Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 38 (12 января 2008 г.)


Секс с Библии: Современная семья

Джеральд Ларю

Мы довольно далеко отошли от библейской концепции семьи. Несмотря на то, что до сих пор многие люди женятся, воспитывают детей и сохраняют верность друг другу в течение всей жизни, количество таких семей уменьшается. Это происходит не из-за того, что люди с западным сознанием отказались от Библии и библейских заповедей, и не из-за распространения "порочного" гуманистического понимания жизни, в чем нас хотят уверить ультраправые христиане так называемое моральное большинство. Причина этого явления - во влиянии экономических и социальных изменений на семейную жизнь.

В начале XX века средняя западная семья состояла из отца, который работал, матери, которая сидела дома, и как минимум двоих детей. В плохие ли, хорошие ли, кризисные ли, мирные ли для семьи времена муж и жена часто оставались вместе, потому что разводиться было не принято. Структура семьи стала важным фактором в развитии американской промышленности, потому что на фабриках требовались надежные, дисциплинированные рабочие-мужчины.

Сейчас мы живем по-другому. Около двух третей рабочей силы занято в информационных структурах и сфере обслуживания. Именно эти области, а не фабричная и заводская промышленность сегодня двигают экономику. Женщины перестали сидеть дома. В 1940 году только 10% всех матерей, имеющих детей до восемнадцати лет, ходили на службу; к 1960 году эта цифра возросла до 30%; сегодня она составляет 55%. В середине столетия детей почти всегда воспитывали оба родителя; сейчас же все больше детей вырастают в неполноценных семьях. Наиболее интенсивно в современной Америке развиваются семьи, состоящие из матери и ребенка; их количество уже перевалило за восемь миллионов.

Библейская традиция предписывает заниматься сексом только в рамках семейной жизни. Количество пар, которые живут вместе, не будучи женатыми, в 1983 году утроилось по сравнению с 1970 годом. Сравнение результатов социологических опросов показало, что в 1960 году количество людей, одобрявших внебрачную половую жизнь, составляло 20%. Через двадцать лет таких было уже больше половины. Иные сексуальные предпочтения, о которых раньше принято было умалчивать, например гомосексуализм, теперь признаются в открытую. Попытка запретить законом оральный секс была осмеяна. Все более популярным становится секс как развлечение.

Ультраправые верующие продолжают ратовать за возвращение к принятому в далеком прошлом образу жизни. Подобно пророкам в древнем Израиле, призывающем жить так, как жили их предки во время путешествия в пустыне, эти христианские консерваторы, называющие себя "моральным большинством", так же далеки от социальных и экономических реалий, пока дело не доходит до сбора денег у тех, кого они пытаются запугать своими мрачными предзнаменованиями. Эти консерваторы, которые на самом деле составляют меньшинство, озабочены изменениями в жизни американской семьи и общества. Они не видят, что эти изменения являются не произвольным изобретением развращенных гуманистов, а реакцией человечества на новшества во всей системе жизни, включая другие, по сравнению с прежними, отношения полов в рабочей массе. Если бы им удалось одержать победу, женщины снова оказались бы на кухне, а развитие капитализма повернуло бы вспять. Мы живем в такое время, когда открываются новые горизонты экономического и сексуального поведения. Настаивать на возвращении к библейским стандартам, как это делают религиозные консерваторы, означало бы полностью отгородиться от развивающихся новых моделей - как внутри нашей культуры, так и по всему миру. Однако каждое заявление фундаменталистов нуждается во оценке с позиций толкования и исследования Библии применительно к жизни и развитию каждого человека. Структура семьи меняется; меняются и стандарты сексуального поведения.

Иногда религиозные группы только подтверждают свои консервативные убеждения. В декабре 1981 года папа Иоанн Павел II в своем Апостольском послании, или письме к клиру, подтвердил, что римско-католическая церковь запрещает развод, аборты, полигамию, пробные браки и контрацепцию. Тот факт, что 76,5 % женатых католиков в Соединенных Штатах пользуются противозачаточными средствами, нисколько не смутил папу, который сказал, что "истина не всегда соответствует мнению большинства". Папа настаивал, чтобы клирики проявили милосердие к тем, кто живет в гражданском браке, и помоли им "отрегулировать" ситуацию. Он призвал священников милосердно относиться и к тем католикам, которые вступили в брак с неверующими или представителями других конфессий. Они тоже должны под руководством пастырей "отрегулировать" свою жизнь, приобщиться к тем святыням и таинствам, которых они себя лишили, и жить "в полном целомудрии, то есть воздерживаясь от сношений, дозволенных только супругам".

(продолжение следует)


Предыдущие статьи:

Вселенская литургия. Пьер Тейяр де Шарден   |   Благоговение перед жизнью. Часть II. Альберт Швейцер   |   Вселенская литургия: Огонь над миром. Пьер Тейяр де Шарден   |   Вселенская литургия: Огонь в мире. Пьер Тейяр де Шарден   |   Вселенская литургия: Причастие. Пьер Тейяр де Шарден   |   Вселенская литургия: Молитва. Пьер Тейяр де Шарден

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное