В шестой главе своей книги, Лосский приводит длинный перечень
философов и мыслителей, признававших реинкарнацию. На первый
взгляд, этот отрывок не нуждается в комментариях. Но мне все
же хочется поделиться отдельными замечаниями.
Ссылка на идеи какого-либо уважаемого человека - очень слабый
аргумент в споре, если данный авторитет не признан всеми
сторонами. За долгие годы своего существования, человечество
изобрело массу религиозных и философских теорий,
расходящихся практически по всем вопросам, включая вопрос
о вечной судьбе индивидуума. Перечень мыслителей, выступавших
против реинкарнации, будет таким же внушительным.
На мой взгляд, обращаться к наследию философов прошлого нужно
не для того, чтобы доказать реальность перевоплощения -
вряд ли это возможно. Скорее, исторический экскурс поможет
нам убедиться, что учение о реинкарнации полностью совместимо
с глубоким и вдумчивым отношением к жизни. Оно не противоречит
ни вере в Бога, ни вере во Христа, ни философскому методу
познания мира. Перевоплощение нельзя рассматривать как
предрассудок отсталых дикарей, живущих вдали от магистральных
линий развития современной мысли.
Слово Н.О. Лосскому:
"Я не собираюсь излагать различные учения философов о
перевоплощении. Только в некоторых случаях будут указаны
особенности учения того или другого философа. Глава эта
содержит в себе почти только перечень имен философов,
придерживающихся учения о перевоплощении, да и то это
перечень весьма неполный.
В Индии учение о перевоплощении содержится в Упанишадах,
религиозно-философских трактатах. Оно содержится также в
философии буддизма. В уме многих христиан учение о перевоплощении
тесно связано с буддизмом. Услышав, что кто-то
утверждает перевоплощение, они говорят: "значит, вы усвоили
это учение буддизма". В действительности, однако, большинство
учений о перевоплощении не имеет ничего общего с философиею
буддизма. В особенности изложенная мною теория во многом
прямо противоположна учению буддизма.
Сущность буддийской теории перевоплощения я изложу,
пользуясь исследованием "Проблемы буддийской философии"
O.O.Розенберга, талантливого русского ученого, погибшего
от сыпного тифа в условиях гражданской войны. В своей книге
Розенберг дает "схему основных буддийских учений",
более или менее общую "для буддистов всех направлений",
пользуясь такими памятниками и источниками, которые до сих
пор еще мало изучались европейскими учеными. Конечно,
Розенберг излагает не простонародные верования буддистов,
а философские теории их. Исходный пункт и основная задача
буддийской метафизики, говорит Розенберг, есть анализ человека,
именно анализ потока индивидуального сознания. Каждое
конкретное переживание, напр. радостное восприятие восхода
солнца, можно разложить на ряд элементов... В буддийской
философии, говорит Розенберг, "каждый элемент, в свою
очередь, рассматривается как цепь моментов". "Согласно
трактату Абидармакоша, момент равняется 1/75 секунды,
а по другим, напр. по позднейшей бирманской традиции,
момент - биллионная часть сверкания молнии. Видение солнца
в течение секунды есть поэтому цепь мгновенных действий,
"актов", световых явлений, явлений круглой формы и т.
д.". "Человеческая личность с ее переживаниями как предметов
внешнего, так и явлении внутреннего мира оказывается сведенной
на поток ежемгновенно сменяющихся комбинаций мгновенных
же элементов. Поэтому нет ни солнца, ни человеческого я,
нет ничего постоянного, кроме вихря элементов, слагающихся
каким-то закономерным образом; в результате получается
сложное явление "человек, видящий предметы и переживающий
психическую жизнь", а не человек и предмет отдельно"...
"Свободы в таком мире быть не может; течение его
представляется буддизму как цепь необходимых неотвратимых
явлений, обусловленных какою-то не зависящею от сознательных
существ необходимостью. Личное индивидуальное бессмертие
отрицается здесь. В простонародья у буддистов сохраняется
первобытное учение о переселении душ, но философия
буддизма истолковывает его так, что оно перестает содержать
в себе признание бессмертия. "Следует иметь в виду", говорит
Розенберг, "что не какая-либо душа переходит из одного тела
в другое или из одного мира в другой, а что данный один
и тот же внеопытный комплекс дхарм" (словом "dharma"
означается неизвестный трансцендентный носитель
мгновенного элемента)... Следовательно, ничего, собственно,
не перерождается, происходит не трансмиграция, а
бесконечная трансформация комплекса дхарм, совершается
перегруппировка элементов-субстратов, наподобие тому,
как в калейдоскопе те же части-цы группируются в новые,
более или менее похожие друг на друга фигуры, но все же
индивидуально различные, никогда не повторяющиеся".
"Без сверхвременного субстанциального центра личности
невозможно для нас достижение индивидуальной и в то же
время абсолютной полноты бытия. Отсюда понятно, что буддист,
понимая личность только как комплекс происходящих мгновенных
событий, замкнутых в себе, считает личное бытие злом, и сущность
его он видит только в себялюбии. Посредством определенной
системы упражнений он старается уничтожить в себе всякое
желание и любовь к жизни, чтобы достигнуть уничтожения своей
личности. Направив все внимание лишь на временное бытие,
буддист не замечает, что личность может быть источником не
только себялюбия, но и бескорыстной любви к абсолютным
ценностям и центром бесконечного творчества, создающего
абсолютную полноту бытия".
"В древней греческой философии сторонниками учения о
перевоплощении были Пифагор и его школа, Эмпедокл,
Платон, новопифагорейцы, Плутарх, Плотин и основанная
им школа новоплатонизма, гностики..."
"Среди христианского духовенства широко распространено
мнение, что Ориген был сторонником учения о перевоплощении
и что он был осужден на пятом вселенском соборе. В
действительности Ориген, по-видимому, не высказывал
учения о перевоплощении и Церковью оно не было осуждено".
"В средние века и в эпоху Возрождения учение о
перевоплощении встречается в Каббале, у Виклефа
(Wycleff, 1320 – 1384), у Цвингли (Zwingli, 1484 – 1531),
у Кардана, Телезия, Джордано Бруно, у Франца Меркурия
Ван-Гельмонта (F. Мегси-rius van Helmont, 1618 – 1699).
Впервые в новой философии появилось учение о перевоплощении,
вполне удовлетворяющее требованиям разума. Выработал его
гениальный философ Лейбниц (1646 – 1716)".
"Вслед за Лейбницем в XVIII в. наиболее разработанное
учение о перевоплощении развил швейцарский натуралист
и философ Шарль Боннэ (Воп-пеl, 1720 – 1793). Подобно
Лейбницу, он утверждает, что смерть не есть отделение
души от всего своего тела; умирая, душа сохраняет часть
своего тела и развивает новое тело, более совершенное..."
"К учениям Лейбница и Боннэ сочувственно относился Гете.
Беседуя с Эккерманом, он сказал:
"Для меня убеждение в нашем будущем существовании возникает
из понятия деятельности; ибо если я неустанно действую до
конца моей жизни, то природа обязана дать мне иную форму
существования, когда эта теперешняя уже не в силах будет
удерживать мой дух" (4.11.1829). "Я не сомневаюсь в продолжении
нашего существования, так как природа не может обойтись без
энтелехии. Но не все мы бессмертны в одинаковой мере, и
кто хочет в грядущем проявить себя как великую энтелехию,
должен уже теперь быть ею".