Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 5 (13 мая 2007 г.)


О счастье
(Часть V)

Пьер Тейяр де Шарден

II.Основные правила Счастья

Оставим теперь чистую теорию и рассмотрим ее преломление в наших индивидуальных судьбах.

Истинное счастье, как мы только что уяснили, - это счастье возрастания и как таковое оно поджидает нас на намеченном пути:

1) углубления в сердцевину своего существа;
2) объединения нашего существа с другими, равными нам;
3) подчинения нашей жизни более возвышенной, чем наша.

Что же следует из этих определений для нашего каждодневного поведения? Как мы должны действовать практически, чтобы стать счастливыми?

Здесь, несомненно, я могу только в самых общих чертах удовлетворить вашу любознательность и вашу добрую волю, так как именно в деятельности раскрывается все разнообразие вкусов, характеров и темпераментов. Сама сущность и структура Жизни образуется и эволюционирует только благодаря бесконечному разнообразию своих элементов. Каждый из нас с присущим только ему запасом жизнестойкости представляет и понимает Мир под нашим индивидуальным углом зрения, не подлежащим смешению с другими точками зрения (заметим мимоходом - дополнительное разнообразие, которое создает фундамент биологической ценности "индивидуальности".) Каждый из нас только сам в состоянии путем тщательного анализа открыть для себя тот единственный в своем роде образ действия и деятельности, которые предельно полно свяжут его с максимумом, с развитием Вселенной вокруг нас, - иначе говоря, приведут в состояние беатифицирующего покоя.

Сделав такие оговорки, нам остается в согласии с развернутыми выше перспективами, насколько это возможно, сформулировать три правила счастья:

1) Чтобы быть счастливым, надо прежде всего противодействовать тенденции наименьшего усилия, склоняющей нас или оставаться на месте, или искать обновления преимущественно во внешней суете жизни. Разумеется, надо пускать глубокие корни в окружающие нас обильные и осязаемые материальные реальности. Но только в труде нашего внутреннего совершенствования – духовного, эстетического, морального - нас ждет бесконечное счастье. Самое важное для Жизни, говорил Нансен, это найти самого себя. Трудолюбиво воздвигнутый через материю и над нею Дух - это и есть концентрация.

2) Чтобы быть счастливым, во-вторых, надо бороться с эгоизмом, который толкает нас или слишком замыкаться в себе, или ограничивать нашей властью возможности других. Существует весьма негодный и бесплодный способ любить - когда мы стремимся обладать вместо того, чтобы давать. Именно здесь, на примере пары или группы людей, проявляется закон наибольшего усилия, который упорядочивает внутренний ход нашего развития. Единственная любовь, которая приобщает нас к подлинному блаженству, - это та, что выражается в духовном развитии, осуществленном вместе с другими. Это - смещение центра.

3) И чтобы быть счастливым, полностью счастливым, в-третьих, - нам нужно тем или иным способом, непосредственно или путем постепенно расширяющегося действия, - перенести конечную цель нашего существования (в поиске, в почине, в идее, в деле) в движение и достижения рода человеческого вокруг нас. Как Кюри, как Термье, как Нансен, как первые авиаторы, как все те пионеры, о которых я говорил выше. Чтобы достичь сферы постоянной и возвышенной радости, надо переместить полюс нашей жизни к более великому, чем мы. Но не думайте, что для обретения счастья требуется совершить только выдающиеся и необычайные поступки. Счастье станет доступно всем, если мы осознаем нашу живую общность с более великим Целым. Тем самым возвеличится и самое скромное дело.

Прибавить одну-единственную точку, как бы мала она ни была, к великому узору Жизни; распознать Бесконечность, суть которой раскрывается даже в самой незначительной деятельности и пленяет нас; распознать и присоединиться к ней, - таков в конечном счете великий секрет счастья. "Именно в глубоком и инстинктивном единении с общим потоком Жизни кроется самая великая из всех радостей", - отмечал Бертран Рассел, один из наиболее тонких и наименее спиритуалистических умов современной Англии. Это - сверхконцентрация.

Итак, достигнув этого последнего пункта в моих рассуждениях, в заключение мне хотелось бы сделать примечание, которое необходимо и вам и мне, если мы хотим быть абсолютно искренними.

Недавно я читал любопытную книгу писателя и философа Уэллса, где он излагает оригинальные взгляды Уильяма Б. Стила, американского биолога и делового человека по такому вопросу, который мы сегодня обсуждаем, а именно: в чем заключается человеческое счастье? С помощью множества сильных и убедительных аргументов Стил стремится доказать (так же, как я сегодня), что счастье нельзя отделить от некоей идеи бессмертия. Человек может быть полностью счастлив, только если поместит свои надежды и свои интересы в интересы и надежды Мира, - в частности, всего Человечества. И тем не менее, прибавляет он, разрешение вопроса во всем его объеме будет частичным, ибо для того, чтобы отдать себя целиком и полностью, нужно обладать умением любить. Однако – как любить безликую коллективную действительность (чудовищную в известном отношении), - такую как Мир или то же Человечество?..

Возражение, которое находит Стил в глубине своего сердца и на которое он не отвечает, чрезвычайно справедливо. Значит, чтобы быть последовательным и искренним, я привлеку ваше внимание вот к чему. Наблюдаемое нами неоспоримое движение, направляющее человеческие массы на служение Прогрессу, не является «самодостаточным». Этот земной порыв, к которому и я вас призываю, нуждается в подкреплении за счет самонастройки и соединения с христианским порывом.

Вокруг нас утопии Поиска, социальные утопии с захватывающей верой штурмуют будущее. Но ни одна из намеченных ими вершин (и, что более серьезно, ни один достойный объект) не являются при этом достаточными для обожания, и вот почему. Воодушевление и самопожертвование, которое они порождают, остаются по существу тяжелыми, сухими, бесстрастными, унылыми, - иначе говоря, вызывают тревогу как тех, кто реализует утопический идеал, так в конечном итоге и тех, кто к нему призывает.

Однако рядом, за границами этих человеческих утопий, христианская вера в течение двух тысячелетий вплоть до сего дня не перестает распространять все дальше перспективы личного Бога - не только Творца, но Вдохновителя, представляющего в совокупности всю Вселенную, которую Он возвращает к Себе, приводя в движение все силы, объединенные нами в понятии Эволюции. Под настойчивым воздействием христианской мысли тревожная необъятность Мира стягивается постепенно к высшей точке и преображается в очаг энергии любви.

Скажите мне, ну как можно не видеть, что эти два могучих противоборствующих потока, на которые разделяются в настоящее время религиозные силы человечества – поток Прогресса и поток возвышенного Милосердия, - требуют соединения и дополнения друг другом!

Вообразим себе, с одной стороны, что бьющие ключом юные устремления человечества, колоссально возросшие благодаря новым концепциям Времени, Пространства, Материи, Жизни, - соединяются с духом христианства, дабы обогатить и стимулировать его. Представим себе одновременно, с другой стороны, что образ современного всеобщего Христа (такого, каким рисует его сегодня христианское сознание) появляется в сиянии славы и одухотворяет наши грезы о Прогрессе, тем самым выявляя их полноту, гуманизируя и персонализируя их. - Не на этом ли пути будет найден исчерпывающий ответ на все затруднения, перед которыми никнет наша активность?

Без влияния свежей материалистической крови христианская духовность подвергается опасности обессилеть и потеряться. А без усвоения некоторых начал всеобщей любви (или, точнее, без человеческого смысла) Прогресс рискует выродиться в страшную космическую машину, от которой человек отшатнется в ужасе.

Присоединим туловище к голове, основание - к вершине, и сразу образуется целостность!

Поистине, действительное разрешение проблемы счастья я вижу в христианском Гуманизме - или, лучше сказать, в надчеловеческом Христианстве, в лоне которого человек однажды поймет, что ему недостаточно всегда и везде вершить дела (пусть самые добрые и прекрасные или самые суровые и обыкновенные), что в его силах проникнуться чувством Космоса, заряженного в своей эволюции энергией любви.

Текст лекции, прочитанной Пьером Тейяром де Шарденом в Пекине 28 декабря 1943 года. В тексте сохранена орфография автора.

Перевод с французского Л.Б. Илиашвиши

Из журнала "Человек", № 2, 1991 г.


Предыдущие статьи:

О счастье. Часть I. Пьер Тейяр де Шарден   |   О счастье. Часть II. Пьер Тейяр де Шарден   |   О счастье. Часть III. Пьер Тейяр де Шарден

За пределами догмы

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное