Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сохранить верность Богу в последние времена -*Церковь Христова и грядущий антихрист* окончание 30 Янв05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Окончание книги - Церковь Христова и грядущий антихрист (Христианин в современном
мире)

Знамение времени.

"Лицемеры! различать лице неба вы умеете,

а знамений времени не можете" (Мф. 16:3).

Каждое время, каждая эпоха в жизни человечества имеет свою отличительную черту,
которая типична для нее в особенности, преимущественно перед всеми другими эпохами.

Наблюдая за происходящим в нынешнем столетии событиями, мы не можем не придти
к убеждению, что самой характерной чертой переживаемого нами времени является
потеря страха Божия, а в тесной связи с этим - утрата большинством современных
людей голоса Божия в душе человека, или совести.

Современная эпоха, более чем какая-либо в прошлом - мы имеем в виду главным образом,
конечно, христианский период истории человечества - может быть названа безбожной
и бессовестной. А уж вполне естественным следствием этого является столь распространенная
теперь беспринципность, равнодушие к добру и злу, аморальность, оппортунизм,
погоня за материальными благами с полным пренебрежением к благам духовным, бесстыдный,
почти открытый разврат и все растущая преступность, с которой все труднее бороться
органам власти.

И все это - совершенно вопреки радужным прогнозам и восторженным "предсказаниям,"
которые мы так часто слышали в начале этого столетия, что ХХ век будет веком
необычайного расцвета и всестороннего прогресса человечества, когда не будет
ни войн ни междоусобий, а наступит общая счастливая и радостная для всех жизнь,
всеобщее благополучие и благоденствие, чуть ли не рай на земле.

Теперь мы хорошо видим, чего стоили все эти радужные "предсказания" и до какого
"прогресса" и "рая на земле" пришлось нам дожить!

Прогресс в технике и разных научных открытиях и изобретениях, конечно, есть,
но ведь все эти аэропланы, радио, телевидение, а наряду с этим - атомные и водородные
бомбы и т. п. - "прелести" и "достижения" нашего века, - разве это то, что может
дать небывалое благоденствие," "благополучие" и "счастье" людям?

А вместо обещанного "мира всего мира" и прекращения войн и междоусобий, - действительно
еще небывалые в истории человечества две страшные мировые войны, кровавые революционные
междоусобицы, поглотившие миллионы жертв и нависшая сейчас угроза еще более страшной
третьей мировой войны, как уже вперед ее называют, "атомной"!

Все это - следствие все более и более прогрессирующего греха.

Обыкновенно нам возражают: люди, мол, всегда грешили и грешат, и ничего особенно
нового в том, что сейчас происходит, нет. Да! грех всегда, в какой-то мере, был
и есть свойствен людям, унаследовавшим от прародителей поврежденную грехом природу,
а потому "несть человека, аще жив будет, и не согрешит," и только един Бог без
греха.

Но грех греху - рознь. Прежде грешили, большей частью, тайно - так, чтобы никто
не знал, - ибо всякий грех навлекал на себя всеобщее осуждение, - а согрешив,
очень часто потом искренно, всей душой каялись и исправлялись, коренным образом
изменяя свою жизнь и настроение к лучшему. Покаяние, конечно, искреннее и глубокое,
способно изглаждать все грехи и исцелять губительные последствия их, возрождая
человека к новой жизни. Мы имеем множество примеров, когда великие грешники становились
великими праведниками,
святыми.

Не то теперь! Греха теперь почти никто не стыдится и никто не осуждает, лукаво
пользуясь при этом иногда даже изречением Христовым: "Не судите, да не судимы
будете" (Мф. 7:1), как будто грех и сам по себе не заслуживает осуждения. И грешат
явно - нагло и бесстыдно, нисколько не думая о покаянии, а даже наоборот - всячески
оправдывая себя и цинично присваивая себе как бы право на грех. Самое понятие
о грехе среди современных людей, за малыми исключениями, вытравлено из сознания:
грех стал чем-то обычным и не
подлежащим более осуждению общества, ни даже голосу совести.

Уверяющим же нас, что ничего особенного, ничего нового в наши дни нет, ответим
вопросами: Когда же это прежде, да еще в эпоху христианской эры, существовало
огромное могущественное государство, раскинувшее свои пределы на шестую часть
света, верховоды которого руководились бы в своей деятельности богоборческой
идеологией и одной из главных целей своей работы ставили бы насаждение всюду
атеизма, или безбожия?

Где и когда представители государственной власти провозглашали "противобожественный
фронт" и вербовали членов в "Союз воинствующих безбожников"?

Где и в каком еще веке после окончательной победы христианства над мракобесием
язычества возникало такое неистовое, лютое гонение на истинную веру и Церковь
Христову, царил такой ужасающий террор и проливалась невинная кровь миллионов
людей?

Все это - хваленые "достижения" "прогрессивного" ХХ века!

Где и когда в христианских странах допускался такой бесстыдный, почти открытый
разврат, такая почти полная обнаженность всего, что связано с плотским грехом,
и распущенность нравов?

Где и когда в прошлом государственные власти легализовали массовое убийство не
родившихся детей, единственно по прихоти их развращенных родителей, не желающих
нормально, по закону естества, рождать, выращивать и воспитывать зачатых ими
детей и нести таким образом всю законную ответственность за их зачатие?

Где и когда в христианском человечестве признавались за нравственно извращенными,
морально искалеченными людьми-уродами права на содомский грех - тот грех, за
который Сам Бог так строго покарал древние города Содом и Гоморру, послав на
них огненно-серный дождь, чтобы огнем выжечь эту гнусную нечистоту, этот мерзкий
противоестественный грех?

Где и когда видано в прошлом, чтобы люди не только не стыдились этих плотских
грехов, но и выносили их буквально на улицу, бесстыдно афишируя самих себя и
даже агитируя среди других?

И это все - "прогресс" хваленого ХХ века!

Но самое ужасное то, что это моральное разложение вошло уже и в религиозную жизнь
людей. В религиях Запада, давно отпавших от истинной веры и Церкви, это даже
не так удивительно, хотя не может не привлечь нашего особого внимания, что это
моральное разложение особенно быстрым темпом пошло именно в наше время. Монолит
римского католицизма двумя последними папами и 2-м Ватиканским собором расшатан
до основания, а протестанты дошли уже до отрицания многих основных догматов христианской
веры и готовы совсем слиться
с миром сим, во зле лежащим, в котором "все - похоть плоти, похоть очей, гордость
житейская" (1 Иоан. 2:16).

Действительно, ужасно для нас и самое страшное для всех истинно верующих это
то, что враги вошли уже внутрь самой нашей Православной Церкви и пытаются, притом
не вполне без успеха, взорвать ее изнутри. Конечно, мы верим, что по обетованию
Самого Христа-Спасителя: "Врата адовы не одолеют ее" (Мф. 16:18), и она пребудет
до скончания века (Мф. 28:20), но для скольких слабых душ угрожает смертельная
опасность потерять веру и погибнуть навеки! Недаром же Христос-Спаситель назвал
Своих истинных последователей "малым
стадом" (Лк. 12:32), сказав притом, что когда он снова придет на землю, едва
ли "найдет веру на земле?" (Лк. 18:8).

В Православной Церкви, как это стало особенно ясно в последние годы, с начала
этого ХХ века наблюдается стремление к реформации в чисто протестантском духе,
с единственной, в сущности, целью, узаконить беззакония. Слишком соблазнительной
показалась все более и более входящая в моду под влиянием расцерковления общества
свобода и распущенность нравов.

И вот под хитро-лукавым предлогом "возвращения Церкви к апостольским временам"
явилось стремление не только отбросить как уже "отжившую," "не отвечающую духу
времени," всю церковную дисциплину, богомудро выработанную столпами нашей Церкви
- святыми отцами - в течение ряда веков, но и многое переделать в угоду лености
и понизившейся нравственной жизни, - договорились даже до якобы необходимости
перередактировать текст Священного Писания в согласии с своими извращенными вкусами
- в поблажку своим страстям.

Попытки эти начаты уже давно и вылились, наконец, в создание так называемой "живой
церкви," а затем - "обновленчества" у нас в России в годы всеобщей разрухи во
время революции. Но тогда еще крепкий духом верующий русский народ решительно
отверг "живцов" и "обновленцев," и вся эта губительная для душ затея скандально
провалилась, несмотря на мощную поддержку заинтересованной в развале Церкви безбожной
советской власти.

На смену "живцам" и "обновленцам" явилось "сергианство," не столь явно порывавшее
в начале с истинным Православием, но сразу же открыто поставившее себя в услужение
богоборческой власти. Постепенно же и оно (да и не могло быть иначе при таком
тесном сближении с богоборцами!) оформилось как отступление от истинного Православия
чрез слияние своей идеологии с идеологией мира сего, во зле лежащего, и признание
за атеизмом права на существование.

Об этом красноречиво свидетельствуют публичные заявления и высказывания его "верховодов"
и самый факт вступления их в "Всемирный Совет Церквей."

Это движение вскоре распространилось и в других Церквах Православного Востока,
начиная с Константинопольской Патриархии, официально признавшей в 1923 году "живую
церковь" в России законной церковью.

В 1923 году Константинопольским патриархом Мелетием IV был созван "Всеправославный
конгресс," на котором были предложены следующие "реформы" в отмену существующих
канонических правил и установлений Православной Церкви:

   1. Женатый епископат;

   2. Второбрачие священнослужителей;

   3. Новый календарь;

   4. Сокращение богослужения;

   5. Упразднение постов и монашества;

   6. Упрощение одежды духовенства, то есть разрешение духовенству ношения светской
одежды и светского образа жизни.

Тогда эти "реформы" вызвали много протестов и возражений, в том числе и со стороны
других восточных патриархов, заявивших, что для проведения таких "реформ" необходим
Вселенский Собор, который один только является единственной авторитетной высшей
властью в Церкви.

В преддверии Антихриста.

"Знаешь признаки антихристовы:

не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро"

(Св. Кирилл Иерусалимский).

Приближается великий и радостный праздник Рождества Христова. Многие русские
люди и вообще православные, живущие заграницей, давно уже ратуют за то, чтобы
ввести у нас новый календарь и, таким образом, праздновать этот праздник вместе
с американцами и со всеми инославными, пользующимися в своей церковной жизни
новым стилем, не отделяться от них.

Но они точно не знают, или, вернее, не хотят знать, что у современных людей Запада
уже нет Рождества Христова, за малыми отдельными исключениями... Произошла подмена
Рождества Христова каким-то "сезонным праздником," в котором даже нет упоминаний
о Христе-Спасителе, а главным действующим лицом является бравый румяный старик
с седой бородой, бойко раздающий детям подарки, фигуры и изображения которого
можно видеть повсюду в эти дни "сезонного праздника" во всевозможных видах и
позах. Великие дни подготовки к
величайшему событию явления в мир воплотившегося Сына Божия обращены теперь в
дни самого интенсивного шумного "бизнеса" - бойкой торговли, когда предприимчивыми
людьми наживаются миллионы. А о Христе-Спасителе тут уже и не думают! Святейшее
Имя Его и не вспоминается!

Как это получилось?

Это, конечно, громадное "достижение" слуг грядущего Антихриста, который как раз
и будет стремиться заменить людям Христа-Спасителя, подменить Его собою.

Мы весьма далеки от дерзкой мысли предсказывать точные сроки появления Антихриста,
ибо слово Божие, устами Самого Господа Иисуса Христа, ясно свидетельствует, что
этого никто из людей знать не может. "О дне же том и часе никто не знает, ни
Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф. 24:36). - так сказал Господь, имея
в виду Свое Второе Пришествие и кончину мира сего, перед чем и должен явиться
Антихрист.

Но одновременно Господь указал и множество признаков близости Своего Второго
Пришествия и кончины мира, причем закончил это следующим увещанием: "От смоковницы
возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете,
что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко при дверях"
(Мф. 24: 32-33).

Равным образом, и в апостольских посланиях мы имеем множество указаний на то,
какими признаками будет характеризоваться эпоха появления Антихриста и каков
будет сам Антихрист (см., например, 2 Петра главы 2 и 3; 1 Иоан. гл. 2 и 4; 2
Тим. 3:1-14; и особенно 1 Сол. 4:16-18; 5:1-11; и 2 Сол. 2-я гл).

А великий отец Церкви св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский, в своих замечательных
по важности и глубине содержания Огласительных поучениях прямо и решительно увещевает
христиан: "Знаешь признаки Антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай
щедро" (Поучение 15-е).

Вот на основании всего вышесказанного мы и имеем не только право, но и священную
обязанность находить в происходящих ныне в мире событиях исполнение всего того,
что предречено Словом Божиим и Святыми Отцами Церкви об Антихристе и последних
временах и братски предостерегать всех верующих от неразумной беспечности и легкомысленного
равнодушия к явным "знамениям времени."

А этих все более и более умножающихся, поистине жутких "знамений времени" накопилось
уже столько, что даже недавно еще осуждавшие нас за то, что мы слишком много
пишем об Антихристе, начинают прозревать и признавать, что мы были правы, начав
бить тревогу, когда большинство пребывало в каком-то безразличном прекраснодушии,
словно не замечая, куда современный мир идет.

Разве было когда-нибудь в прошлом такое время, к которому так подходила бы данная
св. Апостолом Павлом характеристика "последних дней"?

"В последние дни" - обращаем внимание на то, что св. Апостол подчеркивает это,
как отличительную черту именно, последних дней, - "наступят времена тяжкие. Ибо
люди будут самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны,
нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не
любящие добра, предатели, наглы, напыщенны; более сластолюбивы, нежели Боголюбивы,
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3:1-5).

Особенно гордость и самолюбие господствуют сейчас в мире, как никогда прежде,
а это ведь и есть, по учению св. отцев-подвижников, корень и начало всех прочих
страстей, всего того, что перечисляет св. Апостол ниже.

Все вышеперечисленные явления и черты были типичны для нашей русской жизни перед
революцией, почему они и привели к торжеству большевизма, окончательно разнуздавшего
все эти страсти, залившего кровью всю русскую землю и причинившего неописуемые,
неслыханные страдания всему русскому народу.

К великому для нас несчастью, многие из этих пагубных черт, несмотря на перенесенные
нами страдания и лишения, не изжиты и до настоящего времени. В этом главная причина
всех наших внутренних нестроений и разделений, всех распрей, ссор и взаимной
вражды, вместо естественного, казалось бы для нас, братского единодушия и христианской
любви и взаимопомощи. Гордость и самолюбие заедают! Всем хочется властвовать,
но никто не хочет смиренно подчиняться.

Такую же печальную картину наблюдаем мы на Западе, где иссякают окончательно
последние остатки христианства, где самолюбие, сребролюбие, гордость и надменность
цинично поднимают голову, где так же, как и в России перед революцией, теряется
всякое уважение и послушание к родителям и старшим, где распутство, предательство
и наглость доходят уже до крайних пределов, нечестие явно преобладает, а благочестие
только наружное, притворное, лицемерное, лишенное силы.

Вот какова откровенная картина современной жизни, что одно уже наводит на мысль
о наступлении "последних дней"!

А вот еще весьма характерная черта нашего времени:

"Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди
и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь" (2 Тим.
3:12-13).

Такого гонения на желающих жить подлинно благочестивой жизнью во Иисусе Христе
да и на самое христианство действительно еще никогда не было, кроме эпохи первых
трех веков христианства, но ведь тогда христианство было чем-то совершенно новым
и еще неизвестным для погруженного во тьму язычества человечества, а теперь гонят
христианство прекрасно знающие его отступники, сознательные слуги грядущего Антихриста.
Можно не обинуясь сказать, что сейчас благоденствуют в мире только "злые люди"
и "обманщики," захватившие
в свои руки все - вплоть до государственной власти - и распоряжающиеся поэтому,
по своему личному эгоистическому усмотрению, всеми благами земли. Честные люди
страдают, а мошенники и проходимцы благоденствуют. И это - весьма характерная
черта наступления пред антихристовой эпохи.

Но особенно характерно для нашего времени "действо льсти," о котором пишет св.
Апостол Павел в своем послании к Солунянам, когда люди "будут верить лжи" (2
Сол. 2:11). Истина и ложь в наше время так смешались, так переплетены друг с
другом, что даже самому, разумному и честному человеку иной раз бывает трудно,
почти невозможно разобрать, где же истина, а где ложь. Ложь так цинично и нагло
выдает себя за истину, что многие поддаются этому обольщению, отходя от истины
и следуя за ложью, порою самой губительной.
И разоблачить эту ложь, искусно пользующуюся для своего утверждения всеми средствами
мира сего, находящегося в ее полном распоряжении, вплоть до огромных денежных
средств и государственной власти, бывает весьма нелегко.

И это особенно потому, что, как предупреждал Апостол, и что мы уже видим исполняющимся,
"будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям
будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят
слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4:3-4).

Сколько развелось сейчас всяких самозваных учителей, действительно "льстящих
слуху," сколько всевозможных сект, политических партий самых разнообразных толков
и направлений! Можно буквально голову потерять тем, у кого нет твердых принципиальных
устоев в истинно христианском мировоззрении, кто готов колебаться и увлекаться
"всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,"
по выражению св. Апостола (Ефес. 4:14)! Как легко заблудиться в дебрях всех этих
всевозможных хитросплетений
лжи и сбиться совершенно с правого пути истинно христианской жизни!

А все эти сеятели лжи - сознательные или бессознательные слуги грядущего Антихриста,
которые за деньги или просто по глупости усердно служат ему, подготовляя его
временное торжество на земле, уже теперь на наших глазах, становящейся его вотчиной.
Они-то больше всего и нападают на нас всеми доступными им способами, злобствуя
на то, что мы разоблачаем их и их господина, которому они так верно служат, и
предостерегаем всех истинно верующих от их козней.

"Поэтому наблюдай за собой, человек," - так поучает нас великий отец Церкви св.
Кирилл, архиепископ Иерусалимский - "и охраняй душу свою. Церковь свидетельствует
тебе пред Богом живым, и предварительно сказывает об Антихристе до его пришествия.
При тебе ли оно будет, не знаем; или после тебя, также не знаем. Но для тебя
хорошо знать это и предостерегаться" (Поучение 15-е).

Из многочисленных святоотеческих предсказаний еще первых веков христианства мы
знаем, что большинство христиан последнего времени, угасших духом, беспечных
и теплохладных, не узнают Антихриста, когда он придет, и охотно поклонятся ему,
как своему духовному вождю, господину и повелителю. А он вначале лицемерно проявит
себя, как величайший ревнитель и покровитель всякого добра и даже христианства,
но только без Христа и для многих, ревнующих о каноническом строе Церкви и о
церковной дисциплине, особенно о послушании
и подчинении церковным властям, явится строгим канонистом, сурово карающим всех,
кто не захочет ему повиноваться и его почитать, опираясь на букву церковных канонов.

Вот причина, почему мы, следуя вышеприведенному нами наставлению св. Кирилла,
так часто возвращаемся к этой теме об Антихристе - в наши дни самой актуальной.

Ведь перед всеми нами, быть может, очень скоро встанет решительный вопрос: с
кем мы: со Христом или с Антихристом? И очень-очень многие тогда поползнутся,
соблазнятся и пойдут за Антихристом, прельщая самих себя и увлекая за собой других.

Вот чего надо бояться и от чего да сохранит нас Всемилостивый Господь!

А это очень легко и незаметно может случиться, если мы будем беспечно и легкомысленно
относиться ко всему, что происходит ныне в мире, и будем убаюкивать себя и других,
что ничего особенного нет, а все идет нормальным путем и вполне благополучно.

Вот почему сейчас нам особенно необходимо помнить наставление-утешение нашего
Господа и Спасителя о постоянном духовном бодрствовании:

"Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение"(Мф. 26:41)!

"Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий"
(Мф. 25:13).

"А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте!" (Мк. 13:37).

Придет ли Антихрист и когда?

Придет ли Антихрист? Многие в настоящее время в этом сомневаются, не хотят и
слышать об этом. Среди таковых, как это ни странно, имеются даже духовные лица,
в своем мировоззрении и практической жизни ставшие на путь либерализма и модернизма.
Тем хуже для них. Хотят они этого или не хотят, но Антихрист все равно рано или
поздно придет, как об этом совершенно ясно учит Церковь, и горе им, если они
не узнают его, а поклонятся ему. От этого предостерегает Сам Господь Иисус Христос,
сказавший иудеям: "Я пришел во
имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примите"
(Иоан. 5:43). Под этим "Иным" Церковь всегда понимала Антихриста, уча, что "Антихрист"
- значит не только "противник Христов," но и "вместо-Христос" (предлог "анти"
по-гречески значит и "против" и "вместо").

Учение об Антихристе, как об одном определенном лице, человеке, мы находим во
множестве мест Священного Писания. И древняя вселенская Церковь устами многих
великих Отцов и учителей исповедовала учение об Антихристе как о единоличном
человеке, и это учение в то время было столь твердо и несомненно всеми признаваемо,
что даже никто из тогдашних еретиков не уклонялся от него, и никому и в голову
не приходило отвергнуть это учение или усомниться в его истинности. Сомневаться
в приходе Антихриста стали только теперь.
Не есть ли это особенно яркий признак близости его прихода? И не готовятся ли
эти "сомневающиеся" сознательно или бессознательно принять Антихриста и поклониться
ему?

Учение об Антихристе с достаточной полнотой и ясностью раскрыто в книге пророка
Даниила (7, 11 и 12 главы), в Евангелиях (Мф. 24 гл., Мк. 13 гл., Лк. 17 и 21
гл., Иоан. 5:43), в 1-м Соборном послании св. Иоанна (2:18 и 4:3), во 2-м послании
св. Апостола Павла к Фессалоникийцам (2:1-11) и в Апокалипсисе (гл. 12, 13, 17
и 20). Из указаний этих священных книг явствует, что Антихрист явится непосредственно
перед Вторым Пришествием и кончиной мира. Будет пытаться отвлечь христиан от
Христа и увлечь за собой лестью
и ложными чудесами, выдавая себя самого за Христа, а потом, сделавшись всемирным
правителем и захватив в свои руки власть над всем человечеством, начнет страшное
гонение на христианство и на всех, сохранивших верность Христу Спасителю. Владычество
его прекратится с Вторым Пришествием Христа Спасителя, Который поразит Антихриста,
убив его духом уст Своих (2 Фес. 2:8).

Яркую характеристику Антихристу дает св. Апостол Павел во 2-м послании к Фессалоникийцам
(2:3-10). Он говорит, что Антихрист будет "человеком беззакония, сыном погибели,
противящимся и превозносящимся выше всего, называемого Богом, или святынею."
Это будет всеподавляющий гордец, преисполненный диавольской злобы и превозношения,
это будет открытый и бесстыдный наглец, "так, что в храме Божием сядет он, как
Бог, выдавая себя за Бога." Он будет обманщиком, знакомым со всякого рода магией
и волшебством, так что
будет производить ложные чудеса и знамения, дабы поразить воображение людей и
привлечь их на свою сторону. Замечательно, что дав эту характеристику Антихриста,
св. Апостол Павел говорит Фессалоникийцам: "Не помните ли, что я, еще находясь
у вас, говорил вам это?" - Это показывает, что учение об Антихристе, наряду с
прочими важнейшими догматами христианства, входило в состав первоначального апостольского
благовествования и, таким образом, составляло неотложный предмет первого верования
христианства, а отнюдь
не считалось чем-то маловажным, малосущественным, как смотрят на него многие
современные модернисты, даже из числа духовных лиц, не любящие и малейшего упоминания
об Антихристе и готовые считать его чуть ли не предрассудком или игрой больного
воображения.

Желая отметить ярость и жестокость Антихриста, Господь, как мы это видим из Апокалипсиса,
представляет его в видении св. Иоанну под образом "зверя, выходящего из моря
или бездны (главы 13 и 17). Под этим "морем" толкователи понимают "море житейское,"
то есть волнующийся как море, род людской, а под "бездной" - бездну грехов человеческих.
Следовательно, Антихрист явится как порождение греховности человеческой и в этом
смысле будет "сыном греха."

Важные и ценные сведения о личности Антихриста дает нам и Священное Предание
в согласных между собой повествованиях Святых Отцов. Так, они прежде всего подчеркивают,
что Антихрист будет не воплощенным Сатаною, но человеком, всецело поддавшимся
действию Сатаны. Сатана даст ему "силу свою, престол свой, и великую власть"
(Апок. 13:2), и он сделается орудием Сатаны, почему власть и сила его будут чрезвычайно
велики и исполнены зла в высшей степени. Так Св. Иоанн Златоуст спрашивает: "Кто
же он будет?" и отвечает:
"Ужели Сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу." (Беседа
3-я на 2-е послание к Фессалоникийцам). В своем "Точном изложении Православной
веры" преп. Иоанн Дамаскин говорит: "Не сам диавол сделается человеком, но родится
человек от блудодеяния и примет на себя все действование сатаны. Ибо Бог, предвидя
будущее развращение его воли, попустит диаволу вселиться в нем" (Кн. 4, гл. 26).
Св. Ипполит Римский передает распространенное мнение древности, что Антихрист
будет иудейского происхождения
из колена Данова. Св. Ириней говорит, что в Антихристе будет "возглавление всего
нечестия и всякого коварства... богоотступничество, неправда, лжепророчество
и обман... он возглавит в себе все диавольское заблуждение, все диавольское богоотступничество"
(Против ересей кн. 5, гл. 25 и 29). Чрезвычайно важно указание Святых Отцов,
что многим нелегко будет узнать Антихриста потому, что он сначала скроет свою
диавольскую сущность, а покажет себя человеком добродетельным, кротким, человеколюбивым,
хитро и притворно
будет творить много мнимого добра, чтобы представить себя благодетелем человечества
и этим "прельстить, если возможно и избранных" (Мф. 24:24). "Сперва, как человек
ученый и мудрый, - говорит Св. Кирилл Иерусалимский, - притворно покажет он скромность,
целомудрие и человеколюбие: знамениями и чудесами, ложно произведенными с помощью
волшебной прелести, обманув Иудеев, как бы ожидаемый Христос, впоследствии запечатлеет
сие всякого рода бесславными и беззаконными злодеяниями, так что превзойдет всех
прежде него
бывших неправедных и нечестивых людей, ко всем, особливо же к нам христианам,
имея кровожадное, жестокое, немилосердное, исполненное всякого коварства сердце"
(15-е Огласительное Слово). Равным образом и Св. Ипполит Римский говорит, что
Антихрист вначале будет "кроток, тих, любезен, нищелюбив; видя таковые его добродетели,
люди поставят его своим царем, говоря, едва ли найдете такого доброго и праведного
человека в роде нашем. Евреи будут надеяться, что он восстановит их царство.
И после этого уже он вознесется
сердцем и будет уже жестоким, немилостивым и бесчеловечным."

Самое страшное - именно то, что большинство людей вначале не распознают Антихриста
и признают его авторитет. Почему это произойдет? Это объясняет св. Апостол Павел:
"За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет
им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи" (2 Фес. 2:10-11).
Впадут в это заблуждение и поклонятся Антихристу те люди, которые утратят в своем
сердце чутье истины, сердце которых развратится и будет противоборствовать всему
идущему наперекор его страстным
движениям и греховным вкусам. "И поклонятся ему все живущие на земле, имена которых
не написаны в книге жизни у Агнца" (Апок. 13:8). Поклонятся зверю, говоря: "Кто
подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?" (Апок. 13:4).

Итак, для верующего и признающего Богооткровенность Священного Писания и Священного
Предания православного христианина нет и не может быть никаких сомнений в том,
что Антихрист придет. Придет, как всемирный губительный властелин и тиран, все
силы, способности, мысли и действия которого будут проникнуты злом, несмотря
даже на внешнюю видимость добра, и будут направлены к тому, чтобы искоренять
действительное добро и сеять зло. С сатанинской гордостью он будет превозноситься
выше Бога, отвергая и истребляя всякую
религию, а в особенности христианство, будет попирать и уничтожать все святое,
как Божеские законы, так и человеческие.

Когда придет Антихрист?

День и час его прихода неизвестен точно так же, как неизвестен и день и час Второго
Пришествия Христова. Но Священное Писание указывает нам признаки, имеющие предварить
приход его. Приход Антихриста будет постепенно подготовлен в течение очень долгого
времени. Это от того, что Антихрист явится из моря, или из бездны грехов человеческих
- в нем как бы сконцентрируется все то зло, которое накопится веками в человеческом
роде и достигнет максимальной силы своего напряжения. Это постепенное подготовление
св. Апостол
Павел называет "тайной беззакония," уже действующей, и "отступлением" (с греч.
"апостасиа"; 2 Сол. 2:7-3). Под этим "отступлением," как это видно из последних
речей Господа (Мф. 24 и др.) и из посланий Апостольских (2 Петр. 3:1, Иуд. 18-19)
и др.), надо понимать отступление от истинной веры в Бога, оскудение любви, умножение
пороков, упадок нравственности, которые, усиливаясь все более и более, ко времени
Второго Пришествия Христова и кончины мира, доведут человечество до крайней степени
безбожия и нечестия.
В частности подготовителями прихода Антихриста явятся его предшественники - люди,
особенно нечестивые и богоборчески настроенные. Это именно те "антихристы" в
широком смысле слова, о которых говорит в своем соборном послании св. Иоанн Богослов
(1 Иоан. 2:18).

Важным признаком близости прихода Антихриста будет, по словам св. Апостола Павла,
взятие от среды "удерживающего" и "держащего" (2 Сол. 2:6-7). Святые отцы под
"удерживающим" понимали Римскую империю, а под "держащим" - римских императоров;
в широком смысле слова под этими выражениями понимались законный государственный
правопорядок на земле и представители его - законные государи, как обуздывающие
на земле проявления зла. Великие отцы и угодники Божии нашей Российской Церкви
понимали под этим Российское Государство
и Российских Государей как законных правопреемников Римской, а потом Византийской
Империи. Если принять во внимание, что Россия после падения Византии осталась
на земле единственным могущественным государством, которое было подлинным оплотом
единой истинной Православной веры на земле, а Российские Государи - покровителями
и защитниками Православной Церкви во всем мире, то такое толкование представляется
вполне разумным и естественным.

