По моему глубокому убеждению, если существует Бог, то Он
должен быть справедлив. Это - первейшее и наиболее необходимое
условие. Невозможно представить, чтобы такая творческая сила,
как Бог, была несправедливой. И если справедлив Бог -
то справедлив и созданный Им мир. Должно существовать объяснение
для всех видимых несправедливостей, для всякого
врожденного неравенства. На мой взгляд, такое объяснение
можно дать лишь предположив, что человеку дана не одна жизнь.
Вы не можете прочесть одну страницу книги и понять все
ее содержание. Вы не можете услышать один аккорд и оценить
всю прелесть симфонии. Точно так же, жизнь человека становится
по-настоящему осмысленной, когда мы видим ее звеном в серии
предыдущих и последующих воплощений.
Представьте себе, что вы заснули и внезапно очутились в
неизвестном вам месте. Вы видите одного человека, которого
ведут на смертную казнь - и другого, которого награждают
медалью. Не имея другой информации, вы могли бы сказать:
"Какое вопиющее неравенство! Как несправедлив этот мир!"
Но что бы произошло, если бы вам сказали, что первый человек
накануне убил своего соседа, а второй - рисковал своей жизнью
ради спасения ближних? Все сразу же встало бы на свои места.
В реальной жизни, мы видим множество примеров кажущегося
неравенства. Кто-то рождается принцем, кто-то - нищим. Принц
может быть жестоким и глупым, а нищий, напротив, умным и
благородным. Идя по жизни, человек может приобретать
благословения и награды, которые кажутся незаслуженными.
Некоторым на долю выпадают скорби и страдания, для которых
нет видимой причины. В своем знаменитом монологе, Гамлет
перечисляет подобные переживания:
Кто снес бы плети и глумленье века,
Гнет сильного, насмешку гордеца,
Боль презренной любви, судей медливость,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуге...
Кто бы плелся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти -
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам, - волю не смущал?
Разве все это не кажется неразрешимой загадкой для разума?
Видя неравенство и несправедливость, любой человек, обладающий
здравым рассудком, может легко убедить себя в том, что жизнь
есть цепь бессмысленных случайностей - если только за пределами
этой жизни, как до, так и после нее, ничего не лежит. Истина
в том, что предыдущие жизни привели нас к нашей нынешней
жизни и нынешним обстоятельствам. Мы носим маску нашей
персональности в этом акте пьесы жизни в силу всего того,
что мы сделали в прошлом.
Как я уже сказал, для того, чтобы считать жизнь осмысленной,
вы должны быть уверены в двух вещах:
Во-первых, мы являемся бессмертными;
Во-вторых, мы притягиваем к себе нашу жизнь.
Я предлагаю обратиться сейчас ко второму пункту. Притягиваем
ли мы к себе свою жизнь, и если да, то каким образом это
происходит?
Некоторые люди винят Бога во всем плохом, что происходит
с ними. "Видать, так было угодно Богу", - сетуют они во время невзгод.
Предположим на миг, что это так. Но Бог, наряду с другими
качествами, должен обладать сознанием. Традиционное богословие
говорит о Боге как о "рациональном принципе вселенной". Нет
никаких оснований предполагать, что Божественный Разум желает
того, что является неразумным и несправедливым. Справедливо
будет решить, что человек должен получить все, что он
заслуживает и притягивает к себе.
Если вы зададите верующим в реинкарнацию вопрос о том, каким
образом человек притягивает в свою жизнь определенные переживания,
они, скорее всего, ответят: "Благодаря кармическому
закону". Рассматривая тему перевоплощения, мы не можем обойти
стороной идею кармы.
"Карма" - санскритское слово, переводящееся как "дело,
работа, действие". Оно происходит от глагола "делать".
Сторонники кармы убеждены, что именно она делает нас самих
такими, какие мы есть, и определяет характер нашей жизни.
Лично мне не нравится слово "карма" - точно так же, как
и "реинкарнация". Оно несет в себе множество негативных оттенков.
Верой в карму пропитано все мышление Востока. Живущие там люди
говорят о "хорошей" и "плохой" карме, но, в сущности, вся карма
для них является плохой, потому что она привязывает человека
к колесу рождения, смерти и перерождения. Хорошая карма может
быть даже хуже плохой кармы - из-за нашей привязанности к ней.
Когда мы на Западе переводим слово "карма", мы обычно
подразумеваем под ней закон причины и следствия. Нам кажется,
что это очень научно. В мире все подчинено причинно-
следственной зависимости, не правда ли? Мне также не нравится
закон причины и следствия - я не люблю детерминизм.
Я решительно не верю в то, что наша жизнь предопределена.
Доктрина предопределения, утверждающая, что по Божьей воле
одни души рождаются на спасение, а другие на вечную погибель -
это один из наиболее страшных грехов христианских богословов
против мира.
Вера в предопределение тяжким бременем лежит на исламе.
Мусульмане называют его словом "кимсет", или "судьба".
Как христиане, так и мусульмане, считают, что подобная
вера подчеркивает величие Бога. Поскольку Бог - верховный
Владыка, Его воля является определяющей во всем, что происходит
в мире. Однако, здесь возникает логическое противоречие.
Вы делаете все, что хотите - но в действительности вами
управляет воля Божья. Еще в момент вашего рождения Бог принял
решение, что станет с вашей жизнью, хотя вы несете
ответственность за свои поступки.
Бог направляет вас к добру - но Он не ведет вас по Своей воле.
Вот почему в молитве "Отче наш" есть такие слова:
"Не введи нас во искушение". Может быть, в действительности,
Иисус говорил иначе, а общепринятый перевод является
неправильным. Существуют альтернативные трактовки.
В переводе Феррара Фентона эта фраза звучит: "Ты не желаешь
вводить нас в искушение". Джордж Ламса, известный знаток
арамейского языка, переводит ее: "Не позволь нам войти
в искушение". Чарльз Торри предлагает такой вариант:
"Не позволь нам поддаться искушению". Христианская Школа
Единства предлагает молиться следующим образом:
"Не оставь нас в искушении".