария Раши видет в нем ответ на острейший
и наболевший вопрос: все хорошо в своем контексте. «Один за всех и все за одного»
- приятный лозунг, но только не тогда, когда речь идет о коллективной ответственности.
Да, все евреи братья, но как я могу отвечать за проступки другого еврея? В случае
скрытых грехов наших братьев, успокаивает Раши, нам вовсе нечего беспокоиться.
Это «сугубо-личные» отношения самого человека и Всевышнего. Один лишь Б-г знает
об этих проступках, и одного лишь виновника он рано или поздно подвергнет наказанию.
Не нам об этом беспокоиться. За них мы не в ответе.
Другое дело, когда речь идет об открытых преступлениях против законов Торы.
В этом случае у нас ведь есть возможность вмешаться, объяснить, предупредить
об опасности, которой угрожают подобные поступки самому человеку и всему обществу,
исправить последствия этого явного проступка, наконец. И вот только в том случае
мы все равно остаемся равнодушны к явным прегрешениям наших братьев, мы как
будто становимся его немыми соучастниками, и тем самым заслуживаем и свою часть
наказания.
Упомянув же о коллективной ответственности евреев, уместно не пройти мимо и
следующей притчи величайшего каббалиста раби Шимона бар Йохая. Несколько человек
отправились в морское путешествие. Каждый заранее заплатил за свою каюту. Вдруг
корабль дал течь. Оказалось, что один из несовсем психически-трезвых пассажиров
упорно сверлил дно у себя в каюте. Когда же остальные пассажиры попытались остановить
своего товарища, то его ссылки на то, что это его «личная, честно оплаченная
каюта, и не у кого нет права вмешиваться» мало чем помогло.
Не благодаря ли своей уникальной сплоченности еврейский народ выжил в веках,
пережив все мировые цивилизации? Так давайте же помнить: все мы «в одной лодке»!


Женский уголок

Мед и сладкие блюда  - конечно, не единственные компоненты новогоднего еврейского
стола. Кроме ваших любимых блюд было бы не плохо подать на стол и рыбу, чтобы
мы, евреи, «плодились и размножались как рыбы» (причем лучше всего именно голову
рыбы, «чтобы быть в голове, а не в хвосте»), и гранаты. Дай Б-г, чтобы наши
заслуги были также многочислены как зернышки этого фрукта. Если деньги вам не
помешают, и вы не испытываете особой неприязни к моркови, то можете украсить
стол ее кружочками, напоминающими золотые монеты. Можно конечно подать эту морковь
в сыром виде, заправить каким-нибудь прозрачным соусом, но можно сварить и цимес.

Для этого нарежьте пол-кило моркови на тонкие кружочки. Растопите 2 столовые
ложки маргарина и протушите в нем морковь около пяти минут. Добавьте 3\4 стакана
воды, столовую ложку лимонного или апельсинового сока и 1\4 стакана меда и прокипятите.
А теперь добавьте стакан нарезанных сухофруктов (я делаю смесь из равного количества
изюма, чернослива и кураги) и тушить на самом маленьком огне 2 часа под крышкой,
переодически проверяя наличие жидкости. Снимите крышку и проварите еще 15 минут.
Шана това!

Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Перед новым учебным годом сын-еврей жалуется матери: все, в этом году не пойду
больше в школу!
- Но, почему же, сыночек?
- Да ну ее! Опять учителя начнут ко мне приставать, да еще как всегда Рабинович
будет подножки ставить, а Абрамович – из рогатки стрелять. Надоело! Не пойду!
-      Ну, ну, успокойся. Ты же сам прекрасно знаешь, что ты должен идти! Во-первых,
тебе уже сорок лет, а во-вторых, ты же все-таки директор школы!

Наш сайт: www.geocities.com/vzglad

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное