Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы


Выпуск 71, 23 ноября 2008 г.

Августин и христианство

Джеймс Дилетт Фримен

Много лет тому назад я прослушал курс лекций о выдающихся мыслителях Запада. В качестве задания мы были должны прочитать ряд книг, оказавших наибольшее влияние на развитие западной цивилизации и формирование нашего образа жизни. Одной из первых книг, которые мы изучили, была "Исповедь" святого Августина. Из этих лекций я сделал вывод, что Августин оказал на христианство крайне негативное влияние.

Августин родился в северной Африке, в 354 году - и многие годы был язычником. Он обратился в христианство в 386 году и умер в городе Гиппон, северная Африка, в 430 году, уже будучи епископом. После своего обращения он жил строго придерживаясь аскетических идеалов, в полной уверенности, что его понимание христианства является единственно правильным и допустимым.

Рассказывая о своем обращении, Августин неизменно называл его актом Божьей благодати. Его мать Моника, позднее причисленная церковью к лику святых, молилась за сына, и Августин тоже порой молился о себе - всегда добавляя слова "но не сейчас". Когда ему исполнилось тридцать два года, однажды он сидел в саду вместе с другом, читая Библию и молясь. В этот день, с ним произошло что-то необычное. Он внезапно заплакал и убежал от своего друга, спрятавшись под фиговым деревом. В его голове прозвучал голос: "Возьми и читай". Он открыл Писание и медленно прочел первый отрывок, на который упал его взгляд: "Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Римлянам 13:13,14). По словам Августина, он больше не нуждался в объяснениях. Он тотчас ощутил в своем сердце свет и мир, а все сомнения испарились. В канун следующей Пасхи, Августин вместе со своим сыном и своим другом приняли крещение у Амброзия, епископа Милана. Вслед за этим он отправился в северную Африку, где позднее основал монашеский орден.

В чем же состояло учение Августина? Он утверждал, что все люди порочны по своей природе. Будучи потомками Адама и Евы, они рождаются в состоянии "первородного греха". Первые сотворенные Богом люди согрешили и отпали от благодати, и мы наследуем всю их порочность. У человека нет сил спасти себя от грехов — только Бог может спасти его. Создавая нас, Бог заранее знал, кто будет спасен и кто осужден. Бог дарует благодать не потому, что люди этого заслужили, но поскольку актом Своей воли Он решил, что некоторые из них избраны для спасения.

По утверждению Августина, после обращения Бог открыл его глаза и показал, каким мерзким, грязным и лживым нечестивцем он был.

Но какие же грехи заставляли его ощущать собственную нечистоту?

Так например, Августин рассказывает, что будучи ребенком он плакал, желая материнской груди. Разве это не доказывает, что он был рожден во грехе? "Лишь в немощности членов ребенка, а вовсе не в его воле, лежит его невинность". Далее он пишет, что будучи подростком он любил прогуливать уроки, чтобы поиграть со сверстниками в мяч. Иногда он обманывал в играх, лгал своим учителям, а также крал из дома еду, чтобы поделиться с товарищами. Однажды он с другими мальчишками залез в чужой сад и нарвал груш - не потому что хотел есть, а потому что испытывал радость от самого акта греха.

Прежде обращения в христианство, Августин девять лет принадлежал к религии манихеев. Возможно, ни одна религия так не подчеркивает нечестивость мира и извращенность людей. Манихейство учит, что существуют два мира: духовный мир света и добра, и материальный мир тьмы и зла. Манихеи проводили между этими двумя мирами резкую грань. Согласно их учению, Бог не создавал физического мира и физических тел для людей. Материальный мир - мир тьмы, которым управляет сатана. Этот мир должен быть отвергнут. Чтобы спастись, вы должны войти в число "избранных" и вести аскетическую жизнь, отвергая секс и все естественные желания. Став христианином, Августин написал труд, опровергающий их взгляды. Но сам он не отказался от веры в порочность и извращенность мира, в котором мы живем.

В понимании Августина, величайшим грехом было плотское вожделение. В своей книге он пишет как в шестнадцать лет взял себе наложницу, у которой через два года родился сын. Поведение Августина очень огорчало мать и та настояла, чтобы в возрасте тридцати лет он женился на одной богатой девушке. Августин выгнал свою любовницу, которая плакала и клялась, что никогда не будет знать другого мужчины. Но свадьба должна была состояться только через два года, и Августин почувствовал, что не может жить без женщины - поэтому завел себе новую любовницу. После обращения в христианство, он прогнал и ее.

Наверное вы поняли, что Августин не принадлежит к числу любимых мной исторических персонажей. Она из причин, по которым я не испытываю к нему симпатии - это его неизменно безразличное отношение к женщинам, которые жили с ним. О его пренебрежении свидетельствует хотя бы тот факт, что в своей книге он не приводит их имен. Мне сложно понять, что общего это имеет со "святостью". Я убежден, что душевная черствость - более тяжкий грех, чем "плотское вожделение".

Христианские богословы часто говорят о "плотском вожделении". Почему, по их представлениям, мы были рождены во грехе? Потому, что мы были зачаты во время полового акта. Католическая церковь зашла настолько далеко в отрицании сексуального желания, что вынудила всех священнослужителей принять обет безбрачия. Меня всегда поражало, почему в нашем мире, где происходит множество убийств, а люди часто проявляют жестокость и жадность, церковь избрала в качестве самого страшного греха стремление к половой любви - импульс жизни.

Психологи называют сексуальное желание "либидо", утверждая что оно представляет собой не только источник физической жизни, но и творческой активности в иных сферах. За ним стоит желание, побуждающее человеческую расу возрастать, становиться лучше.

Без сексуальной активности, на земле не было бы жизни. Даже растениям свойственна сексуальность. По сути дела, цветок - это половой орган. Я не думаю, что если сексуальность является грехом, Бог сделал бы ее столь универсальной и необходимой.

Не поймите меня неправильно. Я согласен с тем, что когда мы теряем контроль над нашими желаниями, они становятся разрушительными. Ничем не сдерживаемая похоть может погубить нас - но то же самое может сделать и аскетизм. Подавляя естественные импульсы, мы ищем иные каналы для выхода энергии. В некоторых случаях они могут быть творческими, а в некоторых - деструктивными. Когда мы жестоки по отношению к самим себе, очень легко проявлять жестокость к окружающим.

Мне кажется, именно это и случилось с Августином. Будучи не в состоянии контролировать свои желания, он изобрел богословие, которое утверждало, что все люди - бессильные и беспомощные грешники, спасти которых может только Божья благодать.

Но я решил написать об Августине не просто потому, что ощущаю к нему личную неприязнь. Проблема в том, что его чрезмерная сосредоточенность на грехе и зле самым пагубным образом сказалась на образе мышления всего христианского мира.

Доктрина Августина, согласно которой человек, будучи семенем Адама, рождается в первородном грехе и может спастись не своими заслугами или добрыми делами, а только Божьей милостью, стала краеугольным камнем вероучения церкви. Но такой поворот событий не был неизбежным.

Примерно в одно время с Августином жил монах по имени Пелагий. Придя в Рим в 400 году, он принял участие в одном из важнейших богословских дебатов в истории церкви. Августин написал целых пятнадцать книг для опровержения так называемой "ереси пелагианства". Мы знаем о Пелагии очень мало. Он был британцем или, возможно, ирландцем, обладал высоким ростом и грубым телосложением. Августин, которому в конечном итоге удалось добиться отлучения от церкви и ссылки Пелагия, описывал его как человека высоких нравственных достоинств.

В большинстве пунктов вероучения Пелагий соглашался с Августином, и только в одном их взгляды решительно расходились. Пелагий считал, что люди - потомки Адама и Евы, которые некогда согрешили и отпали от благодати. Но он отказывался верить, что человек наследует греховную природу своих прародителей. Он считал нелогичным, что Бог будет привлекать нас к ответственности за грехи, которые мы не совершали. Признавая потребность в благодати, Пелагий одновременно учил, что Бог есть любовь и благо, и люди, будучи Его детьми, благи по своей природе. Часть нашего наследия - это свобода воли. Бог оставил нам свободу самостоятельно выбирать, как жить. Греховная или праведная жизнь базируется на действии нашей воли — решениях, которые мы принимаем.

Дебаты о христианском учении разгорелись с новой силой после того, как молодой ученик Пелагия по имени Колестий обратился с просьбой рукоположить его в сан священника. Августин созвал синод в Карфагене, который рассмотрел его дело и ответил отказом. Тем временем, Пелагий переехал в Иерусалим. Полный желания искоренить ересь, Августин отправил в Иерусалим священников с обвинениями в адрес Пелагия. Но Иоанн, епископ Иерусалима, выслушал аргументы обоих сторон и встал на сторону Пелагия, объявив его учение правильным. Собранный под руководством Иоанна в городе Диосполис синод также вынес решение в пользу взглядов Пелагия. Это не остановило Августина. Синод Северной Африки, собравшийся еще раз по его настоятельной просьбе, призвал папу Иннокента I вмешаться и положить конец пелагианству.

Польщенный тем, что Августин и его последователи признали его высший авторитет, папа осудил взгляды Пелагия. Но вскоре он умер, и новый папа Зосима встал на сторону Пелагия. Отчаявшись найти поддержку у папы, Августин обратился за помощью к императору Гонорию. Тот издал эдикт, согласно которому учение Пелагия объявлялось ересью, а все его последователи отправлялись в ссылку. Под давлением светской власти, Зосима был вынужден пересмотреть свое решение и признать правоту учения Августина. Борьба закончилась в 418 году - волей мирского правителя, который не разбирался в богословии, но хотел единства в своей империи, и волей малодушного папы, которого заставили отказаться от своего собственного решения. Тем не менее, учение ирландского монаха никогда полностью не исчезало из католической церкви. Всегда находились священники, не согласные с официальной точкой зрения на то, что все души рождаются в "первородном грехе".

Августин оказал влияние не только на католическую церковь, но и на великих реформаторов - Мартина Лютера и Иоганна Кальвина, взгляды которых сформировали учение большинства протестантских церквей. Кальвин был ревностным сторонником теории Августина о предопределении. Согласно ей, Бог заранее определяет, кто из людей будет спасен, а кто осужден. Надеясь на спасение, вы должны вести благочестивую жизнь. Но каких успехов бы вы не добились, вы не можете быть уверенными в том что Бог примет вас. На протяжении столетий верующие жили в страхе перед Страшным Судом, на котором должно быть объявлено окончательное решение.

Я часто думаю о том, что наш мир наверняка был бы иным, если бы во время богословской дискуссии победу одержал ирландский монах. Люди верили бы в благого и любящего Бога, желающего благословить человека. Они почитали бы себя свободными самостоятельно решать, какую жизнь прожить. Христианство в целом было бы более добрым и открытым к доводам разума. Наверное, человечество не избавилось бы от всех проблем – но оно стало бы значительно лучше.

Рекомендую книгу:

Исповедь. Аврелий Августин

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное