Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 141 (3 декабря 2006 г.)


Истоки идеи реинкарнации в раннеевропейской мысли
Часть 5

Светлана Горячева

Филон Александрийский (известный также как Филон Иудейский; ок. 25 г. до н. э. – ок. 50 г. н.э.), выдающийся еврейско-эллинистический философ, принадлежал к знатнейшей еврейской семье в Александрии, связанной с династией Ирода и римскими придворными кругами. Работы Филона Александрийского написаны по-гречески и обнаруживают совершенное владение языком, глубокое знание греческой литературы и философии и прекрасную образность речи. Следуя Платону, Филон Александрийский противопоставляет чувственный мир и умопостигаемую сферу бытия, только в рамках которой можно постичь истину. "Достижение гармонии между человеческой душой и Богом Филон представляет и как восхождение души к Богу, и как снисхождение Бога в человеческую душу. Принципиальное тождество человеческого и Божественного духа, постулируемое философией стоицизма, принимает у Филона Александрийского форму мистического учения о единении души с Богом. Чтобы подготовить себя к единению с Богом, человек должен освободиться от земных уз, оставить "свою землю, своих сородичей и отчий дом", то есть забыть тело, чувства и человеческую речь... Подлинное предназначение и благо человека - освобождение от телесных потребностей и удовольствий и достижение духовной созерцательной жизни. Однако человек обретает право на такую жизнь только после того, как он добросовестно выполнил свой земной долг в обществе" (Еврейская Энциклопедия). В трактате О Херувимах (114) содержится следующее рассуждение Филона:

Ибо где было мое тело прежде рождения? И куда оно денется, когда я отсюда уйду? А где особенности возрастов, которые сменяли друг друга в то время, как мне казалось, что я все тот же? Где грудной младенец, где подросшее дитя, где большой ребенок, где тот, кто только-только начинает взрослеть, где отрок, тот у кого пробивается первый пух, юноша, зрелый муж? А откуда пришла душа, и куда она уйдет, и сколько времени будет нам сожительствовать? А что она есть по своей сущности, разве можем мы сказать? И когда, собственно, мы ее обрели? Прежде рождения? Но ведь мы тогда не существовали. Может быть, она будет у нас после смерти? Но ведь мы не будем тогда телесными, смешанными и качественными, но устремимся к новому рождению (разрядка моя. – С.Г.), будучи бестелесными, несмешанными и бескачественными.

Комментируя этот фрагмент, переводчик Филона на русский язык Е. Д. Матусова отмечает: "Трудно сказать однозначно, принимает ли Филон в какой-либо форме платоническую концепцию метемпсихоза. В некоторых контекстах (О гигантах, 12—13; О насаждении, 14; О смешении языков, 77-82; О том, кто наследует божественное, 282—283; О сновидениях, I 139) речь идет о том, что бестелесные души нисходят в тела". Так, в трактате О смешении языков (77 – 78) Филон говорит о мудрецах, считающих небо своим настоящим "отечеством":

Вот почему все, кого Моисей называет мудрецами, живут, как пришлецы: их души не выводят поселений с неба - нет, они приходят в чужую для них земную область во имя тех, кто привержен знанию и созерцанию. А когда побудут они в телесной оболочке и поймут ее посредством все чувственное и смертное, то возвращаются туда, откуда отправились, ибо считают, что отечество им - область небесная, где они граждане, а область земная, где жили они пришлецами, - чужбина. Ведь для тех, кто вывел поселение, отечеством становится принявшая переселенцев земля, а для пришлецов отечеством остается страна, из которой ушли они и в которую жаждут вернуться.

Только один раз создается отчетливое впечатление, что имеется в виду постоянно повторяющийся процесс (О сновидениях, I 138 – 140):

Итак, из этих душ некоторые сошли на землю, имея в виду быть заключенными в земные тела, а именно те, кто теснее (остальных) связан с землей и кто любит плоть. Но некоторые воспаряют вверх, опять же, различаясь по временам и определениям, назначенным им природой. Те из них, кто подпадает под влияние тяги к смертной жизни и привыкает к ней, возвращаются к ней снова. Однако другие, осуждая тело как нечто не достойное внимания, полагают его подобным тюрьме или могиле, и, высвободившись из него словно из исправительного дома или гробницы, воспаряют на легких крыльях к эфиру и посвящают всю свою жизнь утонченным рассуждениям. Есть и другие, чистейшие и превосходнейшие из всех, кто, обладая большей долей божественного разума, никогда и ни при каких обстоятельствах не испытывают земных желаний, но являются как бы помощниками Правителя вселенной, глазами и ушами великого Царя, присматривающимися и прислушивающимися ко всему (перевод мой. – С. Г.).

"Представляется вероятным, - заключает комментатор, - что на горизонте филоновской мысли постоянно существует этот важный платонический концепт, который он не отвергает совершенно, но и не отваживается полностью принять в систему своих представлений" (Филон Александрийский, Толкования Ветхого Завета, с. 155).

(продолжение следует)

Связаться с автором статьи: sg@hotmail.ru


Предыдущие статьи:

Истоки идеи реинкарнации. Часть 1. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 2. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 3. Светлана Горячева

Также читайте на сайте рассылки "Свет внутри вас":

Манифест духовной свободы   |   Обладает ли церковь монополией на Бога?   |   Исцеляющая истина   |   Не чудеса, а закон   |   Авторитет Истины

Родственные проекты:

Духовные законы   |   Беседы об Истине   |   Свет внутри вас   |   Путь Единства

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное