Существовало ли у Христа тайное учение, которое Он
передал непосредственно Своим ученикам, но которое
не было записано? Многочисленные намеки на страницах
Библии позволяют нам предполагать это. К примеру, Евангелие
от Иоанна заканчивается такими словами:
"Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том
подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных
книг" (Иоанна 21:25).
Другие отрывки из Писания показывают, что Иисус делал различие
между учениками и прочими людьми.
"Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все
бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и
не видят; своими ушами слышат, и не разумеют... И таковыми
многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли
слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине
изъяснял все" (Марка 4:11-12, 33-34).
Апостол Павел также заметил: "Мудрость же мы проповедуем
между совершенными, но мудрость не века сего и не властей
века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию,
тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде
веков к славе нашей" (1 Коринфянам 2:6,7).
Впрочем, обладание "сокровенной мудростью" - это не повод
для гордости и самолюбования, потому что большее знание
всегда предполагает большую ответственность того, кто
это знание приобретает.
Климент Александрийский, один из известных отцов церкви,
говорил о том, что он является наследником тайной традиции
первых апостолов, которая передается только немногим
избранным, способным ее понять. В чем состояло это учение,
нам сейчас неизвестно. Но весьма характерно, что на посту
руководителя богословской школы в Александрии, Климента
сменил Ориген, взгляды которого на предсуществование души
и реинкарнацию хорошо известны.
Среди документов, найденных в Наг-Хаммади, особо выделяется
Евангелие от Фомы. Хотя в нем есть множество параллелей
с высказываниями Иисуса из канонических Евангелий, оно
резко отличается от них по духу. Оно является отчетливо
гностическим. Спасение в нем трактуется как избавление
от состояния духовного невежества. В этом Евангелии,
Иисус часто говорит притчами и загадками, которые должны
быть понятны только посвященным.
Учит ли Евангелие от Фомы реинкарнации? Есть несколько
отрывков, на основании которых мы можем сделать такой
вывод.
"Иисус сказал: "Если вам говорят: "Откуда вы произошли?" -
скажите им: "Мы пришли от света, от места, где свет произошел
от самого себя" (ст. 55). Здесь ясно говорится о
предсуществовании души - о том, что она обитала в духовной
сфере до момента своего рождения.
В традиционном христианстве существует доктрина креационизма,
согласно которой душа человека творится непосредственно
в момент зачатия. Данные слова Иисуса - если мы согласимся
с ними - полностью опровергают ее. Душа нисходит от Бога
в материальный мир для того чтобы, пройдя цепь воплощений
и познав свою подлинную природу, вернуться к изначальному
Источнику. В этом ключе мы также можем истолковать и хорошо
известную притчу о блудном сыне.
"Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка
о месте жизни, и он будет жить" (ст. 6). Мы можем сделать
из этого вывод, что каждая воплотившаяся душа приходит в
мир с багажом мудрости и понимания. До нужной поры, эта
мудрость хранится в подсознании. Признавая ее существование,
мы способствуем ее проявлению.
Путь духовного преображения, предлагаемый Евангелием от Фомы –
это познание нашей подлинной природы и нашей сопричастности
Богу: "Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и
узнаете, что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете
себя, тогда вы в бедности и вы - бедность" (ст. 3). Значит
ли это, что для просветленного человека исчезает потребность
в новых воплощениях? По всей вероятности, да. В то же самое
время, "Царство Небесное" не есть физическое место, в которое
можно попасть - через воскресение тела, или каким-либо иным
путем. Оно - духовное измерение, к которому неприменимы
привычные нам категории пространства и времени.
"Ученики его сказали: "Покажи нам место, где ты, ибо нам
необходимо найти его". Он сказал им в ответ: "Тот, кто
имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света,
и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма"
(ст. 29).