Так именно думал и великий праведник, молитвенник и чудотворец нашего времени
- св. Иоанн Кронштадтский. Множество вдохновенных, пламенных проповедей его,
особенно в последние годы его жизни, посвящены теме об "отступлении," так явно
совершавшемся на глазах праведника у нас в России, стремительно катившейся в
бездну безбожия и нечестия. Не говорил он, что "не происходит ничего особенного,"
что, "так, мол, всегда было и прежде," как говорят некоторые даже теперь, после
всех ужасов, постигших нашу Родину, но
горячо предостерегал русский народ, предупреждая о неминуемо надвигающейся на
него каре Божией за богоотступничество и предрекая о последующем вскоре затем
приходе Антихриста. Теперь, когда весь мир стоит перед неслыханным еще в истории
фактом существования громадного многомиллионного государства, поставившего себе
задачей открытую борьбу с Богом и уничтожение христианства, - государства вооруженного
страшной, тоже еще не слыханной никогда прежде силы разрушительными орудиями
и снарядами, вроде атомной и водородной
бомбы, благовременно привести себе на память подлинные слова нашего великого
праведника и прозорливца.

"Мы переживаем ужасные времена, по-видимому, последние, - так говорил он в проповеди
13 февраля 1907 года - и, хотя день и час будущего Страшного Суда никому из людей
неизвестны, однако, есть уже признаки приближения его, указанные в Евангелии.
Поэтому всем надо быть готовыми ко всеобщему суду и жить в покаянии, любви и
добрых делах"... "Усердно подвизайтесь, братие, для своего спасения, чтобы последний
день не застал вас спящими!"

А вот как ясно говорит он об Антихристе и о том, кого надо подразумевать под
"удерживающим":

"Чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно
благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать
ее, и величайший злодей мира, который явится в последние время - антихрист не
может появиться среди нас, по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинное
шатание и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на
земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть. "Тайна бо уже
деется беззакония," но дотоле не
совершится, доколе не возьмется от нас удерживающий: пока не будет взят от среды
удерживающий теперь, и тогда явится беззаконник, которого Господь убьет духом
уст Своих" (2 Сол. 2:7-8). ("Новые слова, произнесенные в 1902 г. изд. 1903 г.,
стр. 47). А в другой проповеди, произнесенной в том же году, о. Иоанн решительно
говорит: "когда возьмется от земли удерживающий (самодержец), тогда придет антихрист.."

Что еще можно к этому добавить?

"Имеющий уши слышать да слышит!"

Отдадим же себе ясный отчет в том, в какое страшное время мы живем. И не будем
безумно предаваться легкомыслию, закрывая глаза на явные знамения, которые с
каждым днем все умножаются и живо свидетельствуют о том, что мы - на пороге разверзающейся
пред нами вечности.

Непростительное легкомыслие - или..?

Будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий... Если
же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: "не скоро придет господин мой"
и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин
раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет
его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов"
(Мф 24:42-51).

Давно уже известна изданная еще в 1912 году на Афоне в переводе на русский язык
книга, озаглавленная "Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского,"
которая содержит в себе, помимо духовных наставлений и предостережений монашествующим,
предречения этого великого подвижника о последних временах, о всемирном воцарении
Антихриста и о бедствиях, которые постигнут мир по воцарении Антихриста. Ныне
мы получили перевод на русский язык предсказаний этого дивного афонского отшельника,
специально относящихся
к ХХ веку, которые до сих пор оставались не переведенными с греческого языка,
а потому и неизвестными нам. Поразительны эти предсказания, которые, в сущности,
только дополняют и уточняют ранее нам известные. Вот дословный текст их:

"Около 1900 года, к середине ХХ столетия, народ того времени начнет становиться
неузнаваемым. Когда время будет приближаться к пришествию Антихриста, разум людей
помрачится от страстей плотских, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие.
Мир тогда станет неузнаваемым, изменятся облики людей, и нельзя будет ясно различать
мужчин от женщин, благодаря бесстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди
одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за соблазнов Антихриста. Не будет
уважения к родителям
и старшим, любовь исчезнет. Пастыри же христианские, епископы и священники станут
мужами тщеславными, совершенно не различающими правого пути от левого. Тогда
нравы и предания христиан и Церкви изменятся. Скромность и целомудрие исчезнут
у людей, и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего
предела, и горе накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные
дела, кража и убийства станут господствовать в обществе.

В то время, благодаря силе величайшей преступности и распутства, люди лишатся
благодати Святого Духа, которую они получили во святом Крещении, а равно потеряют
и угрызения совести.

Церкви Божии лишатся богобоязненных и благочестивых пастырей, и беда тогда остающимся
в миру христианам, которые совершенно будут терять веру, потому что лишены будут
возможности от кого бы то ни было узреть свет познания. Тогда они будут удаляться
от мира в святые убежища в поисках облегчения душевных страданий, но везде они
будут встречать препятствия и стеснения. И все это будет следствием того, что
Антихрист пожелает господствовать над всем и стать управителем всей вселенной
и будет производить чудеса и
фантастические знамения. Он также даст порочную мудрость несчастному человеку,
так что он сделает такие открытия, чтобы один человек с другим могли вести беседу
с одного конца земли до другого. Также тогда будут летать по воздуху, как птицы,
и рассекать дно моря, как рыбы. И всего этого достигнув, несчастные люди будут
в комфорте проводить свою жизнь, не зная, бедные, что это - обман Антихриста.
И, нечестивец, он так будет совершенствовать науку с тщеславием, что это собьет
с пути людей к неверию в бытие Триипостасного
Бога.

Тогда Всеблагий Бог, видя гибель человеческого рода, сократит дни ради тех немногих,
спасающихся, потому что тот хотел ввести в соблазн, если возможно, и избранных...
Тогда внезапно явится карающий меч и убьет совратителя и слуг его."

Неужели кому-нибудь может быть еще неясно, что перед нами, в этом поразительном
пророчестве - яркая живая картина всего происходящего ныне в мире?

Совершенно напрасно и вовсе не основательно некоторые пробуют уверять нас, что
"всегда так было" и что "ничего нового сейчас нет." Конечно, грех и беззакония
всегда были, но никогда еще в истории христианского человечества все это не принимало
таких поистине чудовищных размеров, как в переживаемое нами время - люди всегда
грешили, но никогда еще они не грешили так нагло, так явно, открыто и дерзко,
без какой-либо и тени покаяния, как в наши дни.

Знаменательно еще и то, что все, о чем говорится в этом пророчестве, приняло
такие необыкновенно грандиозные размеры во всем мире только за последнее полстолетия,
- как раз с того времени, когда рухнула наша Православная Россия с тем "Удерживающим"
во главе, который по словам наших духоносных светильников Святителя Феофана Вышенского
и св. праведного Иоанна Кронштадтского, "сдерживал бесчинное шатание и нелепое
учение безбожников" и не давал появиться Антихристу.

Теперь противодействовать явлению Антихриста больше некому, а потому вполне естественно
ожидать его прихода и воцарения в мире, насквозь погрязшем во всевозможных грехах
и беззакониях. И не только не противодействует никто сейчас приходу Антихриста,
а даже наоборот - весьма многие включились уже в самую напряженную работу по
подготовке его скорейшего воцарения, не исключая - страшно сказать! - и некоторых
христианских священнослужителей, вплоть до высших иерархов Церкви, сотрудничающих
с безбожниками и явными
и тайными врагами нашего Господа и Спасителя, ведущих с ними всякие переговоры,
вступающих в разные компромиссы и заключающих всякого рода соглашательства, нередко
граничащие с предательством нашей святой веры и Церкви.

"Апостасия," или "отступление," о которой предрекало Слово Божие в лице св. Апостола
Павла (см. 2 Сол. 2 гл.), сейчас в полном разгаре, и горе тому, кто этого не
видит или, что вернее, не желает видеть, по непростительному легкомыслию закрывая
глаза на все, что происходит в мире, и успокаивая себя и других, что "ничего
особенного нет," что "все это нормально и естественно." Но одно ли это только
непростительное легкомыслие? Не кроется ли за этим еще чего-нибудь другого, мысль
о чем сама собой напрашивается,
когда слышишь такие наивные уверения? Антихрист ведь и слуги его отнюдь не заинтересованы
в том, чтобы о его приходе и воцарении слишком много говорилось и открыто разглашалось:
он ведь придет в качестве величайшего благодетеля человечества, благотворителя
и даже покровителя веры и Церкви и будет ожидать себе всеобщего признания и всенародного
поклонения. А из святоотеческих предсказаний мы знаем, что примут Антихриста
и поклонятся ему не только совсем неверующие, но и обольщенные им люди, как будто
верующие,
и даже христианские священнослужители, вплоть до носителей самого высокого сана.

Так неужели время явления Антихриста действительно уже настало?

Мы этого не утверждаем. Мы говорим только о том, что веяние духа Антихриста в
мире сейчас так явно ощущается, как если бы явление его было уже "близ при дверях,"
по выражению Христа-Спасителя, давшего нам множество признаков близости конца.

А кроме того, и что самое важное, мы хотим всех предостеречь от обольщения этим
духом Антихриста. Ведь он уже сейчас, в лице своих слуг, подготовляющих его пришествие,
очень хитро и искусно вербует сторонников и последователей, привлекая их к себе
разными заманчивыми лозунгами, соблазнительными обещаниями и просто подачками.
И многие-многие уже попадаются ему на удочку и в хитро расставленные его сети...

Отгонять от себя мысль о приходе Антихриста - это как раз в его интересах, и
это очень опасно. Такой уже наполовину в его руках, и, конечно, поклонится ему,
когда он придет, оказавшись в числе его верных служителей.

Но как же быть с предсказаниями о грядущем еще воскресении России и торжестве
Православия в ней и будто бы даже во всем мире?

Всем бы нам, конечно, очень хотелось видеть нашу несчастную Родину-Россию воскресшей
к новой жизни и участвовать во всемирном торжестве нашей святой веры, - что и
говорить! Но такую несказанную милость Божию надо заслужить. Так, ни с того,
ни с этого не будет, и надеяться на это без всяких достаточных оснований - праздное
мечтание.

К тому же, необходимо знать, что всякие предсказания всегда относительны, а вовсе
не безусловны. Ведь и пророк Иона, по повелению Самого Бога, предсказывал гибель
и разрушение великого града Ниневии, но это пророчество не исполнилось: Ниневия
не была разрушена - Бог пощадил ее за всенародное покаяние ее жителей, начиная
с самого царя.

Так надо нам смотреть и на современное положение мира: карающий меч Божий над
миром уже занесен, но он может быть еще и отведен благостной десницей Божией,
если будет в мире "то всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние
и перемена нравов языческих на христианские," к которым - увы! - тщетно призывал
в свое время русский народ наш дивный пастырь-чудотворец св. праведный Иоанн
Кронштадтский.

"Без покаяния нет спасения" - это общеизвестная для каждого подлинного христианина
святая истина, а потому надеяться на какую-то "отсрочку," на спасение мира без
покаяния - более чем наивно, совершенно фантастично и неразумно, ибо ничем не
может быть оправдано.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский в своих словах в 1906/1907 годах говорил буквально
так: "По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, - ибо наступило
предсказанное в Писании отступление от веры... Чего ожидать впереди, если будет
продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова
ли приходить на землю Христу? Снова ли умирать за нас? Нет! полно глумиться над
Богом, полно попирать Его святые законы. Он скоро придет, но придет судить мир
и воздать каждому по делам...
Может быть, скоро услышим мы грозную весть: "Се Жених грядет в полунощи, и блажен
раб, его же обрящет бдяща"... "Если не будет покаяния у русского народа, - конец
мира будет близок."

Вот почему все мы сейчас и должны думать прежде всего о покаянии, отложив далеко
в сторону все остальное - все наши суетные заботы, планы и соображения.

Есть ли, однако, в современном мире такое покаяние, такое всеобщее обращение
к Богу, которое одно только в силах отвести карающую десницу Божию от погрязающего
все глубже в бездну нравственного падения человечества?

Этого пока не видно, и говорить потому об этом не приходится.

При данных переживаемых нами обстоятельствах современной жизни остается во всей
своей силе вышеприведенное нами пророчество преподобного Нила Мироточивого со
всеми вытекающими из него последствиями, а в особенности, конечно, - для всех
нас равно обязательные предостережения и предупреждения Христовы о Его Втором
Пришествии и о безусловной необходимости постоянно готовить себя к нему.

"Бдите! - заповедал нам Христос-Спаситель, - ибо в который час не думаете, приидет
Сын Человеческий" (Мф. 24:44).

Именно такая настроенность и является для нас законом, если только мы действительно
христиане не продались слугам грядущего Антихриста.

Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение.

Одним из важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного
Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнедавцем, было именно прощение, или
отпущение грехов.

И действительно! Одним из главнейших последствий великого дела искупления человечества,
совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнедавцем, было именно прощение,
или отпущение грехов.

Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным
вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: "Примите Духа Святого.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан.
20:19-23).

А далее, из книги Деяний Апостольских, мы видим, что св. Апостолы, проповедуя
о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих
слушателей к покаянию и принятию святого крещения "во оставление грехов."

"Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов;
и получите дар Святого Духа," - так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе
народа, слушавшей его в день Пятидесятницы (Деян. 2:38).

"Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,"- взывал он же к народу,
собравшемуся вокруг него и св. Апостола Иоанна после чудесного исцеления ими
хромого от рождения (Деян. 3:19).

"Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,"- говорил св. Апостол Павел
к афинянам в своей знаменитой проповеди перед ареопагом: "ибо Он назначил день,
в который будет праведно судить вселенную" (Деян. 17:30-31).

Отсюда ясно видно, что это "прощение," о котором говорит св. Златоуст, или "отпущение
грехов," дается нам не безусловно, а условно - именно под условием покаяния (конечно,
искреннего). Потому-то и Господь, даровав Своим ученикам власть "отпускать грехи"
Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи
- очевидно тем, кто не кается по-настоящему: "...и им же держите, держатся,"
то есть: "на ком оставите грехи, на том останутся"- следовательно, не простятся.

Как это понятно, как это логично и как совершенно вразрез идет с этим ясным и
определенным, чистым евангельским учением столь модная теперь пропаганда какой-то
мнимо-христианской любви и безусловного всепрощения, слишком уж всеобъемлющего
- простирающегося якобы даже на врагов Христовой веры, вплоть до активно борющихся
со св. Церковью и самою верою в Бога вообще несомненных слуг грядущего Антихриста!

Словами: "Не судите, да не судимы будете" Господь не запрещает давать нравственную
оценку людям - проводить различия между добрыми и злыми людьми? И не только не
воспрещает, а даже предписывает это делать. Так, Господь прямо повелевает обличать
согрешившего брата. "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его
между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего"...
(Матф. 18:15).

Мало того! К такому благоразумному и христианскому суду над согрешившим братом
не только разрешается, а даже предписывается привлекать и других братий: "...Если
же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех
свидетелей подтвердилось всякое слово" (Матф. 18:16).

Но и это еще не все! Если брат продолжает упорствовать в творимом им зле, то
надо "поведать" о том Церкви, то есть церковной власти, получившей от Самого
Господа благодатное право "вязать и решить": "Если же не послушает их, скажи
церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь"
(Матф. 18:17).

Одно осуждение - греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно,
а предписывается самим Евангелием. И это вполне понятно: ибо, если мы никогда
никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность
различать добро и зло и легко сможем сами быть увлечены на путь зла.

Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная высота которого
засвидетельствована Самим Христом-Спасителем, св. Предтеча Господень Иоанн, видя
идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им: "Порождения ехиднины, кто внушил
вам бежать от будущего гнева?" (Матф. 3:7).

Что это? Греховное осуждение?

Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример
с Него, говоря: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Матф. 11:29),
тем не менее не раз употреблял в отношении к закореневшим во зле грешникам, не
желавшим внимать Его Божественному учению, то же самое выражение: "порождения
ехиднова!" и нередко обращался к окружавшим Его людям, особенно к книжникам и
фарисеям, с весьма резкими словами осуждения: "род лукавый и прелюбодейный!"
(Матф. 12: 39); "О, род неверный и развращенный,
доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?" (Матф. 17:17). Книжников и фарисеев
Он постоянно называл: "лицемерами," "безумными и слепыми," "змеями" (Матф. 15:7;
16:3; 16:6-12; вся 23-я глава), царя Ирода называл однажды "лисицей" (Лук. 13:32);
"поносил," как выражается само Евангелие, целые города: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум
за то, что они "не покаялись" (Матф. 11:20-24).

Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся
впоследствии за Своих распинателей: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают"
(Лук. 23:34), не только употреблял резкие слова осуждения, но прибегал иногда
и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия: так, Он дважды
- в самом начале Своего общественного служения - и вторично - в самом конце его,
незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма.
Живо и образно передают нам об этих событиях
св. евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое
завели под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников,
имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь
Иисус Христос, "сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов;
и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул," сказав при этом продавцам:
"Дома Отца Моего не делайте домом торговли" (Иоан. 2:14-17). А после Своего торжественного
входа во Иерусалим
перед своими страданиями Он снова, войдя в храм, "выгнал всех продающих и покупающих
в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им:
"написано: Дом Мой Дом молитвы наречется," а вы сделали его вертепом разбойников"
(Матф. 21, 12-13; Марк. 11, 15-17; Лук. 19:45-46).

Что же это такое?

И как далеко это от той мнимо христианской "любви" и всеобъемлющего "всепрощения,"
которые проповедуют современные либералы - "нео-христиане"! И не найдут ли они,
более "любвеобильные," чем Сам Господь, такие слова и действия Безгрешного Господа
греховными и недопустимыми, противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их
столь излюбленными ими выражениями "мракобесия," "черносотенства," "мрачной средневековщины,"
"ретроградства," "инквизиции" и т. под.?

Но можем ли мы думать, чтобы Господь наш Воплотившийся Единородный Сын Божий,
пришедший на землю ради спасения нас, людей, ради научения нас Божественной Истине
и жизни, согласной с нею, противоречил, в чем бы то ни было, Сам Себе - поступал
вопреки Своему собственному учению?

Об этом, конечно, не может быть и речи: думать так было бы величайшим кощунством!

Но вот Он так поступал!

Следуя примеру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных
случаях "осуждать" людей, упорно противившихся той Евангельской Истине, которую
они проповедовали, и прибегать иногда к самым решительным мерам воздействия для
обуздания и пресечения зла.

Так, св. Апостол Петр сурово осудил за допущенный ими обман Ананию и Сапфиру,
которые были наказаны мгновенною смертью только за то, что "утаили из цены земли,"
проданной ими, некую часть, вместо того, чтобы полностью принести все в жертву
Церкви (Деян.5:1-11).

Св. первомученик Архидиакон Стефан открыто при всех, в заседании синедриона,
осудил своих сородичей иудеев, назвав их "жестоковыйными" и "людьми с необрезанным
сердцем и ушами" и обвинив их в том, что они "всегда противятся Духу Святому,"
что они "убивали пророков" и, наконец, "сделались предателями и убийцами" Самого
Господа Иисуса Христа, о пришествии которого предвозвещали эти пророки (Деян.
7:51-52).

Св. Апостол Петр осудил Симона-Волхва за его попытку купить благодать Св. Духа
за деньги, сказав ему: "серебро твое да будет погибель с тобою... вижу тебя исполненного
горькой желчи и в узах неправды" (Деян. 8:18-23).

Св. Апостол Павел во время своего первого миссионерского путешествия сурово осудил
волхва-лжепророка Вариисуса, или Елиму, пытавшегося отклонить от веры во Христа
проконсула Сергия Павла, сказав ему: "О, исполненный всякого коварства и всякого
злодейства, сын диавола, враг всякой правды!" и наказал его слепотою (Деян. 13:6-12).

Что это? Греховное осуждение? Отсутствие христианской любви у Апостолов?

Тот же св. Апостол Павел, когда новообращенные им к вере во Христа Коринфяне
донесли ему, что в их среде завелся отвратительный гнусный грех кровосмешения
- что "некто, вместо жены, имеет жену отца своего," не сказал им на это: "Не
судите, да не судимы будете!" или: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего,
а бревна в своем глазе не чувствуешь?" Нет! Ничего подобного! Св. Апостол тотчас
же осудил этого грешника и Коринфянам повелел осудить его, вынеся ему строжайший
приговор и наказание: "Предать сатане
во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа
"(1 Кор. 5:1-5).

Мало того! Св. Апостол Павел предписал затем Коринфянам вообще "не сообщаться
с блудниками" и не только с блудниками, но и с "лихоимцами," или "хищниками,"
или "идолослужителями" и со всеми теми, "кто, называясь "братом" (то есть, "христианином")
остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею,
или хищником; с таким даже и не есть вместе... извергните развращенного из среды
вас" (1 Коринф. 5:9-13).

Приведенных нами выше мест Священного Писания, кажется, более чем достаточно,
чтобы видеть, как надо правильно понимать слова Господа: "Не судите, да не судимы
будете!" то есть убедиться в том, что эти слова отнюдь не исключают всякого рода
осуждения ближнего - что есть "осуждение" не только позволительное, но даже необходимое,
предписываемое самим Законом Божиим и совестью, так как истинный христианин не
может относиться к явному злу и греху равнодушно, не замечать его и мириться
с ним под лукавым предлогом,
"неосуждения," "христианской любви" и "всепрощения."

Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное
Толстовское учение "о непротивлении злу" (кстати сказать, погубившее нашу несчастную
Родину-Россию и ввергнувшее ее в страшные ужасы большевизма!): всякий истинный
христианин непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его ни встречал.

Примеру Самого Господа Иисуса Христа и Его Святых Апостолов следовали затем на
протяжении всей истории Церкви и все истинные христиане, всегда осуждавшие зло
и боровшиеся с ним, хотя бы это стоило им всевозможных тяжких лишений и даже
самой жизни. Так боролись со злом темного язычества и идолопоклонства святые
мученики, не только пассивно умиравшие за Имя Христово, но и весьма решительно
осуждавшие иногда в весьма резких словах и выражениях и даже действиях заблуждения
и нечестие идолопоклонников.

Решительно и бескомпромиссно боролись с лжеучителями-еретиками Святые Отцы Церкви,
отнюдь не считая еретиков "инакомыслящими" (как это стало модно в наше время
выражаться!), к которым надо проявлять "терпимость," к которым надо "подходить
с пониманием," а рассматривая их, как "лютых волков, не щадящих стада," по выражению
Слова Божия (Деян. 20:29), и сурово осуждая их на Вселенских и Поместных Соборах,
всячески предостерегая от общения с ними право-верующих, и предавая их анафеме.

Что это? Греховное осуждение или отсутствие любви?

Нет! Это не более, как вполне законное применение в жизни слов св. Апостола:
"Какое может быть общение у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?
или какое соучастие верного с неверным?" (2 Кор. 6:14-15).

И преподобные отцы наши и матери - христианские подвижники и подвижницы - "осуждали"
этот мир, во зле лежащий, самим фактом своего ухода из него. Они следовали призыву
Слова Божия: "Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому,
и Я прииму вас, и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит
Господь Вседержитель" (2 Кор. 6:17-18).

А теперь, в переживаемое нами страшное время отступления, мы как христиане, верные
Христу-Спасителю, не можем не осуждать со всею решительностью слуг грядущего
Антихриста.

Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются
убедить нас в этом современные умники - нео-христиане, исполненные какой-то необыкновенной
"сверхлюбви" и всеохватывающего "всепрощения"?

Пусть не лгут они на Господа и на Его Святое Евангелие! Пусть не приписывают
себе в своей фарисейской гордыне и самообольщении любви большей, чем имела ее
Сама Воплощенная Любовь - Господь и Спаситель наш!

Великое преступление совершают те современные пастыри, которых лучше было бы
назвать лже-пастырями, кои под благовидным предлогом мнимой христианской "любви"
и "всепрощения" сознательно или бессознательно учат своих пасомых толстовскому
"непротивлению злу."

Какое это страшное, беспросветное лукавство!

Какое это подлинное фарисейское лицемерие!

"Совсем никого и ни за что не осуждать," - такого настроения в современном христианском
обществе только и хотят добиться слуги грядущего Антихриста, для того чтобы им
легко и просторно было действовать, подготовляя в мире обстановку, благоприятную
для скорейшего воцарения их "Властелина."

Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть
неясно, что безусловное "всепрощение" нужно лишь врагу Христову - Антихристу,
дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы
со злом, охотно приняли его, а затем - и самого Антихриста, не помышляя о борьбе
с ним?

Это не больше, как лицемерно-фарисейское лукавство врага, жаждущего нашей погибели!

Ведь если бы христианское всепрощение, дарованное нам Воскресшим Христом-Спасителем,
простиралось, так сказать, автоматически и на тех, которые не желают каяться
и исправлять свою жизнь, тогда не давал бы Господь Своим Апостолам, а в лице
их и всем их преемникам, пастырям Церкви, наряду с властью "разрешать грехи"
власть "вязать" их и не сказал бы, явившись им по Воскресении: "Кому простите
грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20:23).

Какая, в самом деле, беспредельная и безрассудная дерзость - считать себя любвеобильнее
Самого Бога и "исправлять" Евангелие Христово, сочиняя какое-то свое собственное
"евангелие"!

Будем же всячески беречь себя, братия, от этой лукавой закваски современного
фарисейства!

Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной
душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной
жизни себя обнаруживает - не по гордости и по самолюбию, а единственно - по любви
к истине. Наша главная задача в это лукавое время лживого бесстыдства - сохранить
всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего
спасения - воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнедавцу, Победителю ада и
смерти.

"Если кто Церковь послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь" (Матф. 18:
17).

Эти грозные слова Самого Господа нашего Иисуса Христа мы слышали в читанном ныне
Евангелии. Мы должны всегда помнить их, но прежде всего - правильно понимать
их смысл и значение. Почему это так?

Прощаясь с Своими учениками на Тайной Вечери, Господь в утешение им, скорбевшим
о скоро предстоящей разлуке с Своим Божественным Учителем, сказал: "Я умолю Отца,
и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины" (Иоан. 14:16)...
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Иоан. 16:13)...
Тот научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Иоан. 14:26).

Свое обещание Господь исполнил в десятый день по Своем Вознесении (или в 50-ый
день по Воскресении). В великий и славный день Пятидесятницы обещанный "Утешитель"
- Дух Святый - "Дух Истины" сошел на Апостолов, и на земле явилось "Царствие
Божие, пришедшее в силе" (Марк 9:1), о котором неоднократно говорил Господь во
время Своей земной жизни: Церковь Христова. Церкви Своей Господь даровал великое
обетование, сказав еще раньше: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"
(Матф. 16:18).

Церковь Христова - это Царство Духа Божия, это - сокровищница благодати Духа
Святого, а вместе с тем - это Сокровищница Божественной Истины, поскольку Дух
Святый, по слову Самого Христа-Спасителя, есть "Дух Истины." Вот почему и великий
Апостол языков св. Павел писал своему ученику Тимофею: "Церковь Бога живого -
столп и утверждение Истины" (1 Тим. 3:15).

Церковь Христова вся преисполнена Божественной Истиной, и все в ней - только
одна Истина. Не может быть в ней никакой неправды, никакой лжи, ибо она хранит
учение Христово, которое есть Истина, как сказал об этом Сам Господь Иисус Христос
на суде у Пилата: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать
о истине; всякий кто от истины, слушает гласа Моего" (Иоан. 18:37).

Когда Господь Иисус Христос говорил: "Если (кто) церкви не послушает, то да будет
он тебе, как язычник и мытарь" (Матф. 18:17), Он, конечно, имел в виду истинную
Церковь - ту Церковь, которая свято и непоколебимо хранит неповрежденное и неизвращенное,
чистое учение Христово и которая вполне чужда какой бы то ни было лжи и неправды.
Всякая ложь и неправда совершенно несовместима с истинной Церковью Христовой,
ибо ложь от диавола, как это ясно сказал Господь упорно не желавшим веровать
в Него иудеям: "Ваш отец
диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего, он был человекоубийца от начала
и не устоял в истине, ибо нет в нем истины, когда говорит он ложь, говорит свое,
ибо он лжец и отец лжи" (Иоан. 8:44).

И действительно: человекоубийство и ложь тесно связаны одно с другим: человекоубийство
приводит ко лжи, а ложь часто ведет к человекоубийству. И то и другое происходит
от диавола, а потому не может иметь места в истинной Церкви.

Вот с этой-то точки зрения мы и должны расценивать все происходящее в мире!

Где истинная Церковь Христова?

Это, вне всякого сомнения, - наша Церковь Восточная Православная, потому что
она одна только свято и непоколебимо вот уже 20-ть веков хранит чистую и неповрежденную,
никакими человеческими мудрованиями не извращенную веру Христову. Это признают
даже враги нашей Церкви, ставя ей в "вину" как раз это, порицая ее за то, что
она "не прогрессивна," "не идет в ногу со временем," что она "окаменела."

Но именно это-то "обвинение" и есть высшая похвала для нашей Церкви и верное
свидетельство "от внешних" об ее истинности.

К большой нашей скорби, однако, многие поместные церкви, в лице некоторых своих
иерархов и даже своих возглавителей, не говоря уже о священнослужителях и рядовых
верующих, начали отступать от Православия, хотя и не перестают называть себя
"православными." Вы все, конечно, слышали и читали о встречах константинопольского
патриарха Афинагора с папой римским Павлом VI, об их взаимных объятиях и лобзаниях,
о том, что патриарх Афинагор, по его собственному заявлению, уже поминает папу
на первом месте, прежде всех
восточных патриархов.

И вот почему теперь уже недостаточно именоваться нам просто "православными,"
ибо и отступники от Православия продолжают себя лицемерно именовать так, а "истинно-православными
христианами."

Не позволим себе прельститься диавольской ложью, тем "действом льсти," которое
уже победно шествует по всему миру, как предрекал об этом св. Апостол Павел,
говоря, что настанет время, когда люди "Будут верить лжи" (2 Солун. 2:11). Будем
тверды и непоколебимы в исповедании чистой и неповрежденной веры Христовой, сохраним
верность истинной Церкви, постоянно напоминая себе предостерегающие слова св.
Апостола, которые мы также слышали сегодня за Божественной литургией: "Итак,
смотрите, поступайте осторожно, не
как неразумные, но как мудрые" (Ефес. 5: 15). Аминь.

Кто же ведет себя иначе, к тому в полной мере относится страшная угроза Христова:
"Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин
мой, и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами, - то придет господин
раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет
его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов"
(Матф. 24:48-51).

Вот этого-то мы и должны более всего опасаться! Аминь.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vernostbogu7
Отписаться

В избранное