Часть II Джеймс Дилетт Фримен
(из книги "Реинкарнация")
Что же остается от человека после перевоплощения? Поскольку
очевидно, что человек утрачивает в перевоплощении свою
сознательную память - за исключением редких случаев - та часть,
которая остается, должна лежать за пределами нашего сознательного
"я".
Большинство христианских церквей говорят об этой части как о
духе или душе. Эти слова обычно используют как синонимы. Тем
не менее, современные метафизические религии указывают на
различие между духом и душой.
Одни люди, верящие в реинкарнацию, утверждают, что только
совершенный и созданный по образу Бога дух, который есть
наше подлинное, неизменное и вечное "я", переходит в
процессе реинкарнации. Другие придерживаются мнения, что
душа также выживает и перевоплощаетесь. Согласно учению
Будды, вы не являетесь духом, душой или "я". Вы подобны волне
в море бытия, которая поднялась на время, и которая затем
растворится в пучине - до тех пор, пока морские потоки снова
не соединят разрозненные компоненты вашего бытия, или
"скандхи".
Дух и душа - хорошие слова, но их использовали таким образом,
что они утратили всякую реальность и ощутимость. Хотя мне нравится
идея Будды о том, что человек более процесс, нежели сущность,
я верю в то, что мы обладаем подлинным "я".
Возможно, лучшее слово, которым мы располагаем -
"индивидуальность". Его используют многие люди, обсуждающие
возможность реинкарнации. Оно не связано с какой-либо
конкретной теологией. Вместе с тем, оно наделяет человека,
который к нему прибегает, способностью указывать на аспект
бытия, превосходящий персональность.
Персональность есть нечто кажущееся - как для нас, так и
для окружающих. Мы можем быть интровертами или
экстравертами, агрессивными или застенчивыми, гордыми или
смиренными, смелыми или напуганными, тихими или разговорчивыми,
скупыми или щедрыми, и так далее. Мы можем демонстрировать
некоторые особенные навыки и способности. Индивидуальность
включает в себя не только качества, которые мы осознаем,
но также основные черты характера, душевные настрои и
тенденции, которые лежат у корня наших сознательных мыслей,
слов и действий. Иными словами, индивидуальность делает нас
такими, какие мы есть, и определяет то, как мы поступаем.
Мне не очень нравится сравнивать человека с айсбергом, потому
что эта аналогия весьма условна. Человек - не ледяная гора.
В то же самое время, мы похожи на айсберг тем, что лишь
незначительная часть нашего бытия видна на поверхности.
Наше сознание, каким бы важным оно ни были, есть просто
верхушка айсберга. Возможно, было бы лучше сравнить человека
с вулканом. Мы - дымящаяся вершина, которую можно увидеть
на поверхности. Но мы также - огненные реки лавы, которые
поднимаются из раскаленных морей магмы в глубинах земли.
Но мы - не вулканы и не айсберги. Мы - живые и творческие
дети Творческого Принципа Жизни.
Чем вы являетесь в своем сердце? Ваше сердце создаст форму,
которую вы примете за пределами смерти. Можно говорить о
остающейся при перевоплощении части как о духе, о разуме,
об атмане, о пуруше, об индивидуальности, о процессе, о
сущности - это не имеет значения. Если это является значимым
для меня, это должно существовать.
Я не верю в то, что сознание персональности по имени Джим
Фримен останется живым после смерти. Но подлинное "я",
которым я являюсь в данный конкретный момент этого времени
и места, выживет и проявит другие образцы мыслей, слов и дел,
которые в точно такой же степени будут мною. В корне моей
жизни заложены основополагающие элементы моего бытия. Они
пребывают. Они растут. Вот мысль, которая мне нравится
больше, чем сравнение человека с айсбергом или вулканом -
мысль о жизни корней!
Разве я не похож на многолетнее растение? Весной,
происходит пробуждение жизни в корнях, которые лежат в
спячке на протяжении зимы. На поверхности появляются стебли
и листья, а за ними - цветы. Затем, с возвращением зимы, корни
забирают в себя питательные вещества, которые необходимы для
того, чтобы пережить холодный период, и ждут новой весны.
Цветущее растение, которое мы видим, засыхает и становится
пылью. Но разве я не являюсь бессмертным корнем? Корень
продолжает жить дальше. Он содержит в себе сущность того,
кем я являюсь и кем я могу стать. Ничто из того, что является
истинным применительно ко мне, не потеряно. Все, чем я могу
быть, хранится в моей корневой системе, надежно укрытой в
земле. От этого корня моего бытия я появляюсь снова и снова -
всегда тот же, но не один и тот же. Подобно многолетнему
растению, я каждый раз цвету по-новому.