Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 4 (6 мая 2007 г.)


О счастье
(Часть IV)

Пьер Тейяр де Шарден

Человечество завтрашнего дня - некое Сверхчеловечество, - более сознательное, более могущественное, более единодушное, чем наше, выходит из младенческого возраста в будущее, обретая свои контуры на наших глазах. И одновременно (я еще вернусь к этому) в нас интуитивно зреет ощущение, что для полного самопостижения мало присоединить наше бытие к десятку других избранных жизней из тысяч нас окружающих, - нам необходимо нераздельно слиться со всеми сразу.

Из этого двойного движения, внешнего и внутреннего, следует только одно: Жизнь для своего осуществления требует от нас в конечном счете деяний, а именно - соединения и подчинения организованной космической Совокупности, сознательными частицами которой мы являемся. Центр высшего порядка ждет нас. Он уже появился, он не только рядом, но и вокруг нас и над нами.

Итак - не только перерасти самого себя, ни даже привязаться к другому, равному себе, но еще и подчинить и направить свою жизнь к большему, чем ты сам.

Иначе говоря, вначале "быть", затем "любить" и, наконец, "обожить".

Таковы естественные стадии нашей персонализации.

Итак, вы видите три связанные друг с другом ступени восходящего движения Жизни и, следовательно, три накладывающиеся друг на друга степени счастья, - если оно, как мы это только что признали, нерасторжимо соединено с движением восхождения: счастье расти, счастье любить и счастье обожать.

Вот таково в свете окончательного анализа тройственное блаженство, которое теория дает нам возможность предугадать исходя из опыта законов Жизни.

Но каков с этой точки зрения будет вердикт опыта? Попытаемся проверить справедливость наших выводов на фактах, прямым, так сказать, измерением.

Счастье углубления наших свойств, сил, восприимчивости, самообладания; счастье соединения друг с другом телами и душами, созданными для дополнения друг друга. - Чистоту и силу двух этих форм радости излишне защищать. В глубине души все согласны их прославлять.

Но счастье погружения и растворения в Будущем, в большем, чем ты сам?.. Не находимся ли мы здесь в плену умозрительных построений, не поглощены ли пустыми мечтаниями? Радоваться тому, что нас превышает, выходит за наши пределы, тому, что мы еще не можем видеть, к чему не можем прикоснуться?..

Кто же, за исключением нескольких одержимых, интересуется подобными вещами в том материалистическом и позитивистском мире, в который мы все погружены? Кого это заботит?

Не отдаете ли вы себе хотя бы в малой степени отчет в том, что происходит вокруг нас!

Несколько месяцев тому назад на таком же собрании я описал вам историю четы Кюри, счастье которых заключалось в том, чтобы броситься в захватывающую авантюру – открытие радия. Они сознавали при этом, что для них потерять жизнь значит выиграть ее. И как много других людей в прошлом и настоящем – либо так же, либо более скромно – в различных формах отдавали себя во власть гения исследования, не думая о смерти. Их не перечтешь!

Исследователи Арктики и Антарктики: Нансен, Андрэ, Шеклтон, Шарко и сколько еще других!

Покорители вершин, альпинисты, взошедшие на Эверест.

Ученые в опасных лабораториях, умершие от опытов на себе, погибшие от воздействия излучаемых веществ или от радиации...

Те, кто осваивал воздушное пространство - имя им легион!

Те, кто завоевывают человека ради Человека, кто рискуют собой или действительно отдают свою жизнь за идею!

Сделайте хотя бы один приблизительный подсчет, повторю я. И, сделав, возьмите, если они существуют, записки и письма, оставленные этими людьми, - начиная с наиболее выдающихся из них, которые знают все, и кончая самыми скромными, такими как безымянные почтовые пилоты, вот уже 25 лет прокладывающие воздушный путь через Америку, погибающими один за другим, но оставляющими духовный след в чувствах и мыслях людей. Что откроется вам в их исповедях?

Радость. Радость возвышенная и глубокая, радость могущественная, взрывчатая радость жизни, которая наконец отыскала бесконечное пространство, чтобы хлынуть туда.

Радость Бесконечности, скажем так!

Обычно наше счастье подрывает и отравляет ощущение близкого дна и конца всего, что нас прельщало, страдание от разлук и бренности - тоски преходящего времени, страх перед хрупкостью ценностей, которыми мы владеем, разочарование от близкого конца всего того, что мы есть и что мы любим...

Для тех же, кто открыл в Идеале или в Деле тайну сотворчества и отождествления себя (в большей или меньшей мере) со Вселенной, все тени рассеиваются. Но радость обожания укореняется в них вовсе не для того, чтобы уменьшить или разрушить радость бытия и радость любви. (Кюри, Термье были чудесными друзьями, отцами и супругами.) В своем полном развитии эта радость заключает в себе и дает удивительный душевный покой. Предмет, который ее питает - неисчерпаем, поскольку последовательно совмещается с освоением Мира вокруг нас. Он, в сущности, неподвластен всяческой угрозе смерти или распада. И, наконец, в той или иной степени он постоянно доступен, потому что наиболее верный способ его обрести - каждому на своем месте как можно лучше делать то, что он может.

Радость элемента природы, ставшего сознательной частью Целого, которому он приносит пользу, в котором завершается, и та отрада, которую черпает размышляющий атом в чувстве своего предназначения и сопричастности несущей его Вселенной, - такова по праву и фактически форма наиболее возвышенного и возрастающего Счастья, которую я хотел бы вам предложить и пожелать.

(окончание следует)


Предыдущие статьи:

О счастье. Часть I. Пьер Тейяр де Шарден   |   О счастье. Часть II. Пьер Тейяр де Шарден   |   О счастье. Часть III. Пьер Тейяр де Шарден

За пределами догмы

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное