Поток жизни реален. Сегодня вы - не тот человек, которого
можно увидеть на отдельных "кадрах" прошлых лет, взятых
из контекста "кинофильма" вашей жизни. Возьмите, к примеру,
сцену тридцатилетней давности, где вы выглядите робким и
неуклюжим. В действительности, это не есть вы. Это - одна
из ролей, которую вы сыграли и затем оставили. Почему она
должна быть вашей окончательной оценкой? Но люди часто
совершают подобную ошибку, говоря: "Мне нужно принять мои
ограничения. Я - таков, какой есть, и с этим ничего
не поделать". Но правда ли это? Возможно, ваши ограничения -
вовсе не предел того, на что вы способны. Вы живете в потоке.
Вы уже не тот человек, которым вы были в детстве, в
подростковом и юношеском возрасте. Вы значительно отличаетесь
в теле, разуме и духе от человека, которым вы были год, месяц,
и даже несколько часов тому назад, когда вы начали чтение этой
книги.
Можем ли мы предположить, что процесс потока жизни ограничен
коротким промежутком между рождением и смертью? Должны ли
мы верить, что рожденная душа приходит с некоей "небесной
фабрики", живет несколько десятков лет - и затем исчезает
в забвении? Если бы это было справедливо, в жизни было бы
мало смысла, поскольку переживания различных людей
характеризуются неравенством. Вот почему религия всегда
вырастала из человеческих попыток увидеть, что лежит за
пределами смерти. Само слово "Провидение", которое часто
используется в качестве имени Бога, буквально означает
"предвидение". Человек всегда интуитивно чувствовал, что
жизнь является вечной, и смерть - не конец.
Шопенгауэр говорил, что западный мир страдает от большого
заблуждения, согласно которому человек творится из ничего,
и его рождение - это его первое вхождение в жизнь. Он выступал
за идею реинкарнации. Заблуждение это во многом связано
с неправильной информированностью многих христиан. Первые
последователи Иисуса принимали идею перевоплощения. Лишь
позднее, спустя многие сотни лет, учение о реинкарнации
было предано анафеме - по очевидным причинам. Если индивидуум
имеет свои собственные отношения с потоком жизни,
исчезает необходимость в посредничестве церкви и священников.
Виктор Гюго писал:
"Более полувека я выражал свои мысли в прозе и в стихах.
Мне приходилось затрагивать темы истории и философии. Но
я чувствую, что не высказал и тысячной доли того, что есть
во мне. Сходя в могилу, я смогу сказать: "я закончил работу
этого дня", но не смогу сказать "я закончил свою жизнь". Моя
ежедневная работа начнется снова, на следующее утро. Могила
не есть тупик. Она - туннель. Она закрывается на закате, но
вновь открывается на рассвете".
В нашем нынешнем переживании жизни, процесс изменений
является постоянной реальностью. Во всяком изменении мы
можем видеть указания на смерть и возрождение. "Я умираю
каждый день" (1 Коринфянам 15:31), - сказал апостол Павел.
Воистину, это так! Каждый день солнце заходит за горизонт,
и этим заканчивается день. Мы ложимся в постель, давая себе
возможность поспать и отдохнуть. День и все его заботы
окончены. Но день переходит в ночь, которая, в свою очередь,
переходит в новый день. С зарею снова возвращается свет. Мы
погружаемся в надежды и возможности нового дня.
Когда человек переходит из одной комнаты в другую, о нем можно
сказать как то, что он выходит из комнаты, так и то, что
он входит в комнату. Оба эти описания являются истинными -
все зависит от расставляемых нами акцентов. Кода студент
заканчивает колледж, он может сказать: "Моя жизнь закончена".
С другой стороны, он может сказать: "Для меня начинается
новая жизнь". Ударение, которое он делает, будет иметь отношение
к его мыслям, и, в конечном итоге, ко всем его жизненным
переживаниям. То же самое истинно по отношению к
переменам, происходящим из-за вступления в брак, болезни,
поступления на новую работу или потере работы. Происходит
смерть старого и рождение нового.
Можно сказать, что смерть есть другая сторона жизни, а жизнь -
другая сторона смерти. В потоке вечной жизни, кино
продолжается - но начинается другая серия. Может быть, взгляд
младенца светится бессознательной мудростью, которую он вынес
из предыдущей жизни? Может быть, ушедший от нас близкий
человек уже находится на пути к неизведанному новому
рождению?
Некоторым людям реинкарнация кажется чуждой и странной
идеей. В этой книге мы не планируем подробно исследовать ее.
Чарльз Филмор предупреждал, что изучение реинкарнации приносит
немного пользы. По-настоящему важно не то, кем вы были, а то,
кем вы являетесь сейчас. Тем не менее, он был убежден
в реальности перевоплощения. Знание о том, что поток жизни
продолжается и за "долиной смертной тени", вдохновляет
и внушает надежду.
Важно знать, что вы являетесь вечным проявлением универсального
потока. Для вас нет ни начала, ни конца. Зная, что вы будете
жить вечно, вы можете оставить озабоченность и беспокойство
по поводу смерти, и заняться делом - жить своей жизнью день
за днем.
"Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"
(Матфея 5:48), - сказал Иисус. Это повеление показывает
окончательную цель нашей жизни. Но как мы можем достичь
совершенства за один жизненный срок в семьдесят пять, или
даже в сто лет, в особенности с учетом того, что мы начинаем
свой путь на разных уровнях? Что сказать про людей, которые
рождены с инвалидностью, слепых, получивших травму головного
мозга? Будут ли они также нести ответственность за степень
раскрытия их совершенного "я" в течение одного промежутка
жизни? Это было бы в высшей степени несправедливо.
Повеление Иисуса - это окончательная цель, над достижением
которой мы призваны работать. Но как много людей достигают
этой цели? Много ли совершенных людей вы встречали? Не будет
ли более реалистичным сделать вывод, что Иисус подразумевал
достижение совершенства через многократные перерождения?
Цель остается той же самой - но у нас есть вся вечность для того,
чтобы достигнуть ее. Эта концепция заслуживает доверия -
если только мы сможем избавиться от наших предрассудков.
Она помогает нам оценить справедливость жизни, ощутить во
вселенной порядок и единство. Она выводит нас за рамки
мелочности и эгоизма.