Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Балак


Шабат шалом ! שבת שלום
Недельная глава «Балак»
Новоизбранный царь Моава, Балак, опасается евреев и призывает к себе на помощь величайшего колдуна и пророка того времени, специалиста по благословениям и проклятиям, бывшего советника фараона и «по совместительству» ярого антисемита – Билама (Валаама), чтобы последний проклял еврейский народ.
Ввиду ряда личных причин Билам вначале отнекивается, но затем соглашается. Однако, вместо проклятий у него вырываются благословения.
На прощание Билам дает Балаку дельный совет по окончательному решению еврейского вопроса – соблазнить евреев развратом с прекраснейшими представительницами слабого пола народов Мидьяна и Моава.
План удается на славу. Среди евреев вспыхивает эпидемия, унесшая жизни 24000 из них, и только решительное вмешательство внука покойного Аарона, Пинхаса, спасает положение и останавливает разврат, а с ним и эпидемию.
У тех, кто поверхностно-бегло ознакомится с текстом текущей недельной главы (особенно в переводе) личность Билама вряд ли вызовет особые симпатии, но и особой неприязни не спровоцирует.
Так, малость слабохарактерен (пойти-не пойти?), корыстолюбив (но ведь за это предлагают хорошие деньги!), за деньги готов на разные мелкие подлости (проклясть слабого и беззащитного, например), а так – ничего особенно страшного, слегка туповат (вон, даже его знаменитая ослица оказалась прозорливее его и увидела на дороге препятствия, о которых он и не подозревал), даже достаточно б-гобоязнен (так прямо и заявляет делегации Балака, ничего, дескать, поделать не могу – как Б-г захочет, так и будет).
Какого же будет их изумление, узнав, что основываясь на более глубоком прочтении текста и комментариев, еврейская традиция говорит о Биламе как об отъявленном негодяе, не погнушившимся ни одним преступлением на свете, познавшим всю существующую в мире грязь и как о злейшем враге еврейского народа!
Что даже все его вынужденные благословения скрывают под собой лютую ненависть к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова!
Что его дружеский совет Балаку был лишь последним в веренице подобного рода различных предложений и
нововведений, преследовавших одну единственную цель - уничтожение евреев - начиная с науськивания фараона топить всех еврейских мальчиков-младенцев в водах Нила!
Что при всем этом он был не наивным глупцом, а мудрейшим человеком своего поколения, чей пророческий дар едва ли не превосходил уровень самого Моше-рабейну!
Но почему же Тора не пишет все это прямым текстом? Почему о злодейской сущности Билама мы должны учить только из подтекста?
Почему бы открыто не поставить Биламу в самом начале повествования яркий ярлык – «подлец», и все сразу станет на свои места?
Но в том-то и дело, что явное зло редко является к нам в своем истинном облачении. Оно может рядиться в безобидные, мелкие пакости, разного рода вредные привычки, склонности и отговорки, легкомысленные идеи и шаловливые мысли, а порой и вовсе в ОДЕЖДЫ ДОБРА .
Зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными покровами и личинами! Чтобы проникнуть в злодейскую суть Билама, недостаточно тех характеристик, что лежат на поверхности - необходимо гораздо глубже вчитываться в тект!
Чтобы уберечь себя от зла, недостаточно смотреть на ярлыки и этикетки, надо искренне желать «во всем дойти до самой сути»!
Ну а как же насчет Биламовской б-гобоязненности? Мы уже подчеркнули, что Билам был негодяем, но отнюдь не дураком. И то, что нам кажется б-гобоязненностью, для него было всего-навсего осознанием реальности. Он мог всеми силами пытаться бороться с ней, но отвергать ее?

В избранное