У некоторых людей возникает вопрос: "Если перевоплощение
действительно существует - как тогда объяснить резкое
увеличение населения земли в последнее время? Откуда берутся
все эти люди?" Известный исследователь реинкарнации доктор
Ян Стивенсон, уже упоминавшийся на страницах этой
рассылки, предлагает свои объяснения этому факту. Процитируем
отрывок из книги С. Крэнстона и К. Уильямс, "Перевоплощение:
Новые горизонты".
"Кто может сказать, какова же была численность людей?
Великие цивилизации возникали и исчезали, не оставив
никаких свидетельств о численности людей. "У нас мало
достоверной информации о темпах роста населения, - замечает
Стивенсон, - на огромнейший исторический период до
появления современной демографии в XVII и XVIII веках. И чем
дальше мы погружаем наши исследования в отдаленное и
доисторическое прошлое, тем больше мы подменяем факты
догадками". Демографы оценили численность
населения Земли в диапазоне между 69 миллиардами (Кейфиц,
1966 г.) и 96 миллиардами (Веллемейер и др., 1962 г.). Стивенсон
выбрал среднее между этими цифрами - 80 миллиардов. Он пишет:
"Сейчас численность населения в мире составляет около
4 миллиардов. Следовательно, с точки зрения живших 80 миллиардов
каждая человеческая душа (пользуясь удобным выражением) в среднем
могла воплотиться двадцать раз. За вышеприведенной оценкой,
являющейся достаточно грубой, следует совсем
неоправданное предположение, что промежуток между
смертью и перевоплощением оставался неизменным на
протяжении существования человека. Но, возможно, "антракт"
между жизнями когда-то длился намного дольше, чем сейчас..."
То, что промежуток между жизнями когда-то был довольно
продолжительным, соответствует взглядам древних. Платон в
"Федре" утверждает, что за некоторыми исключениями между
жизнями проходит много веков. В "Республике" он упоминает
о тысячелетнем цикле перевоплощения. Вергилий говорит то же
самое в "Энеиде", Кришна - в "Бхагавадгите". Обыденная жизнь
в те далекие времена была более размеренной, чем сегодня.
В современном мире все ускоряется. Даже дети достигают зрелости
раньше. Возможно, это объясняет, почему время между воплощениями
стало намного короче, чем прежде.
Стивенсон дает еще одно предположение, что "души людей развились
и "сдали выпускные экзамены" в человеческие тела из животных,
стоявших ниже человечества... И, наконец (здесь мы приближаемся
к области научной фантастики) души людей могли также "эмигрировать"
из других солнечных систем на нашу планету".
С предположением о том, что души некоторых людей
смогли эволюционировать из душ животных соглашался - как
это ни парадоксально - знаменитый православный богослов и
философ Н.О. Лосский. Два года тому назад мы уже обращались к
его книге "Учение и перевоплощении". Приведем здесь несколько
отрывков из второй главы, озаглавленной "Происхождение человека
из низших ступеней природы".
"Происхождение человека из низших существ может в некоторых
случаях осуществиться таким образом. Положим, какое-либо умное
домашнее животное, напр. собака или лошадь, полюбит людей так,
что не сможет жить без них. После своей смерти такое животное
не оставит людей; оно может вступить в состав тела
человеческого зародыша и стать заведующим каким-либо центром
мозга или другим важным органом. Исполняя специальные функции,
такой субстанциальный деятель научается вообще типу жизни,
согласной с идеею человечности, и в дальнейшем своем развитии
может стать организатором такой клетки в теле человека, как
яичко или сперматозоид; после оплодотворения он становится
зародышем, развивающимся в теле матери, и рождается как
человек.
Этот шаг от животного к разумной человечности совершается,
конечно, не посредством одних только индивидуальных усилий
данного субстанциального деятеля, но еще и при благодатном
содействии особого творческого акта Божия: деятель, сотворенный
Богом при творении мира, удостоивается дополнительного акта
творения, если бескорыстно стремится к добру столь высокого
типа жизни, как разумная человечность. Это учение о
дополнительном Божием акте творения выработано Лейбницем,
который назвал его словом transcreatio. Таким образом он в
своем учении о перевоплощении сочетал две богословские
теории происхождения души - теорию предсуществования и
теорию креационизма. Имея в виду свое учение о
дополнительном творческом акте Божием, поднимающем неразумную
душу на степень разумности, Лейбниц полагает, что его
теория перевоплощения может быть принята христианской
Церковью.
Учение Лейбница о transcreatio не есть искусственное
приспособление к христианскому мировоззрению. Всякий крупный
шаг в развитии психо-материального царства возможен не иначе,
как при соучастии всеведения Божия и творческой мощи Бога.
Весь рассказ книги "Бытия" о творении мира Богом в течение
шести дней есть повествование об эволюции природы,
осуществляющейся в форме содействия Богом поднятию на новую
ступень тех существ, которые были уже сотворены Им в первичном
акте абсолютного творения "неба и земли".