Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Информационный Канал Subscribe.Ru

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 12 (16 мая 2004 г.)


Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении"
Часть VI

Восьмая глава книги Лосского названа "Мысль о перевоплощении в поэзии". Может возникнуть законный вопрос: какое отношение имеют поэты и писатели к обсуждаемой теме существования человека после смерти? Но обращение к ним - отнюдь не случайность.

Познавая мир, человек прибегает к различным средствам и методам. Все мы знакомы с естественнонаучным и философским познанием мира. Верующие люди говорят о религиозном познании, доступном благодаря мистическому опыту. Все это дает нам право заявить, что существует эстетическое познание мира. Мир открывается человеку через красоту и гармонию. К чувству прекрасного нельзя относиться уничижительно или пренебрежительно, поскольку оно неотделимо от чувства истинного, правильного.

Многообразные методы познания открывают единую реальность вселенной, в которой мы живем. Между ними нет неразрешимых противоречий. Напротив, они призваны дополнять и взаимно обогащать друг друга.

Тема реинкарнации часто возникала в художественных произведениях, и перечень обращавшихся к ней авторов, составленный Н.О. Лосским, вряд ли является полным. Тем не менее, он очень интересен:

"В художественной литературе мысль о перевоплощении встречается довольно часто. Этот вопрос мог бы быть предметом специального исследования. Я ограничусь тем, что приведу лишь несколько случайных примеров.

Среди римских поэтов учение о перевоплощении высказывают Энний, Гораций, Персии, Овидий, Вергилий...

В "Божественной комедии" Данте в "Чистилище" речь идет о ступенях жизни и новых видах тел.

В литературе XIX и XX вв. можно указать на следующих писателей. В "Бабушкиных сказках" Жорж Занд есть сказка "Собака и священный цветок"; в первой части ее человек рассказывает о том, как он был раньше собакою, а во второй части другой человек рассказывает о том, как он был белым слоном.

Виктор Гюго во многих произведениях высказывает свое убеждение о том, что существует перевоплощение...

Английские поэты Уордсворт (Wordsworth), Браунинг (Browning), Россетти (Rossetti), американский поэт Уот Уитмен признают существование перевоплощения.

В русской литературе сторонниками учения о перевоплощении являются Лев Толстой, Апухтин, Бальмонт (см. том "Будем, как солнце", первое стихотворение в отделе "Сознание"), Ф. Сологуб ("Пламенный круг", см. об этом в книге Ходасевича "Некрополь".) Бунин в романе "Жизнь Арсеньева" часто намекает на то, что впечатления, производимые природою, смертью и т. п., в детстве воспринимаются так, как будто у нас уже есть знание, принесенное нами из прошлой жизни до рождения; особенно в главе XIV он говорит в этом смысле о рыцарях, замках, готических соборах, тропиках, южных морях.

М. Пришвин, страстный охотник, глубоко проникающий в душу природы, пишет в книге "Родники Берендея": "Со всей этой летающей, плавающей, бегающей тварью я чувствую родственную связь, и для каждой в душе есть образ-памятка, всплывающий теперь в моей крови через миллионы лет: все это было во мне, гляди только – и узнавай..." "Миллионы лет тому назад нами были утрачены крылья, такие же прекрасные, как у чаек, и оттого, что это было очень давно, мы ими теперь так сильно любуемся. Мы потеряли способность плавать, как рыба, и качаться на черенке, прикрепленном к могучему стволу дерева, и носиться из края в край семенными летучками, и все это нам нравится, потому что это все наше, только было очень, очень давно".

"Учение о происхождении человека путем эволюции от низших, чем он, видов организмов вполне согласимо с христианскою, религиею. Поэт Алексей Константинович Толстой (ум. в 1875 г.), человек религиозный, понимал это так же, как и Дарвин. Услышав в 1872 году, что М. Н. Лонгинов, начальник Главного управления по делам печати, хочет запретить издание перевода одного из произведений Дарвина, он написал "Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинизме". Вот отрывок из него:

Отчего б не понемногу
Введены во бытие мы?
Иль не хочешь ли уж Богу
Ты предписывать приемы?
Способ, как творил Создатель,
Что считал Он боле кстати, -
Знать не может Председатель
Комитета о печати.
Ограничивать так смело
Всесторонность Божьей власти -
Ведь такое, Миша, дело
Пахнет ересью отчасти!
Да и в прошлом нет причины
Нам искать большого ранга,
И, по мне, шматина глины
Не знатней орангутанга".

Примечание: Книга Н.О. Лосского "Учение о перевоплощении" опубликована по адресу:
http://www.krotov.info/libr_min/l/lossk_v/lossky_n_metem.html


В следующем выпуске читайте:

Н.О. Лосский и его книга "Учение о перевоплощении" (окончание)

Предыдущие статьи:

Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть V  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть IV  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть III  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть II  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть I  |   Уильям Баркли о всеобщем спасении  |   Николай Бердяев о реинкарнации  |   Николай Бердяев об аде  |   Буква и дух Писания  |   Белые пятна на "Библейской карте мира"  |   Реинкарнация: почему о ней стоит говорить

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он цитирует.

(c) 2004, Universalist.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное