Спасает не вера в исторического Иисуса, а обращение к
потенциалу Христа в человеке. Комментируя отрывки из Библии
о "спасении в Единородном Сыне", Эрик Баттерворт писал:
"Мейстер Экхарт, средневековый монах, мужественно провозглашал
эту истину во времена, когда его могли обвинить в ереси и сжечь
на костре: "Бог никогда не рождал лишь одного сына, но Он
вечно и всегда рождает Единородного". Эти слова - волшебный
ключ, открывающий для нас смысл отрывка из Евангелия от
Иоанна. "Единородный" означает то, что вы рождены лишь от
Бога. Мы наследуем физические черты от плотских родителей.
В определенном смысле можно говорить, что мы также "рождаемся"
от нашей культуры и нашего общественного окружения.
Тем не менее, существует часть вашей личности, которая
рождена только от Бога. "Ибо так возлюбил Бог мир, что
отдал". Бог дал Себя миру - в форме вас... Величайший
дар - это Бог, воплощенный в человеке. Спасение приходит
через веру в наше "Божественное я" - в Христа, обитающего
внутри нас".
Внимательно читая Евангелия, мы не увидим призывов Иисуса
поклоняться Ему как Богу. Но мы неоднократно встретим слова
о необходимости подражать Его примеру, следовать за Ним.
"Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые
творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Иоанна 14:12).
В подражании Иисусу не было бы никакого смысла, если бы мы
не обладали тем же потенциалом божественности, что и Он,
если бы мы не были в той же мере сопричастны Богу.
Реинкарнация необходима по той причине, что божественное
семя в индивидууме не вырастает сразу. Значительная часть
человечества умирает, не раскрыв свои дары и таланты, не
реализовав свои возможности. "Как рано он ушел из жизни!
Он еще многого не успел!" - часто говорят на похоронах
выдающихся людей. То же самое можно сказать о каждом
человеке без исключения. Какими бы продуктивными мы ни
были, лишь немногим из нас удается раскрыться в полной мере.
Реинкарнация - это надежда на то, что мы сможем успеть в
будущей жизни все, что не успели в этой - и сделать намного
больше. Вот почему я считаю правильным смотреть на перевоплощение
не как на наказание или на ограничение, наложенное на
нас Богом, а на бесконечную череду новых возможностей,
которые обогащают нашу душу и все более приближают нас
к идеалу совершенства.
Сторонники традиционной концепции спасения описывают
небо как место, "куда не войдет ничто нечистое", а ад -
как место вечных мучений для "скверных и нечестивых". Но как
быть с людьми, которые недостаточно хороши для рая, и
недостаточно дурны для ада? Жизнь - это полутона и оттенки,
и ее нельзя искусственно разделить на черное и белое. Среди
нас практически нет как ярко выраженных святых, так и ярко
выраженных злодеев. Когда обычный человек творит добро, его
дела порой несут отпечаток гордости и эгоизма. Когда обычный
человек творит зло, он зачастую делает это не из осознанной
любви ко злу, а по причине невежества, страха или внутренней
слабости. Многие из нас добры или злы в зависимости от
обстоятельств. Возникает закономерный вопрос: может ли
жизнь, в основе которой лежит такое смешение чувств и
мотивов, быть однозначно осуждена или оправдана?
Некоторые верующие находят выход из этого положения в
юридической теории спасения. Они утверждают, что смерть
Иисуса на кресте оплатила долги человечества, и, таким
образом, все верующие в Него освобождаются от приговора
и провозглашаются праведными - вне зависимости от своих
прошлых, настоящих и будущих дел. Верующим, согласно этой
теории, вменяется праведность Иисуса.
Критики справедливо указывали на то, что подобное учение
фактически является лицензией на грех - при условии
сохранения "правильной веры".
Взаимоотношение человеческих заслуг и Божьей благодати -
это большая и глубокая тема, при обращении к которой будет
полезно принимать во внимание теорию реинкарнации.