Секс в Библии: Половое просвещение в древнем Израиле
Джеральд Ларю
В древнем Израиле, как и в любой другой культуре, существовала система полового просвещения. Достоинства, эффективность и гуманность подобной системы зависят от того, насколько общество ценит каждую личность - ее статус, значимость, важность и достоинство - независимо от пола, возраста, национальной принадлежности, и т.д. Библейские культурные стереотипы предусматривают приоритет мужчины над женщиной, коренного жителя над чужеземцем, последователя Ягве или Христа над приверженцами других религий, родителя над
ребенком и мальчика над девочкой.
Как строилось половое просвещение в древнем мире? Каким образом мальчики и девочки узнавали о воспроизведении? Где они учились любовному языку и любовной технике, искусству нежности и заботы?
Насколько нам известно, формальных курсов сексуального образования при царском суде, храме, синагоге или ранней церкви в библейские времена не существовало. Дети узнавали о сексе сами. Несомненно, молодежь собиралась вместе и делилась информацией. Современная молодежь узнает "про это" из окружающего мира: телевидение, кино, радио, журналы и книги, беседы со сверстниками и ответы родителей снабжают ее необходимыми знаниями. Молодежь Древней Палестины точно так же узнавала все необходимое из окружающего мира.
Археологические исследования свидетельствуют о том, что общины в древнем мире представляли собой маленькие самодостаточные единицы, состоящие из нескольких домов, собранных вместе в границах огороженной деревни или городка. Улицы были узкие, мощеные булыжником. Уборных, ванн или водопроводов в домах не было. Уединиться было трудно. Самые маленькие дома состояли из одной комнаты и отгороженного дворика.
Животных выращивали и забивали, чтобы питаться. Дети становились свидетелями того, что видят очень немногие современные малыши - совокупления животных. Это могло быть грубой формой "полового просвещения". С раннего детства человек усваивал, что самец забирается на самку; важность акта совокупления для увеличения поголовья скота была очевидна каждому ребенку. Они понимали, что в определенное время животные бывают "возбуждены" и что самка хочет принять самца.
Мужчины никогда не стеснялись мочиться прилюдно. В некоторых местах Библии говорится о мужчине, который "писает" у стены, что до сих пор бытует в некоторых общинах Ближнего Востока, и, даже если этого никто не видит, в жаркий день запах выдает этот древний обычай. Многочисленные упоминания "говна" или "дерьма" свидетельствуют о том, что среди простых людей того времени, как и сейчас, была распространена грубоватая прямота.
Уединиться в древнем жилище было практически невозможно. Купание детей становилось событием в семье. С самого раннего возраста дети узнавали о различном строении половых органов у мальчиков и девочек. Хотя родители мылись отдельно (как часто это происходило, нам неизвестно), молодые женщины узнавали об установленной иудейским законом необходимости мыться после менструации от своих матерей, попутно получая сведения о функциях тела и ограничениях половой жизни во время месячных недомоганий.
Приготовления ко сну способствовали установлению тесной телесной близости между домочадцами. Мальчики и девочки узнавали о половых различиях самым элементарным образом. Едва ли дети тогда спали менее чутко, чем сегодня, и едва ли в древности половой акт был менее шумным процессом, чем в наши времена. Расположение спален не позволяло скрыть телодвижения, прерывистое дыхание, пыхтение и крики удовольствия. Все это проникало даже через толстые каменные стены. Ночное совокупление не могло быть таким уединенным,
как в большинстве случаев сейчас.
Рождение ребенка происходило отнюдь не в стерильном роддоме, где все приспособлено для того, чтобы удовлетворить физические и эмоциональные нужды матери. Роженице помогали повивальные бабки, заботясь о ее удобстве и давая советы. Дети появлялись на свет дома. Крики рожающей женщины слышали все домочадцы и, возможно, многие соседи.