Сегодня, накануне начала учебного года, я хотел бы
поделиться с Вами некоторыми мыслями о необходимости обучения в вопросе
возрастания в вере. В предыдущем письме мы говорили об исповедании нашей
веры. Иисус призвал нас говорить слова веры против тех проблем, которые
дьявол навязывает нам. Но не редко мы начинаем смущаться и разочаровываться
из-за того, что наши слова и наши молитвы не приносят быстрых результатов.
Иисус однажды сравнил веру с горчичным семенем:
Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно
горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она
послушалась бы вас. (От Луки 17:6)
Создаётся впечатление, что достаточно иметь совсем
чуть-чуть веры, то есть веры с горчичное зерно, чтобы слова, сказанные к
смоковнице, стали физической реальностью. Но на практике часто так не
получается. Да и опыт Апостолов, описанный в Евангелиях, тоже показывает,
что маленькая вера не приносит больших результатов. О чём же тогда говорил
Иисус? Он говорил о принципе семени. Суть этого принципа в том, что любое
семя растёт и развивается при определённых условиях. То есть если мы
позволим нашей вере расти, создав ей определённые условия, то она сможет
стать большой и сильной, способной решать многие серьёзные проблемы.
И этот рост подразумевает обучение. Потому что вера не
растёт сама собой. Она не растёт за счет наших добрых дел. Хотя добрые дела,
которые мы делаем во имя Иисуса Христа, развивают нашу веру, но начинается
рост и развитие нашей веры не с дел, а со Слова Божьего:
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(К Римлянам 10:17)
Вера приходит, возрастает и укрепляется через слышание
или принятие сердцем Слова Божьего. В этом и есть суть обучения.
Не так уж многие люди понимают суть обучения в любой
сфере жизни. Начиная со школы, мы начинаем думать, что обучение состоит в
том, что мы набираемся определённых знаний, пишем контрольные работы, сдаём
экзамены, и потом нас считают обученными тем или иным предметам. Но ведь не
один экзамен не может показать и выявить, насколько хорошо мы будем
применять эти знания в жизни.
Настоящее обучение состоит в том, что я учусь, я
слушаю, размышляю, снова слушаю, изучаю до тех пор, пока я не стану
практиковать это в своей повседневной жизни, пока это не станет частью моей
жизни. Люди, являющиеся профессионалами в той или иной сфере деятельности,
это прекрасно понимают. Они не удовлетворяются тем, что имеют некоторые
поверхностные знания по поводу своей профессиональной деятельности. Они
продолжают слушать, размышлять, изучать и практиковать полученные знания,
чтобы делать свою работу лучше. И даже когда они достигают определённого
уровня профессионализма, они продолжают своё обучение, чтобы развивать свои
навыки ещё больше. То есть процесс обучения никогда не прекращается.
Как это относится к нам, верующим? Нам нужно постоянно
продолжать наше обучение подобным образом. Было время, когда я очень
радовался тому, что по моей молитве, по моей вере, произошло одно небольшое
чудо. Но в других случаях, сталкиваясь с различными проблемами, я падал и
разочаровывался, потому что моя вера была слаба и не способна справиться с
этим. И какое-то время, я просто не понимал, каким образом, я могу
возрастать в вере. Мне казалось, что вера – это какое-то особое состояние
сердца, которое приходит и уходит, и от меня это не зависит. Моя вера была
похожа на дикорастущее растение, о котором никто не заботился. Понимаете,
если я в своём саду сажаю семя, чтобы из него выросло большое дерево, то мне
нужно целенаправленно ухаживать за ним, соблюдая определённые правила и
инструкции. Наше обучение должно быть подобно этому ухаживанию за деревом
или за какой-нибудь другой культурой.
Мы часто относимся к вере, как чему-то абстрактному.
Как недавно один брат во Христе сказал мне, что, мол, вера не может быть
реализована через какие-нибудь правила. Как я уже говорил, я раньше я тоже
так думал. Да, вера может проявляться у разных людей по-разному. Но она
вполне может быть реализована через определённые правила и дисциплину,
потому что она развивается и действует по определённым законам, описанными в
Библии. Так же как наша молитвенная жизнь может проявляться через
определённые молитвенные правила (молитва перед едой, молитва перед сном,
утренняя молитва и т.д.), также и вера может проявляться и созидаться через
определённые правила (чтение Библии, христианской литературы, слушание
проповедей, постоянное исповедание определённых истин и обетований из
Писания).
Пока мы думаем о вере, как о чём-то спонтанном,
неорганизованном и абстрактном, она не будет в нас стабильно расти и
развиваться. Поэтому, если мы действительно хотим, чтобы наша вера
развивалась, нам нужно начать видеть себя "вечными студентами" в школе веры.
И мы не можем остановиться в этом обучении, мы не можем сказать, что всего
достигли и имеем самую большую веру. Мы не можем уйти на летние каникулы в
этом обучении. Когда мы начнём так поступать, наша вера начнёт разрушаться.
Потому что пока мы живём на этой земле, мы постоянно будем сталкиваться
окружающей нас тьмой и неверием.
Именно об этом и учил Иисус, когда говорил:
Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут,
то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. (От Иоанна 15:7)
Его слова могут пребывать в нас, только в том случае,
если мы постоянно питаемся ими, если мы изучаем его слово и размышляем о нём
день и ночь. Об этом же Бог говорил Иисусу Навину, когда ему предстояло
стать вождём Израильского народа:
Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но
поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней
написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать
благоразумно. (Иисус Навин 1:8)
Иисусу Навину нужна была сильная вера, чтобы одерживать
победы над всеми врагами. И Бог сказал ему, что, прежде всего, ему нужно
поучаться, изучать Книгу Закона, Слово Божье день и ночь. Его вера, его
успех зависели не от его способности вести войну, а от того, сколько Божьего
Слова будет в пребывать в его сердце.
Откровение Слова Божьего, в отличии от законов
математики или физики, должно быть всегда в нас живым и свежим, потому что
оно говорит не о том, что можно доказать полагаясь на плоть и логику, а о
том, что можно видеть только духовно. Когда же мы постоянно продолжаем
пребывать в Слове Божьем, когда мы постоянно обучаем свой разум и питаем
свой дух Словом, тогда законы веры, законы Духа, Сам Бог становятся для нас
такими же реальными, как и законы физики, тогда для нас любая гора, любая
проблема станет маленькой и незначительной, и верой мы сможем победить её,
воздавая всю славу нашему Господу.