Многие христиане (в особенности - протестанты) придерживаются
мнения, что Библия содержит в себе все знания о Боге,
необходимые верующему человеку. Но сама же Библия позволяет
нам в этом усомниться. Так например, во время последней вечери
Иисус говорит ученикам: "Еще многое имею сказать вам; но вы
теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины,
то наставит вас на всякую истину" (Иоанна 16:12,13). Иисус
не дал законченного откровения. Он указал на основополагающие
законы Бытия, добавив, что когда наш разум будет достаточно
готов, Дух раскроет нам новые грани божественной реальности.
Является ли реинкарнация частью продолжающегося откровения
Духа? По крайней мере, мы можем рассмотреть такую возможность.
Реинкарнация не противоречит ни одному из духовных законов,
о которых учил Иисус. Напротив, она выглядит их естественным
и логическим дополнением. В особенности если мы отдаем отчет
в том, что Иисус учил притчами, используя язык образов и символов.
Непонимание аллегоричности слов Иисуса привело к ожиданиям
скорого "конца света" и пришествия Христа во славе - еще
при жизни первого поколения верующих. В самом деле, разве
не сказал Он: "Не успеете обойти городов Израилевых, как
придет Сын Человеческий" (Матфея 10:23), и "не прейдет род
сей, как все сие будет" (Матфея 24:34)?
"Христиане первого века нашей эры не интересовались
подробностями будущей жизни. Они каждый день ожидали
прихода Христа. Они верили, что каждый день может быть
тем днем, когда потемнеет небо и появится Иисус, восставший
в славе как судья людей", - говорит профессор Макгрегор в
своей лекции "Реинкарнация в христианстве".
Основой мировоззрения первых христиан был ярко выраженный
эскапизм, стремление как можно скорее уйти из "злого и
порочного" мира, от которого они не ждали ничего хорошего.
"Не любите мира, ни того что в мире", - призывали они. Конец
света представлялся им резким и драматическим событием,
кладущим конец истории человечества. Были ли правы ранние
последователи Иисуса в своих ожиданиях? Я думаю, что две
тысячи лет, которые прошли с тех пор - убедительный аргумент
в пользу того, что их взгляды на мир оказались ошибочными.
В учении Иисуса мы не найдем резких слов, осуждающих мир.
Он говорит, что Бог незримо присутствует в мире, благословляя
его и ведя к окончательному совершенству. Утверждение Царства
Божьего - это не вселенский апокалипсис, а постепенный
процесс, охватывающий собой все мироздание.
"Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв,
положила в три меры муки, доколе не вскисло все" (Матфея 13:33).
После того, как с воцарением императора Константина церковь
обрела политическую власть, апокалиптические ожидания стали
ослабевать. Церковь стала все более утверждаться в понимании того,
что ее призвание - распространение Царства Божьего на земле.
Проблема, однако, состояла в том, что претендуя на роль
посредника в отношениях между Богом и человеком, церковь
настороженно относилась ко всем идеям, ставившим во главу
угла личную свободу и ответственность. Это и привело к
окончательному изгнанию реинкарнации из официальной
христианской доктрины.
"В доме Отца Моего обителей много" (Иоанна 14:2), - сказал
Иисус. Традиционное представление о "небесах" и "аде"
порождает массу недоуменных вопросов о том, кто же окажется
достойным неба - ведь не только дела людей, но и их мотивы,
в большинстве случаев не поддаются однозначной оценке.
Учение об "оправдании верой" не прибавляет в этом вопросе
ясности. Но слова Иисуса показывают, что Бог приготовил не
одну и не две, а "много обителей", и каждый человек после
смерти сможет отправиться в место, идеально соответствующее
его состоянию сознания. Он "перейдет в следующий класс"
вселенской школы, чтобы усвоить те уроки, которым не успел
научиться. Он получит возможность раскрыть таланты, которые
оставались в нем дремлющими. Ему будет дано право потрудиться -
и получить награду за свои труды.