Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 142 (10 декабря 2006 г.)


Истоки идеи реинкарнации в раннеевропейской мысли
Часть 6

Светлана Горячева

Знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий (известный также как Йосеф бен Маттитьяху; около 38 г., Иерусалим, - после 100 г., Рим) писал в I веке н. э. об учении перевоплощения как о широко известном факте:

Наше тело смертно и сотворено из бренной материи; но в нем живет душа, которая бессмертна и составляет частицу божества. Если кто растрачивает или плохо охраняет имущество, вверенное ему другим человеком, то он считается недобросовестным и вероломным; но если кто вверенное ему самим Богом добро насильно Вырывает из своего собственного тела - может ли он надеяться, что избежит кары того, которого он оскорбил?... Разве вы не знаете, что те, которые отходят от земной жизни естественной смертью, отдавая Богу его дар, когда он сам приходит за получением его, что те люди удостаиваются вечной славы, прочности рода, потомства, а их души остаются чистыми и безгрешными и обретут святейшее место на небесах, откуда они по прошествии веков вновь переселятся в непорочные тела; но души тех, которые безумно наложили на себя руки, попадают в самое мрачное подземное царство, а Бог, отец их, карает этих тяжких преступников еще в их потомках? (Иосиф Флавий, Иудейская Война, 3.8.5 и далее)

Иосиф подробно описывает различные современные ему школы иудейской мысли и их взгляд на природу души. По-видимому, эти взгляды отличались значительным разнообразием, и именно этим объясняются завуалированные упоминания, которые встречаются в канонической библейской литературе. Так, ессеи, по утверждению Иосифа, признавали истинность учения о предсуществовании душ и, в некотором смысле, реинкарнацию. В приведенном ниже пассаже обращает на себя внимание очевидная параллель (намеренная или нет) между взглядами ессеев и пифагорейской школы:

Они именно твердо веруют‚ что‚ хотя тело тленно и материя невечна‚ душа же всегда остается бессмертной; что‚ происходя из тончайшего эфира и вовлеченная какой-то природной пленительной силой в тело‚ душа находится в нем как бы в заключении‚ но как только телесные узы спадают‚ она‚ как освобожденная от долгого рабства‚ весело уносится в вышину... Бессмертие души‚ прежде всего‚ само по себе составляет у ессеев весьма важное учение‚ а затем они считают его средством для поощрения к добродетели и предостережения от порока. Они думают‚ что добрые‚ в надежде на славную посмертную жизнь‚сделаются еще лучшими; злые же будут стараться обуздать себя из страха перед тем‚ что если даже их грехи останутся скрытыми при жизни‚ то‚по уходе в другой мир‚ они должны будут терпеть вечные муки. Этим своим учением о душе ессеи неотразимым образом привлекают к себе всех‚которые только раз вкусили их мудрость.

Именно ессейской секте (или одному из ее ответвлений), как считается, принадлежали рукописи, найденные в 1945 г. вблизи Хирбет-Кумрана. По замечанию американского исследователя К. Хансона (Хансон, с. 65), «создается впечатление, что реинкарнацию израильский народ очень любил. Они легко приняли и то, что Учитель (Праведности, основатель и руководитель кумранской секты. – С. Г) возродится в облике нового Мессии—Жреца, и то, что незадолго до явления Спасителя вновь родится пророк Илия, который станет предтечей и вестником Мессии». Этот Мессия–Жрец также именуется «Мессией Аарона», «Священником», «Толкователем Закона» (Первое дополнение к Уставу – «Две колонки», 1QSa II, 19). Царь-Мессия обязан был считаться с его мнением и с авторитетом священников в целом во всех делах, связанных с Законом: «Как они научат его, так он и будет судить» (Комментарий на Книгу пророка Исайи, 4QpIsa = 4Q161, фрагменты 8 – 11, I.23). «Мессия Аарона» должен был стать последним Учителем, «наставляющим праведности в конце дней» (Дамасский Документ, VI, 11) – эпитеты, традиционно приписываемые погибшему мученической смертью Учителю Праведности (ср. традиционные христианские представления о втором пришествии Христа «во славе»).

Это убеждение отчасти разделялось и другой иудейской сектой – фарисеями, которых в период земной жизни Иисуса Христа насчитывалось порядка 3000 человек:

Из двух первенствующих сект фарисеи слывут точнейшими толкователями закона и считаются основателями первой секты. Они ставят все в зависимость от Бога и судьбы и учат‚что хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками‚но что и в этом участвует предопределение судьбы. Души‚ по их мнению‚ все бессмертны; но только души добрых переселяются после их смерти в другие тела‚ а души злых обречены на вечные муки. Саддукеи - вторая секта - совершенно отрицают судьбу и утверждают‚ что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния‚ ни на злые‚ ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной воле человека‚ и каждый по своему собственному усмотрению переходит на ту или другую сторону. Точно так же они отрицают бессмертие души и всякое загробное воздаяние. (Иудейская война, 2.8.11,14)

Одному из самых выдающихся фарисейских учителей, Гиллелю (жившему в конце I в. до н.э.) приписывается следующее изречение, также, вероятно, содержащее намек на реинкарнацию:

Однажды Гиллель увидел череп, плывущий по воде, и сказал: «За то, что ты утопил, тебя утопили; и те, что тебя утопили, тоже утонут». (Вавилонский Талмуд, Сукка 43а)

(продолжение следует)

Связаться с автором статьи: sg@hotmail.ru


Предыдущие статьи:

Истоки идеи реинкарнации. Часть 1. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 2. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 3. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 4. Светлана Горячева

Также читайте на сайте рассылки "Свет внутри вас":

Жизнь, смерть и бессмертие   |   Тайные слова жизни   |   Манифест духовной свободы   |   Обладает ли церковь монополией на Бога?   |   Исцеляющая истина   |   Не чудеса, а закон

Родственные проекты:

Духовные законы   |   Беседы об Истине   |   Свет внутри вас   |   Путь Единства

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное